Евгений петров настоящая фамилия. Евгений Петров. Биография. Киносценарии Евгения Петрова

Сочинения (сольные)

Евгений Петров (псевдоним Евгения Петровича Катаева , 1903—1942) — русский советский писатель, соавтор Ильи Ильфа.

Семья

Брат писателя Валентина Катаева. Отец кинооператора Петра Катаева и композитора Ильи Катаева.

Биография

Евгений Петрович Петров (настоящая фамилия Катаев) родился в Одессе в семье учителя истории.

В Одессе Катаевы жили на Канатной улице.

В 1920 году окончил 5-ю одесскую классическую гимназию. Во время учебы его одноклассником был Александр Козачинский, написавший впоследствии приключенческую повесть «Зеленый фургон», прототипом главного героя которой — Володи Патрикеева — стал Евгений Петров.

Работал корреспондентом Украинского телеграфного агентства.

В течение трех лет служил инспектором одесского уголовного розыска (в автобиографии Ильфа и Петрова (1929 год) об этом периоде жизни сказано: «Первым его литературным произведением был протокол осмотра трупа неизвестного мужчины»).

В 1922 году во время погони с перестрелкой лично задержал своего друга Александра Козачинского, возглавлявшего банду налётчиков. Впоследствии добился пересмотра его уголовного дела и замены А. Козачинскому высшей меры социальной защиты — расстрела на заключение в лагере.

В 1923 году Петров приехал в Москву, где стал сотрудником журнала «Красный перец».

В 1926 году пришёл работать в газету «Гудок», куда устроил в качестве журналиста, освобожденного к тому времени по амнистии, А. Козачинского.

Значительное влияние на Евгения Петрова оказал его брат Валентин Катаев. Жена Валентина Катаева вспоминала:

В 1927 году с совместной работы над романом «Двенадцать стульев» началось творческое содружество Евгения Петрова и Ильи Ильфа (который также работал в газете «Гудок»).

  • роман «Двенадцать стульев» (1928);
  • роман «Золотой телёнок» (1931);
  • новеллы «Необыкновенные истории из жизни города Колоколамска» (1928);
  • фантастическая повесть «Светлая личность» (экранизирована);
  • новеллы «1001 день, или Новая Шахерезада» (1929);
  • повесть «Одноэтажная Америка» (1937).

В 1932—1937 годах Ильф и Петров писали фельетоны для газеты «Правда».

В 1935-1936 годы они совершили путешествие по США, результатом которого явилась книга «Одноэтажная Америка» (1937). Книги Ильфа и Петрова неоднократно инсценировались и экранизировались.

В 1938 году уговорил своего друга А. Козачинского написать повесть «Зелёный фургон».

В 1939 году вступил в ВКП(б).

Петров прилагал много усилий для публикации записных книжек Ильфа, задумал большое произведение «Мой друг Ильф». В 1939-1942 годы Петров работал над романом «Путешествие в страну коммунизма», в котором описывал СССР в 1963 году (отрывки опубликованы посмертно в 1965 году).

Во время Великой Отечественной войны Петров стал фронтовым корреспондентом. Погиб 2 июля 1942 года — самолёт, на котором он возвращался в Москву из Севастополя, был сбит немецким истребителем над территорией Ростовской области, у села Маньково. На месте падения самолета установлен памятник.

Сочинения (сольные)

  • Радости Мега-са, 1926
  • Без доклада, 1927
  • Фронтовой днев-ник, 1942
  • Воздушный извозчик. Киносцена-рии, 1943
  • Остров мира. Пьеса, 1947
  • Неокон-ченный роман «Путешествие в страну ком-мунизма» // «Литературное наследство», т. 74, 1965

Евгений Петрович Катаев, он же Евгений Петров

Писатель-сатирик Евгений Петров (псевдоним Евгения Петровича Катаева) родился 13 декабря 1902 года в Одессе, в семье учителя истории. Его старшим братом был писатель В.П. Катаев.

В Одессе Катаевы жили на Канатной улице, и Евгений к 1920 году закончил 5-ю одесскую классическую гимназию. Во время учебы его одноклассником был Александр Козачинский, по отцу дворянин, написавший впоследствии приключенческую повесть «Зеленый фургон», прототипом главного героя которой - начальника уездного отделения милиции Одессы Володи Патрикеева - стал Евгений Петров. Саша и Женя были друзьями и судьба сводила двух друзей по жизни причудливым образом.

А. Козачинский, человек авантюрного склада и огромного обаяния, с 19 лет, бросив сыскную работу в большевистском уголовном розыске, возглавил банду налетчиков, действовавшую в Одессе и окрестностях. По иронии судьбы в 1922 году арестовал его именно Евгений Катаев, тогда сотрудник одесского уголовного розыска. Козачинский после погони с перестрелкой спрятался на чердаке одного из домов, где и был обнаружен однокашником. Впоследствии Евгений добился пересмотра уголовного дела и замены А. Козачинскому исключительной меры наказания, расстрела - на заключение в лагере. Более того, осенью 1925 года Козачинский был амнистирован. У выхода из тюрьмы его встречали мать и верный друг, Евгений Катаев.Журналист издания «Совершенно секретно» Вадим Лебедев завершает свой очерк «Зеленый фургон» удивляющими нас фактами, подчеркивающими необъяснимость, сверхъестественность связи, существовавшей между этими людьми: «1941 г. разлучил их. Петров уходит на фронт военным корреспондентом. Козачинского по состоянию здоровья отправляют в эвакуацию в Сибирь. Осенью 1942 г., получив известие о гибели друга, Козачинский слег, и через несколько месяцев, 9 января 1943 г., в газете "Советская Сибирь” появился скромный некролог: "Умер советский писатель Александр Козачинский” . В 1938 году Е. Петров уговорил Козачинского, с которым они когда-то в детстве зачитывались Майн Ридом, написать приключенческую повесть «Зеленый фургон»

Из написанной совместно с Ильей Ильфом "Двойной биографий" узнаем, что Е. Петров "...в 1920 году окончил классическую гимназию. В том же году стал корреспондентом Украинского телеграфного агентства. После этого в течение трех лет служил инспектором уголовного розыска. Первым его "литературным произведением" был протокол осмотра трупа неизвестного мужчины. В 1923 году Петров приехал в Москву, где продолжил образование, а также стал сотрудником журнала «Красный перец». Существенное влияние на Евгения оказал его старший брат писатель Валентин Катаев (1897-1986 гг.). Жена Катаева вспоминала: «Я никогда не видела такой привязанности между братьями, как у Вали с Женей. Собственно, Валя и заставил брата писать. Каждое утро он начинал со звонка ему - Женя вставал поздно, принимался ругаться, что его разбудили… «Ладно, ругайся дальше», - говорил Валя и вешал трубку».


Литературное содружество Ильфа и Петрова продолжалось всего десять лет. С 1927 года ими написаны многочисленные фельетоны, романы "Двенадцать стульев", "Золотой теленок", повесть "Светлая личность", цикл новелл о городе Колоколамске и сказки Новой Шахерезады. Очерки о пребывании в 1935 году в США составили книгу "Одноэтажная Америка". Американские впечатления дали Ильфу и Петрову материал еще для одного произведения - большого рассказа "Тоня".


Ильф и Петров писали увлеченно, после завершения рабочего дня в редакции, возвращались домой в два часа ночи. Роман «Двенадцать стульев» вышел в свет в 1928 году - сначала в журнале, а потом отдельной книгой. И сразу стал необычайно популярен. История о похождениях обаятельного авантюриста и мошенника Остапа Бендера и его спутника, бывшего предводителя дворянства Кисы Воробьянинова, захватывала блестящими диалогами, яркими персонажами, тонкой сатирой на советскую действительность и обывательщину. Смех был оружием авторов против пошлости, глупости и идиотического пафоса. Книга быстро разошлась на цитаты:

  • «Всю контрабанду делают в Одессе, на Малой Арнаутской улице»,
  • «Дуся, я человек, измученный нарзаном»,
  • «Знойная женщина, - мечта поэта»,
  • «Торг здесь неуместен»,
  • «Утром деньги - вечером стулья»,
  • «Кому и кобыла невеста»,
  • «Быстро только кошки родятся»,
  • «Гигант мысли, отец русской демократии»
и многие, многие другие. Незабываем и словарь Эллочки-людоедки с ее вошедшими в нашу жизнь словечками-междометиями и иными репликами - «мрак!», «жуть!», «толстый и красивый», «парниша», «хамите», «у вас вся спина белая!», «не учите меня жить!», «хо-хо». В сущности, можно без натяжек утверждать, что вся книга о Бендере состоит из бессмертных афоризмов, постоянно цитируемых читателями и кинозрителями. В Одессе есть памятник Стулу, памятник Остапу Бендеру и Кисе Воробьянинову (в Городском саду).


Одесса, памятник Ильфу и Петрову открыт в Саду скульптур Литературного музея.

В 1937 году от туберкулеза скончался Илья Ильф. Смерть И. Ильфа была для Е. Петрова глубокой травмой: и личной, и творческой. С потерей друга он так и не примирился до последнего дня жизни. Но творческий кризис преодолевал с упорством и настойчивостью человека большой души и большого таланта.Он прилагал много усилий для публикации записных книжек друга, задумал большое произведение «Мой друг Ильф». В 1939-1942 годах работал над романом «Путешествие в страну коммунизма», в котором описывал СССР в недалеком будущем, в 1963 году (отрывки опубликованы посмертно в 1965 году)

Заканчивать в одиночку начатое вместе с Ильфом оказалось невозможным, хотя незадолго до смерти Ильфа, соавторы уже попробовали работать врозь - над "Одноэтажной Америкой". Но тогда, работая в разных концах Москвы и даже видясь не каждый день, писатели продолжали жить общей творческой жизнью. Каждая мысль была плодом взаимных споров и обсуждений, каждому образу, каждой реплике предстояло пройти суд товарища. Со смертью Ильфа писателя "Ильф и Петров" не стало.

Е. Петров в книге "Мой друг Ильф". намеревался рассказать о времени и о себе. О себе - в данном случае означало бы: об Ильфе и о себе. Замысел его далеко выходил за пределы личного. Здесь должна была заново, в иных чертах и с привлечением другого материала, отразиться эпоха, уже запечатленная в их совместных произведениях. Раздумья о литературе, о законах творчества, о юморе и сатире. Из статей, которые были им опубликованы под названием "Из воспоминаний об Ильфе", а также из планов и набросков, найденных в его архиве, видно, что книга была бы щедро насыщена юмором. Фактический материал, которым изобилует эта только еще начатая работа, чрезвычайно богат.

Как корреспонденту "Правды", Е. Петрову приходилось много ездить по стране. В 1937 году он был на Дальнем Востоке. Впечатления от этой поездки отразились в очерках "Молодые патриотки", "Старый фельдшер". В это время Петров пишет и литературно-критические статьи, занимается и большой организаторской работой. Он был заместителем редактора "Литературной газеты", в 1940 году стал редактором журнала "Огонек" и в свою редакторскую работу вносил подлинную творческую страстность.

В 1940-1941 гг. Е. Петров обращается к жанру кинокомедии. Им было написано пять сценариев: "Воздушный извозчик", "Тиха украинская ночь", "Беспокойный человек", "Музыкальная история" и "Антон Иванович сердится" - три последних в соавторстве с Г. Мунблитом.

"Музыкальная история", "Антон Иванович сердится" и "Воздушный извозчик" были экранизированы.

С первых дней Великой Отечественной войны Е. Петров стал корреспондентом Совинформбюро. Его фронтовые очерки появлялись в "Правде", "Известиях", "Огоньке", "Красной звезде". Он посылал телеграфные корреспонденции в США. Хорошо знавший Америку, умевший говорить с рядовыми американцами, он немало сделал в годы войны, чтобы донести до американского народа правду о героическом подвиге советских людей.

Осенью 1941 года это были очерки о защитниках Москвы. Е. Петров бывал на передовой, появлялся в освобожденных селах, когда там еще дымились пепелища, разговаривал с пленными.

Когда фашистов отогнали от Москвы, Е. Петров отправился на Карельский фронт. В своих корреспонденциях он рассказал о героизме и мужестве защитников советского Заполярья.

Разрешения поехать в осажденный Севастополь Е. Петров добился с трудом. Город был блокирован с воздуха и с моря. Но туда ходили наши корабли и летали самолеты, доставляя боеприпасы, вывозя раненых и жителей. Лидер эсминцев "Ташкент" (его называли "голубым крейсером"), на котором находился Е. Петров, успешно достиг цели, когда на обратном пути в него попала немецкая бомба. И все время, пока подошедшие на помощь корабли снимали раненых, детей и женщин, "Ташкент" был под обстрелом.

1942 год, Е. Петров на лидере «Ташкент» прорвался в осажденный Севастополь. Слева направо - Е. Петров и командир «Ташкента» В. Н. Ерошенко

Петров отказался покинуть корабль. Он оставался с экипажем до прихода в порт, находясь все время на палубе и помогая бороться за сохранение корабля. "Когда в день отлета я вошел утром на веранду, на которой спал Петров, - рассказывал адмирал И.С. Исаков, - вся веранда и вся мебель на ней были устланы исписанными листиками бумаги. Каждый был аккуратно придавлен камешком. Это сушились записи Евгения Петрова, вместе с его полевой сумкой попавшие в воду во время боя". Здесь был и его последний, неоконченный очерк "Прорыв блокады".

Возвращаясь с фронта, 2 июля 1942 года, самолет, на котором фронтовой журналист Е. Петров возвращался в Москву из Севастополя, был сбит немецким истребителем над территорией Ростовской области, у села Маньково. Ему не исполнилось и 40 лет.

Памяти Евгения Петрова Константин Симонов посвятил стихотворение "Неправда, друг не умирает..."

Евгений Петров награжден орденом Ленина и медалью. В Одессе, где родились и начали творческий путь писатели- сатирики, есть улица Ильфа и Петрова.

У писателя Е. Петрова выросли два замечательных сына. Нам известен кинооператор Петр Катаев (1930-1986 гг.), снимавший главные фильмы Т. Лиозновой. Это хорошо известные нам «Семнадцать мгновений весны», «Три тополя на Плющихе», «Мы, нижеподписавшиеся», «Карнавал», А с композитором Ильей Катаевым (1939-2009 гг.) мы знакомы по пьесе «Стою на полустаночке» из советского телесериала «День за днем». И. Катаев -автор музыки к фильмам С. Герасимова «У озера» и «Любить человека».

Феликс КАМЕНЕЦКИЙ.

Российский писатель-сатирик Евгений Петров прославился после выхода в свет книг «Двенадцать стульев», «Золотой теленок», «Одноэтажная Америка» и «На войне», написанных в тандеме с .

Евгений Петрович Катаев (настоящая фамилия публициста) родился 13 декабря 1902 в Одессе. Когда люди, не знакомые с творчеством и жизнью Евгения, читают его автобиографию, у них складывается впечатление, что творец жил не в реальном, а идеальном Советском Союзе. Был свободным, писал, что хотел, путешествовал по всему миру и чудесным образом избежал ареста и репрессий во времена, когда сажали всех вокруг.

Правда, если копнуть глубже, выясняется, что реальная жизнь журналиста отличалась от официальной биографии. Известно, что на протяжении пары лет никто точно не знал подлинную дату рождения Евгения, поэтому во всех энциклопедиях указывался октябрь 1903 года. Только когда в 60-х годах сотрудники одесского архива отыскали метрическую книгу, в которой была записана дата рождения и крещения, все встало на свои места.

Отец писателя - Петр Васильевич Катаев - работал преподавателем в епархиальном и юнкерском одесских училищах. Мать Евгения - украинка из Полтавы, умерла от воспаления легких через пару месяцев после рождения второго сына (у писателя есть старший брат ).


Известно, что у Катаевых была обширная семейная библиотека, но классическая литература не привлекала Евгения. Любознательный парень зачитывался книгами Густава Эмара, и .

В 1920 году Евгений окончил 5-ю одесскую классическую гимназию, в которой его одноклассником и лучшим другом был Александр Козачинский (мальчики даже принесли клятву братской верности: надрезали кусочком стекла пальцы и смешали кровь). Затем будущий публицист на протяжении пары месяцев работал корреспондентом Украинского телеграфного агентства, а после - инспектором уголовного розыска в Одессе.


Мало кто знает, но 1922 году во время погони с перестрелкой Катаев лично задержал своего друга Козачинского, возглавлявшего банду налетчиков. Впоследствии писатель добился пересмотра его уголовного дела. В итоге Александра не расстреляли, а отправили в лагерь.

Эта история позднее легла в основу приключенческой повести «Зеленый фургон», прототипом главного героя которой - Володи Патрикеева – стал Петров. Также по произведению в 1959 и 1983 годах были сняты одноименные фильмы.


Через три года Катаев переехал в Москву. Там юноша занялся самообразованием и журналистикой. Уже в 1924-ом в сатирическом журнале «Красный перец» появились первые фельетоны и рассказы под псевдонимом Петров. За период своей литературной карьеры сатирик использовал другие псевдонимы. Делалось это, потому что писатель не хотел, чтобы его произведения приписывали брату.

До начала сотрудничества с Ильей Ильфом Евгений Петров опубликовал более полусотни юмористических и сатирических рассказов в различных периодических изданиях и выпустил три самостоятельных сборника. В 1926 году, работая в газете «Гудок», публицист познакомился с Ильей Ильфом, с которым он на начальных этапах обрабатывал материалы для газеты «Гудок», а также сочинял темы для рисунков и фельетонов в журнале «Смехач».


Когда началась война, Петров стал военным корреспондентом в Совинформбюро. Он писал для советских печатных изданий и по работе, часто подолгу, бывал на фронте. Однажды писатель вернулся из-под Малоярославца контуженный взрывной волной.

Несмотря на то, что публицист практически не разговаривал, он как мог скрывал свое состояние от коллег и родных. Известно, что как только ему стало немного легче, журналист сразу же взялся писать о боях за Малоярославец.


Которому довелось побывать с Петровым в одной из самых длительных фронтовых поездок на Северный фронт, вспоминал о том, что Евгению было крайне тяжело преодолевать пешком большие расстояния из-за слабого сердца. Молодой Симонов часто предлагал Катаеву помощь, но Петров наотрез отказывался и радовался, когда делался привал или они доходили до штаба.

Литература

Летом 1927 года Ильф и Петров совершили поездку в Крым, на Кавказ и посетили Одессу. Они вели совместный дневник путешествия. Позднее впечатления от этой поездки вошли в роман «Двенадцать стульев», который был опубликован в 1928 году в ежемесячном литературном журнале «30 дней». Роман имел большой успех у читателей, но был довольно холодно встречен литературными критиками. Еще до первой публикации цензура сильно сократила его. Вскоре роман стали переводить на европейские языки, и он был издан во многих странах Европы.


Следующим их романом стал «Золотой теленок» (1931 год). Изначально произведение печаталось частями в ежемесячнике «30 дней». В сентябре 1931 года Илья Ильф и Евгений Петров были командированы на учения Красной армии в белорусском военном округе. По материалам поездки в журнале «30 дней» был опубликован очерк «Трудная тема». С 1932 года Ильф и Петров печатались в газете «Правда».


В 1935-1936 годах писатели совершили путешествие по США, результатом которого стала книга «Одноэтажная Америка» (1937 год). Также в соавторстве с Ильей Ильфом были написаны новеллы «Необыкновенные истории из жизни города Колоколамска» (1928–1929 год), фантастическая повесть «Светлая личность» (1928 год), новеллы «1001 день, или Новая Шахерезада» (1929 год) и превеликое множество других прекрасных работ.

Творческое сотрудничество писателей прервала смерть Ильфа в 1937-ом. Катаев многое сделал для увековечивания памяти своего друга. В 1939 году он издал «Записные книжки» Ильи Ильфа, а позже задумал написать роман под названием «Мой друг Ильф». Правда, роман не был закончен и сохранились только отдельные наброски и развернутые варианты плана.


Перу Евгения Петрова принадлежит ряд киносценариев. В соавторстве с Ильей Ильфом были созданы «Черный барак» (1933 год), «Однажды летом» (1936 год). Позднее в соавторстве с Георгием Мунблитом появились «Музыкальная история» (1940 год), «Антон Иванович сердится» (1941 год).

Самостоятельно Катаев написал сценарии к фильмам «Тиха украинская ночь» и «Воздушный извозчик». Также известно, что писатель работал над сценарием фильма «Цирк», но в итоге потребовал не указывать свою фамилию в титрах.

Помимо прочего, по произведениям Ильфа и Петрова поставлены фильмы: «Золотой теленок» (1968 год), «Двенадцать стульев» (1971 год), «Ехали в трамвае Ильф и Петров» (1972 год). Также по пьесе Катаева «Остров мира» снят мультфильм «Мистер Уолк» (1949 год).

Личная жизнь

Супругу Евгения звали Валентина, она была младше него на восемь лет. Петров каждый день удивлял возлюбленную и делал все, чтобы с лица избранницы не сходила улыбка. Молодые люди узаконили отношения, когда девушке едва исполнилось девятнадцать. После свадьбы писатель сохранил к жене столь же трепетное отношение. Стоит отметить и то, что на брак не оказала никакого влияния мода на свободные отношения, распространившаяся в 1920-х годах в богемной среде.


В этом союзе родились два сына – Петр (назван в честь отца) и Илья (назван в честь друга). По воспоминаниям внучки писателя, ее бабушка до самой смерти (в 1991 году) продолжала любить мужа и никогда не снимала с пальца подаренное им кольцо.

Старший сын Евгения и Валентины стал кинооператором, снял множество популярных советских лент. Младший Илья трудился композитором, написал музыку к паре фильмов и сериалов.

Смерть

Петров пережил своего друга Илью на пять лет. После кончины Ильфа смерть в буквальном смысле ходила за Евгением по пятам. Однажды писатель в гимназической лаборатории наглотался сероводорода, и его едва откачали на свежем воздухе. Затем в Милане публициста сбил велосипедист, и он чуть не попал под колеса проезжающей мимо машины.

Во время финской войны снаряд попал в угол дома, в котором автор рассказа «Блудный папа» ночевал. Под Москвой журналист попал под минометный огонь немцев и едва уцелел. В тот же год сценаристу прищемило пальцы дверью фронтовой «эмки». Случилось это, когда на писателя налетела немецкая авиация, и ему необходимо было в срочном порядке покинуть машину и бежать в кювет.


Могила Евгения Петрова на месте его гибели

Погиб творец в годы Великой Отечественной войны. Когда второго июля 1942 года Евгений возвращался самолетом в Москву, пилот, уходя от бомбардировки, снизил высоту полета и врезался в курган. Из нескольких человек, находившихся на борту, погиб только Петров, которому на тот момент было 38 лет.

Останки писателя похоронили в Ростовской области в селе Маньково-Калитвенское.

Библиография

  • 1922 – «Настоящая работа»
  • 1924 – «Не выгорело»
  • 1926 – «Радости Мегаса»
  • 1927 - «Без доклада»
  • 1928 - «Двенадцать стульев»
  • 1928 – «Светлая личность»
  • 1929 – «Шапка»
  • 1931 - «Золотой теленок»
  • 1934 – «Рецепт спокойной жизни»
  • 1936 - «Одноэтажная Америка»
  • 1942 - «На войне»
  • 1942 - «Фронтовой дневник»
  • 1965 - «Путешествие в страну коммунизма» (незакончено)

Мало найдется в России людей, кто не читал, не смотрел или хотя бы не слышал о таких культовых произведениях нашей литературы, как «Двенадцать стульев» и «Золотой теленок», о людях с фамилиями Ильф и Петров. Их обычно называют всегда вдвоем, и это вполне закономерно: плечом к плечу они проработали долгие годы. Тем не менее, и сами по себе при этом оставались совершенно целостными единицами. Вот, например, писатель Евгений Петров - какой он?

Детство

Евгений Петрович Катаев (именно так звучит настоящее имя литератора) появился на свет 13 декабря 1902 года. Родным городом его была Одесса. Помимо Евгения, в семье преподавателя Петра Васильевича и пианистки Евгении Ивановны уже подрастал шестилетний ребенок - старший сын Валентин (тот самый Валентин Катаев, который в будущем станет известнейшим писателем - о том факте, что они с Петровым родные братья, известно немногим). Забегая далеко вперед, нужно пояснить значение псевдонима у младшего из братьев: Валентин к тому времени, как Евгений начал пробиваться в литературных кругах, уже стал завоевывать этот Олимп, и, рассудив, что двух Катаевых в литературе слишком много, младший брат «уступил» старшему настоящую фамилию, взяв себе вымышленную Петров - по отчеству (они ведь были Петровичи).

Всего через три месяца после рождения Евгения от болезни скончалась мать мальчиков, и отец остался с двумя детьми совершенно один. Впрочем, тут же на помощь ему примчалась родная сестра умершей жены Елизавета - бросив все свои дела, отказавшись от собственной личной жизни, она посвятила всю себя уходу за племянниками. Отец будущих литераторов так никогда больше и не женился. И он, и тетка стремились вырастить мальчишек образованными людьми, в доме была богатая библиотека, и Петр Васильевич никогда не скупился на покупку новых книг. Возможно, именно поэтому старший с юных лет решил, что будет писать - в отличие от младшего, который литератором становиться не хотел ни за что, но был вынужден «хвостиком» таскаться вслед за братом по всем редакциям - один Валентин ходить стеснялся и боялся. С тринадцати лет рассказы Валентина стали публиковать, а у Евгения даже сочинения в школе удавались не всегда и еле-еле. Он, конечно, тоже любил читать - но отнюдь не классику, а детективы и приключения. Обожал Шерлока Холмса и сам мечтал стать великим сыщиком.

Юность

После революции в Одессе, как, впрочем, и в других городах, настали тяжелые времена. Пошли волны арестов, как бывшего царского офицера задержали и Валентина Катаева. Вместе с ним за решетку попал Евгений - потому что ближайший родственник. Арест продлился недолго, вскоре обоих братьев выпустили, но, решив не портить репутацию Евгения, оба они всю жизнь молчали о том, что в тюрьме побывал не только старший, но и младший из них.

Поскольку Евгений Петров мечтал стать сыщиком, он пошел работать в уголовный розыск и, если верить документам, был одним из лучших оперативников. Работа Евгения Петрова в уголовном розыске началась в 1921 году, и в том же году умер отец братьев - к сожалению, тогда их обоих не было в Одессе, проститься с отцом они не успели. Вскоре после этого Валентин покинул родной город - сначала он отправился в Харьков, затем в Москву, где стал ждать младшего брата. Тот присоединился к старшему два года спустя. Так в биографии Евгения Петрова появилась Москва.

Начало пути

Прибыв в столицу, Евгений стал жить у брата, но, не желая быть тому «в тягость», поспешно начал искать работу. С рекомендациями из одесского уголовного розыска он направился в московскую милицию - однако там мест не было, и все, что смогли предложить молодому человеку, - это должность надзирателя в Бутырской тюрьме. Евгений собирался принять данное приглашение, но Валентин, узнав о нем, воспрепятствовал такому решению. Он хотел, чтобы брат стал журналистом. По требованию Валентина, Евгений написал небольшой фельетон, который тут же напечатали в одной из газет и выдали молодому автору гонорар - гораздо больший, чем составлял бы месячный заработок в тюрьме. После этого Евгений перестал противиться брату.

Журналистская его карьера началась с «Красного перца», где он трудился ответственным секретарем. При этом не гнушался и подработками - бегал по различным редакциям, принося все новые фельетоны: благо, опыт жизненный был богатый, после работы-то в уголовном розыске. Именно в эти годы он и взял себе свой псевдоним. Чем только ни занимался Петров! Помимо фельетонов, он писал сатирические заметки, придумывал карикатуры, сочинял стихи - в общем, не отказывался ни от каких жанров, что позволило ему начать хорошо зарабатывать и съехать от брата в отдельную комнату.

Знакомство с Ильей Ильфом

Илья Ильф и Евгений Петров оба выросли в Одессе, но так случилось, что пути их пересеклись лишь в Москве. При этом Ильф, старше на пять лет, приехал в столицу тогда же, когда и Петров - прихоть судьбы. Их знакомство случилось в редакции газеты «Гудок» в 1926 году - Петров тогда пришел туда работать, а Ильф уже в ней трудился. Сблизились же писатели годом позже, когда их отправили в совместную командировку на Кавказ и в Крым. Проведя определенное время вдвоем, они обнаружили много общего и, возможно, именно тогда решили сочинять вместе.

А вскоре и повод подвернулся, и подкинул его не кто-нибудь, а родной брат Евгения Валентин. Он предложил приятелям поработать для него так называемыми дал тему произведения с условием, что когда оно будет готово, он его слегка подправит, а на обложке должно стоять три фамилии: Катаев, Петров, Ильф. Имя Валентина уже имело вес в литературных кругах и должно было помочь будущей книге быстрее обрести своего читателя. Друзья согласились. А тема, предложенная Валентином, звучала так: «В стульях спрятаны деньги, которые нужно найти».

«Золотой теленок» и «Двенадцать стульев»

Трудиться над рукописью «о стульях» Илья Ильф и Евгений Петров начали ранней осенью 1927 года. Валентин тогда уехал из столицы, а по возвращении через месяц увидел уже готовую первую часть романа. Прочитав ее, Катаев без колебаний отказался от «лавровых венков» и своей фамилии на обложке будущей книги, подарив брату и его другу - попросил только посвятить ему данный шедевр и купить подарок с первого гонорара. К январю произведение было завершено, и практически сразу началась его публикация - вплоть до июля роман печатался в журнале «Тридцать дней».

А приятели уже замыслили продолжение - об этом свидетельствуют заметки в записных книжках обоих. Год они вынашивали идею, редактировали, дорабатывали, а в 1929-м приступили к ее осуществлению. Двумя годами позднее продолжение истории про Остапа Бендера под названием «Золотой теленок» было завершено. Его также начал печатать журнал «Тридцать дней», однако по политическим соображениям публикация была прервана, а отдельная книжка смогла выйти в свет только через три года.

«Двенадцать стульев» сразу завоевали любовь у читателей, да и не только у них - роман принялись переводить на другие языки. Однако не обошлось и без «ложки дегтя» - во-первых, произведение Ильфа и Петрова сильно «обкорнала» цензура, во-вторых, появились рецензии, называвшие их дебютное детище «игрушкой», которая не соответствует действительности. Конечно, это не могло не огорчать писателей, но они могли справиться со своими чувствами.

«Золотому теленку» пришлось сложнее. Персонаж Остапа Бендера крайне не нравился руководящей верхушке, из-за чего и печатать роман перестали, и отдельным изданием выпустить не соглашались. Рецензенты также продолжали «закидывать яйцами» творческий союз двух приятелей, полагая, что скоро их произведение канет в Лету. К счастью, такого не произошло, а после того как за Ильфа и Петрова заступился Максим Горький, «Золотой теленок» наконец увидел свет не только за рубежом.

Личная жизнь

Супругу Евгения Петрова звали Валентиной, она была младше него на восемь лет. Они поженились, когда девушке едва исполнилось девятнадцать. Брак был счастливым, в нем родились два сына - Петр (в честь отца) и Илья (в честь друга). По воспоминаниям внучки писателя, ее бабушка до самой смерти (в 1991 году) продолжала любить мужа и никогда не снимала с пальца подаренное им кольцо.

Старший сын Евгения и Валентины стал кинооператором, снял множество известных советских лент. Младший, Илья, трудился композитором, написал музыку к нескольким фильмам и сериалам.

Ильф и Петров

После работы над «Двенадцатью стульями» и «Золотым теленком» Илья Ильф и Евгений Петров не разбежались. Их тандем продлился долгие годы - вплоть до самой смерти Ильфа. Результатом их трудов стали множественные фельетоны и рассказы, повести и киносценарии, очерки, новеллы, водевили и даже «двойная биография». Они много путешествовали вместе, привозя из этих поездок уникальные впечатления, которые впоследствии перерабатывались и в виде какого-либо литературного произведения выходили в свет.

Сильно сдружившись, они даже умереть хотели вместе - тогда, по их собственным словам, другому «не пришлось бы страдать». Не сложилось - Ильф ушел первым, раньше друга на пять лет. Он болел туберкулезом, который в 1937 году обострился. Вскоре его не стало, как не стало и тандема Ильф и Петров.

«Одноэтажная Америка»

За год до смерти Ильи Ильфа друзья побывали в Америке - их отправили туда как корреспондентов газеты «Правда». Они посетили за три с лишним месяца более двадцати различных штатов, познакомились с множеством интересных людей, в том числе с писателем Эрнестом Хемингуэем, и привезли колоссальный багаж впечатлений. Все они нашли отражение в книге очерков «Одноэтажная Америка». Данное произведение стало первым - и единственным, которое друзья писали по отдельности (из-за болезни Ильфа): они заранее составили план, распределили между собой части и приступили к созданию. Несмотря на такой вид работы, даже те, кто близко знал друзей, не мог впоследствии определить, что написано Ильей, а что - Евгением. К очеркам, кстати, прилагались и фотографии, сделанные Ильфом - тот очень увлекался этим видом искусства.

Евгений Петров после Ильи Ильфа

После смерти друга творчество Евгения Петрова резко дало сбой. Какое-то время он не писал, поскольку тяжело было начинать все сначала - и уже одному. Но постепенно он все же вернулся к работе. Писатель Евгений Петров стал ответственным редактором журнала «Огонек», написал несколько пьесок и очерков. Но один работать он не привык, а потому стал сотрудничать с Георгием Мунблитом. Вместе они создали несколько киносценариев.

Помимо этого, Евгений Петров не забывал и про безвременно ушедшего друга. Он организовал издание его «Записных книжек», собирался написать роман про Ильфа - но не успел. Их общие знакомые вспоминали гораздо позже, что черты Ильфа сохранились в Петрове до самой его смерти.

С началом войны, отправив в эвакуацию свою семью, Евгений Петров стал работать военным корреспондентом вместе со старшим братом. Он писал для печати как нашей страны, так и зарубежных, часто вылетал на линию фронта, пережил даже контузию.

Гибель

Точные обстоятельства трагической смерти Е. Петрова неизвестны до сих пор. В 1942 году писателя Евгения Петрова отправили в очередную командировку - в Севастополь. Помимо крымского города, он посетил также Новороссийск и Краснодар, из последнего вылетел в Москву. По данным некоторых очевидцев, бывших на борту того же самолета, Евгений, нарушив инструкции, зашел в кабину к пилотам по какому-то вопросу. Возможно, просил увеличить скорость - он очень торопился в столицу. Летчик отвлекся на разговор и не успел заметить внезапно возникший впереди холм. Несмотря на то, что высота, с которой упал самолет, была небольшой, около двадцати метров, Петров погиб, единственный из всех.

Есть и другая версия трагедии, которую, кстати, поддерживал и брат писателя Валентин - якобы самолет преследовали немецкие "мессершмитты", и тот разбился, уходя от погони. Похоронили писателя в Ростовской области.

Писатель Евгений Петров прожил недолгую, но очень яркую и насыщенную жизнь. После него осталось богатое наследие, огромное творчество. Он многого не успел, но и сделал все-таки тоже достаточно. А значит, жизнь его прожита была не зря.

Евгений Петров (псевдоним Евгения Петровича Катаева). Родился 30 ноября (13 декабря) 1902 года в Одессе - погиб 2 июля 1942 года в Ростовской области. Русский советский писатель, журналист, сценарист. Соавтор Ильи Ильфа. Главный редактор журнала «Огонёк» c 1938 года.

Евгений Петрович Петров (настоящая фамилия Катаев) родился 30 ноября (13 декабря) 1902 года в Одессе в семье учителя истории. Младший брат писателя Валентина Катаева.

В Одессе Катаевы жили на Канатной улице.

В 1920 году Евгений окончил 5-ю одесскую классическую гимназию, где его одноклассником и лучшим другом был Александр Козачинский (мальчики даже принесли клятву братской верности: надрезали кусочком стекла пальцы и смешали кровь). Впоследствии Козачинский написал приключенческую повесть «Зелёный фургон», прототипом главного героя которой - Володи Патрикеева - стал Евгений Петров.

Некоторое время Евгений Петров работал корреспондентом Украинского телеграфного агентства.

В течение трёх лет служил инспектором одесского уголовного розыска (в «Двойной автобиографии» Ильфа и Петрова (1929 год) об этом периоде жизни сказано: «Первым его литературным произведением был протокол осмотра трупа неизвестного мужчины»).

В 1922 году во время погони с перестрелкой лично задержал своего друга Александра Козачинского, возглавлявшего банду налётчиков. Впоследствии добился пересмотра его уголовного дела и замены А. Козачинскому «высшей меры социальной защиты» (расстрела) заключением в лагере. Эта история позднее легла в основу уже упоминавшейся повести Козачинского «Зелёный фургон», по которой в 1959 и 1983 годах были сняты одноимённые фильмы.

В 1923 году Петров приехал в Москву, где стал сотрудником журнала «Красный перец».

В 1926 году пришёл работать в газету «Гудок», куда устроил в качестве журналиста освобождённого к тому времени по амнистии А. Козачинского.

Значительное влияние на Евгения Петрова оказал его брат Валентин Катаев. Жена Валентина Катаева вспоминала: "Я никогда не видела такой привязанности между братьями, как у Вали с Женей. Собственно, Валя и заставил брата писать. Каждое утро он начинал со звонка ему - Женя вставал поздно, принимался ругаться, что его разбудили... «Ладно, ругайся дальше», - говорил Валя и вешал трубку".

В 1927 году совместной работой над романом «Двенадцать стульев» началось творческое содружество Евгения Петрова и (который также работал в газете «Гудок»). Впоследствии в соавторстве с Ильёй Ильфом были написаны романы «Двенадцать стульев» (1928) и «Золотой телёнок» (1931), фантастическая повесть «Светлая личность» (экранизирована), новеллы «Необыкновенные истории из жизни города Колоколамска» (1928) и «Тысяча и один день, или Новая Шахерезада» (1929), повесть «Одноэтажная Америка» (1937).

В 1932-1937 годах Ильф и Петров писали фельетоны для газет «Правда» и «Литературная газета» и журнала «Крокодил».

В 1935-1936 годы они совершили путешествие по США, результатом которого явилась книга «Одноэтажная Америка» (1937). Книги Ильфа и Петрова неоднократно инсценировались и экранизировались.

В 1938 году уговорил своего друга А. Козачинского написать повесть «Зелёный фургон».

Петров прилагал много усилий для публикации записных книжек Ильфа, задумал большое произведение «Мой друг Ильф».

В 1939-1942 годы Петров работал над романом «Путешествие в страну коммунизма», в котором описывал СССР в 1963 году (отрывки опубликованы посмертно в 1965 году).

Во время Великой Отечественной войны Петров стал фронтовым корреспондентом. Погиб 2 июля 1942 года - самолёт, на котором он возвращался в Москву из Новороссийска, был сбит немецким истребителем над территорией Ростовской области, у села Маньково.

На месте падения самолёта установлен памятник.

Евгений Петров был женат на Валентине Леонтьевне Грюнзайд, из обрусевших немцев.

Сыновья - кинооператор Пётр Катаев и композитор Илья Катаев.

Библиография Евгения Петрова:

Радости Мегаса, 1926
Без доклада, 1927
На войне, 1942
Фронтовой дневник, 1942
Воздушный извозчик. Киносценарии, 1943
Остров мира. Пьеса, 1947
Неоконченный роман «Путешествие в страну ком­мунизма».

Киносценарии Евгения Петрова:

Сценарий звукового кинофильма (совместно с Ильёй Ильфом), 1933, поставлен не был
Цирк (совместно с Ильёй Ильфом и Валентином Катаевым, в титрах не указаны), поставлен в 1936 году Г. Александровым
Музыкальная история (совместно с Георгием Мунблитом), поставлен в 1940 году А. Ивановским и Г. Раппапортом
Антон Иванович сердится (совместно с Георгием Мунблитом), поставлен в 1941 году А. Ивановским
Воздушный извозчик, поставлен в 1943 году Г. Раппапортом.