Музей народного творчества в Ветке был открыт 30 ноября 1978 года по инициативе местного жителя Фёдора Шклярова и на основе его личной коллекции. Будучи выходцем из старообрядческого рода и человеком небезучастным к истории и традициям своей родной земли, Фёдор Шкляров смог не только создать уникальный для Беларуси музей, но и увлечь своим делом других людей. К слову, эти люди до сих пор работают в музее, продолжая дело Шклярова (например, директор музея Нечаева Галина Григорьевна).
Первоначально, музей народного творчества в Ветке располагался в доме купца Грошикова (памятнике архитектуры 19 века), однако в 1992 году музею было передано здание бывшего райкома партии (сегодня в нём расположены хранилища музея). Чуть позже для музея было построено новое здание. Однако строители оказались недобросовестными и в итоге уже в 2000-х годах часть здания пришлось буквально строить заново.
Сегодня Ветковский музей народного творчества имени Ф.Г.Шклярова (таково официальное название музея) является центром исследований обычаев и традиций местного населения. А исследовать есть что! Ведь Ветка – хоть городок и небольшой, но при этом крупный центр русского старообрядчества. Согласно некоторым данным, Ветка была основана в 1685 году именно староверами, которые искали спасения на белорусской земле, гонимые из России церковными и светскими властями.
В Ветковском музее народного творчества хранится множество уникальных экспонатов, которые многие музеи Беларуси хотели бы иметь в своих закромах. Так, коллекция старопечатных и рукописных книг Ветковского музея – самая крупная и разнообразная в Беларуси. Здесь можно увидеть книги с Кремлевских соборов с записями и комментариями царей, известных литераторов и учёных, издания печатных дворов 15-16 веков с Москвы, Гродно, Львова и других городов.
Кроме книг, неизменный интерес вызывают узоры местной резьбы по дереву, древние и старообрядческие иконы, археологические находки, собрания служебных рисунков иконописцев 18-20 веков, коллекции изделий, созданных при помощи техники шитья бисером, ритуальные ручники и предметы традиционной ветковской одежды. Всего – более десяти тысяч экспонатов. И их количество постоянно увеличивается.
Ветковский музей народного творчества имеет филиал в Гомеле. А в 2008 году за значительный вклад в сохранение историко-культурного наследия и изучение национально культуры Ветковский музей народного творчества получил специальную премию президента Беларуси в номинации «музейное дело» .
Музей народного творчества в Ветке не оставляет равнодушным никого. Хочется вернуться ещё раз, чтобы вновь взглянуть на уникальные экспонаты. Сегодня музей входит в Малое золотое кольцо Гомельщины и неизменно влюбляет в себя туристов, выбравших отдых в Беларуси.
Дата обновления: 27 ноября 2012 Беларусь по праву считается многонациональной и многоконфессиональной страной. Проект «Музеи Беларуси с БЕЛКАРТ» сегодня расскажет о Ветковском музе старообрядчества и белорусских традиций им. Ф.Г.Шклярова. Только там можно познакомиться с жизнью и традициями одного из самых необычных белорусских городов. Город Ветка был основан в 1685 (по другим данным в 1682 году) бежавшими из России из-за преследования со стороны властей старообрядцами. Старообрядчество – движение, появившееся в связи с реформами 1650-1660-х годов в Русской православной церкви. В быту у старообрядцев сохранились древние традиции, которые, по сути своей, стали определенным ритуалом. Именно старообрядцы оказали решающую роль на формирование облика города Ветки. Ветковский музей старообрядчества и белорусских традиций своеобразен тем, что в нем раскрывается история и самобытность как Гомельского Полесья, так и регионального старообрядчества. Здание, где находится экспозиция музея, построено в 1897 году. Это был особняк местного купца-судовладельца Грошикова.![](https://i0.wp.com/museums.by/upload/2015/12/gorod-vetka_2.jpg)
![](https://i2.wp.com/museums.by/upload/2015/12/vetka-13.jpg)
![](https://i0.wp.com/museums.by/upload/2015/12/vetka-9.jpg)
![](https://i0.wp.com/museums.by/upload/2015/12/vetka-10.jpg)
![](https://i1.wp.com/museums.by/upload/2015/12/vetka-18.jpg)
![](https://i0.wp.com/museums.by/upload/2015/12/vetka-7.jpg)
![](https://i1.wp.com/museums.by/upload/2015/12/vetka-8.jpg)
![](https://i2.wp.com/museums.by/upload/2015/12/vetka-5.jpg)
![](https://i1.wp.com/museums.by/upload/2015/12/vetka-19.jpg)
![](https://i0.wp.com/museums.by/upload/2015/12/vetka-6.jpg)
![](https://i1.wp.com/museums.by/upload/2015/12/vetka-4.jpg)
![](https://i0.wp.com/museums.by/upload/2015/12/vetka-12.jpg)
![](https://i1.wp.com/museums.by/upload/2015/12/vetka-20.jpg)
![](https://i1.wp.com/museums.by/upload/2015/12/vetka-11.jpg)
![](https://i1.wp.com/museums.by/upload/2015/12/vetka-15.jpg)
![](https://i2.wp.com/museums.by/upload/2015/12/vetka-16.jpg)
![](https://i0.wp.com/museums.by/upload/2015/12/vetka-17.jpg)
![](https://i2.wp.com/museums.by/upload/2015/12/vetka-22.jpg)
Новые
экспозиции филиала Ветковского музея народного творчества открылись в
Гомеле, по адресу: площадь Ленина, 4, в помещении бывшего
шахматно-шашечного клуба. Его любезно предоставил дворцово-парковый
ансамбль.
Концепция оригинальна. Четыре зала представляют разные
стороны традиционной культуры. Разделы имеют постоянные названия, при
том, что экспозиции в них будут периодически меняться. Разным традициям
как бы задаются одни и те же вопросы.
Вот они:
1. Шедевр (выставка одного экспоната).
2. Человек Традиции.
3. Вещь как текст духовной культуры.
4. Живое ремесло.
Сегодня представлены:
1. Евангелие XVI в. из слободы Косицкой
В конце 2005 г. музеем был приобретён великолепный манускрипт начала 16 в. – орнаментированное многоцветными заставками, украшенное плетёными буквицами Евангелие. Тогда-то и была рассказана нам история о спасении святынь одной из первых ветковских слобод. Два дня лежала гора книг из старообрядческой моленной – в 1934-м году всё «не могли найти коня», чтобы увезти и закопать их. Тётушка теперешнего владельца уникальной рукописи спасла из груды обречённых памятников многовековой культуры эту книгу. Всё в этой книге говорит о том, что место её создания – крупный монастырь… Именно там существовали многовековые традиции книжного искусства. Писали и украшали манускрипт великолепные мастера. Это обычно происходило в скрипториях, где каждый выполнял свою часть «художества».
Труд писца и на этих страницах впечатляет мастерством. Стиль несколько архаизирующий – слова сливаются в одну строку неразрывно. Но каждая буква здесь – воин Слова.
Буквицы-инициалы многоцветны. Они сплетены из «ремешков», но каждый из них прорастает побегами – вот один из источников позднейшего ветковского стиля! Сама бумага на просвет сообщает о своём возрасте. Когда-то листы делали вручную, отливая бумагу на проволочных сетках-рамках. Обязательным был «фирменный знак»-филигрань – его выплетали из той же проволоки, и он отпечатывался на каждом листе, проходя через века вместе с книгой. Тут со страницы на страницу бежит вепрь. Этот знак пронесен Средневековьем от кельтского прошлого и обозначает он… солнце. Любили его и в 15 – 16 вв.
Так немыслимо сплетается история. И если начало её – в немыслимой
древности, если продление – в каждом творении мастерства, то способ
пронести наше духовное богатство – в преемственности и верности, в
душах тех, кто уничтожению противопоставил – спасение!
Сама бумага
на просвет сообщает о своём возрасте. Когда-то листы делали вручную,
отливая бумагу на проволочных сетках-рамках. Обязательным был
«фирменный знак»-филигрань – его выплетали из той же проволоки, и он
отпечатывался на каждом листе, проходя через века вместе с книгой. Тут
со страницы на страницу бежит вепрь. Этот знак пронесен Средневековьем
от кельтского прошлого и обозначает он… солнце. Любили его и в 15 – 16
вв.
Так немыслимо сплетается история. И если начало её – в немыслимой древности, если продление – в каждом творении мастерства, то способ пронести наше духовное богатство – в преемственности и верности, в душах тех, кто уничтожению противопоставил – спасение.
2. Человек Традиции:
«Дам тебе я на дорогу образок святой…»
Основанная в 1680-х гг. Ветка, крупнейший центр раскола, приняла в свой «космос» староверов разных толков Литые иконки в старину называли «путные». Их действительно брали с собой в путь паломники, «водники» (моряки и речники), купцы, строители… Покидая дом ради отхожих промыслов, мастера, которыми славились старообрядческие слободы, несли и везли литые походные церкви-складни, иконки с любимыми народными святыми – целителями и покровителями ремёсел.
3. Вещь как текст Традиции
Узорные народные ткани и «подсознание» культуры
Уже более четверти века коллектив Ветковского музея занимается изучением ткацких традиций региона. Среди множества вопросов – происхождение и семантика орнамента рушников. Ткачество, угасающее сегодня, представляло когда-то целое пространство перетекающих друг в друга традиций с особыми фондами орнаментальных знаков, техник, композиций узора.
Памятники, собранные во время музейных экспедиций (а это более тысячи рушников), хранят уникальную и во многом не расшифрованную информацию. Порой история здесь погружается в археологию. Рушники предстают как тексты духовной культуры – в многочисленных вариантах отдельных традиций.
В красно-белых узорах старых льняных тканей сохранился
геометрический чин орнамента (основанный на ромбо-крестовой системе
знаков) – теперь угасший язык, которым когда-то наши предки передавали
небу свои заветные чаяния. Как предполагают, система сложилась во II –
I тысячелетиях до н. э.
|
|
|
|
Общественность Гомеля взбудоражило известие - власти могут закрыть филиал Ветковского музея старообрядчества и белорусских традиций им. Федора Шклярова . В последние годы он стал главным центром белорусской культуры в Гомеле - здесь развивается школа традиционных песен, танцев, ткачества, проводится реконструкция народных обрядов.
Филиал размещен в парке рядом с Петропавловским собором и дворцом Румянцевых и Паскевичей . По словам заведующего филиалом Петра Цалко, первая информация о намерении закрыть в Гомеле музей появилась именно от генерального директора дворцово-паркового ансамбля Ирины Пырковой , которая поставила перед фактом: филиал будет переезжать в Ветку.
В райцентре будут открываться два больших выставочных зала, и областные власти почему-то решили, что Ветковский музей не в состоянии заполнить эти залы. По этому вопросу я дозвонился по горячей линии председателю облисполкома Владимиру Дворнику, и он высказал мысль, что Ветковскому музею не место на территории дворцово-паркового ансамбля и в принципе в Гомеле, что все должно быть в Ветке, и люди должны ехать туда - город будут развивать как туристический центр. Когда я начал объяснять, что филиал - это не просто выставочная площадка, было сказано, что разговор окончен, - отметил Петр Цалко.
Он напомнил, что филиал Ветковского музея открыли в Гомеле в 2001 году, а посещаемость за год составляет 10 тыс. человек. Нет проблем и с самоокупаемостью, филиал даже приносит прибыль, чем может похвастаться далеко не каждый музей в Беларуси .
Есть и сувенирный магазин, который довольно успешно работает, напрямую от неглюбских ткачих реализовывает рушники, от гомельских ремесленников - изделия из дерева, глины, соломки. Знаменитые неглюбские рушники можно купить в Гомеле только в филиале Ветковского музея. Также в экспозиции можно посмотреть сам процесс изготовления рушников. Их покупают активно - в качестве подарка, на свадьбы, за границу, - продолжает Петр Цалко.
В апреле 2016 года президенту Беларуси как раз вручили неглюбский 30-метровый рушник. Александр Лукашенко назвал его «лучшим подарком за 20 лет на посту президента» и передал для хранения во Дворец Независимости.
По неофициальной информации, именно приезд президента на чернобыльскую годовщину в этом апреле и мог стать поводом для закрытия музея в Гомеле. К приезду Александра Лукашенко готовятся в Ветке. Власти переживают, что из местных фондов не смогут представить достойную экспозицию, поэтому решили перевезти филиал из Гомеля в райцентр.
Филиал Ветковского музея - единственное место в Гомеле, куда можно привести иностранцев. Мы приходили сюда с моими гостями из Литвы , Польши , Испании , они с интересом рассматривали старинные иконы и тканые рушники. А если его закроют, куда еще пригласить гостей? Музей военной славы? Дворец Румянцевых, где нет ничего национального? - расстроена гомельчанка Елена.
Директор дворцово-паркового ансамбля Ирина Пыркова не стала общаться с корреспондентом «Комсомолки». Тем временем в соцсетях запустили хештег #філіялжыві, под которым гомельчане публикуют свое мнение о закрытии Ветковского филиала. А под обращением к председателю облисполкома будут собирать подписи.
ОФИЦИАЛЬНО: РЕШЕНИЕ ПОКА НЕ ПРИНЯТО
Когда верстался номер, в филиале музея прошла встреча, инициированная начальником главного управления идеологической работы, культуры и по делам молодежи облисполкома Ириной Довгало. Она заявила, что окончательное решение еще не принято и пока лишь прорабатывается вопрос о создании полноценной экспозиции в Ветке - чтобы развивать райцентр как туристический регион. Также она отметила, что если филиал решат перенести в Ветку, в здании точно не будут открывать какое-либо заведение общепита - здесь могут разместить еще один выставочный зал дворца Румянцевых-Паскевичей.
Руководство ветковского музея на встрече поддержало заведующего филиалом, отметив, что филиал в Гомеле нужен, а фондов в Ветке более чем достаточно для создания полноценной экспозиции.
Только чтобы обойти один наш зал, нужно два часа. А второй зал мы могли бы использовать для сменных экспозиций, чтобы привлекать ветковских школьников, - сказала директор музея Галина Нечаева .
4.7 (93.33%) 3 votes
Мы уже рассказывали вам об одном из самых необычных белорусских городов – старообрядческой Ветке (Гомельская область) и находящемся в этом городе «.» Этот музей имеет также филиал в самом центре Гомеля, расположенный в дворцово-парковом ансамбле по адресу: г.Гомель пл. Ленина 4.
И вот 18 марта стало известно, что власти намерены закрыть Гомельский филиал Ветковского музея. Губернатор Владимир Дворник во время «горячей линии» облисполкома сообщил о намерениях закрыть в Гомеле филиал «Ветковского музея старообрядчества и белорусских традиций им. Ф.Г. Шклярова». Инициатива исходит от администрации дворцо-паркового ансамбля.
«Сегодня присутствие в дворцово-парковом ансамбле Ветковского, ну, это как-то не совсем правильно. Это Первое. Второе. Ветка, значит. Мы сегодня вкладываем туда деньги, и я вот буквально на этой неделе там был и высказал тоже мнение вслух. Мы имеем этот маленький музей. Экспонатов много в Ветковском музее, а музей маленький и никакой, а мы сегодня здесь филиал имеем. А там стоит бывшая райкомпартия. Вот я дал задание. Приеду в следующий раз посмотрю лично. И мы там должны сделать хорошую экспозицию. Чтобы это был музей так музей», - сказал глава области во время «горячей линии».
Заведующий филиала музея Петр Цалко, прокомментировал вероятное закрытие:
– На данный момент, филиал - это не просто музей, а точка культурного пространства в Гомеле. Это единственный центр в городе, где занимаются популяризацией и развитием белорусской традиционной культуры серьёзно, для людей, а не «для галочки». При этом это происходит не на сухих лекциях, а «живьем» - у нас есть кружки традиционного ткачества, пения, танцев. Мы постоянно создаем культурные события - проводим традиционные белорусские обряды, мастер-классы. В год к нам приходит десять тысяч человек. Даже сегодня в дождливую погоду к нам пришли люди, чтобы провести «Гуканне вясны». Мы хотим отвоевать музей не ради наших пяти рабочих мест, а чтобы сохранить это уникальное культурное пространство для Гомеля. К сожалению, на местном уровне бороться за филиал уже не получится - вряд ли кто-то пойдет против мнения губернатора, но мы намерены привлечь к инциденту самое широкое внимание и попробовать отстоять наш филиал.
Филиал Ветковского музея был открыт в Гомеле в 2001 году, четвертый год его возглавляет Петр Цалко. «Основная цель работы филиала - выставочная деятельность, но сейчас он стал комплексным культурным, научным и образовательным центром, где развивается и школа традиционных песен, танцев, ткачества. Есть также сувенирный магазин, который довольно успешно работает, напрямую от неглюбских ткачих реализовывает рушники, от гомельских ремесленников - изделия из дерева, глины, соломки. И знаменитые неглюбские рушники можно купить в Гомеле только в филиале Ветковского музея. Также в экспозиции можно посмотреть сам процесс изготовления рушников. Их покупают активно - в качестве подарка, на свадьбы, за границу», - рассказал Цалко, добавив, что за год посещаемость филиала составляет 10 тысяч человек.
В апреле 2016 года президенту Беларуси был вручен неглюбский 30-метровый рушник, который Александр Лукашенко назвал «лучшим подарком за 20 лет на посту президента» и передал для хранения во Дворец Независимости в Минске.
Общественность Гомеля обеспокоена планами властей закрыть филиал и намерена развернуть кампанию в его защиту.
Источники:
http://gomel.today/rus/news/gomel-5469/