Экологическая культура: понятие, сущность, структура. Экологическая культура

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Размещено на http://www.allbest.ru/

Министерство общего и профессионального образования

Свердловской области

ГБОУ СПО СО "УКСАП"

Реферат

По экологическим основам природопользования

На тему: " Экологическая культура человека "

Выполнил студент 4 курса

Группы ЗС-41

Кунщиков Сергей

Введение

1. Понятие экологической культуры

2. Нарушение экологического равновесия

3. Экологические проблемы

4. Экологическая безопасность

5. Пути решения экологических проблем

6. Новые горизонты экологического воспитания

Список литературы

Введение

Экологическая культура - часть общечеловеческой культуры, система социальных отношений, общественных и индивидуальных морально-этических норм, взглядов, установок и ценностей, касающихся взаимоотношения человека и природы; гармоничность сосуществования человеческого общества и окружающей природной среды; целостный адаптивный механизм человека и природы, реализующийся через отношение человеческого общества к окружающей природной среде и к экологическим проблемам в целом. С точки зрения научно-учебного процесса экологическая культура рассматривается как отдельная дисциплина в рамках культурологии.

В течение XX века развитие человеческой цивилизации всё в большей степени выявляло антагонистическое противоречие между ростом населения и удовлетворением его растущих потребностей в материальных ресурсах, с одной стороны, - и возможностями экосистем, с другой. Данное противоречие, усугубляясь, привело к стремительной деградации среды обитания человека и разрушению традиционных социоприродных структур. Стало очевидно, что метод проб и ошибок в вопросах природопользования, характерный для предыдущих периодов развития цивилизации, себя полностью изжил и должен быть полностью заменён научным методом, основой которого является научно обоснованная стратегия взаимоотношения человека с биосферой в сочетании с глубоким предварительным анализом возможных экологических последствий тех или иных конкретных антропогенных воздействий на природу.

С развитием производственных сил, которые позволяют осваивать природу с большим размахом и увеличением числа жителей на Земле деградация природной среды достигает небывалого опасного для самого существования людей размера, так, что вполне оправдано говорить об экологическом кризисе, который может перерасти в экологическую катастрофу.

В конце XX века внимание к культуре взаимодействия между человеком и природой существенно усилилось; причиной такого внимания стало в первую очередь общественное переосмысление подхода к культуре как таковой и к прошлым достижениям человечества в частности. Внутренний потенциал этих достижений с точки зрения их возможной реактивации в форме сохранения или восстановления традиций был существенным образом переоценён, а сами эти достижения стали рассматриваться как нечто весьма ценное: как осязаемый результат человеческой самореализации, с одной стороны, и, с другой, как продолжающий действовать фактор творческого развития человечества.

В 2000 году в Государственную думу Российской Федерации был внесён проект федерального закона "Об экологической культуре", в котором определялись принципы взаимоотношения органов государственной власти, органов местного самоуправления, юридических и физических лиц как в области реализации конституционного права человека и гражданина на благоприятную окружающую среду, так и в области соблюдения конституционной обязанности каждого по сохранению природы и окружающей среды. В законопроекте рассматривались вопросы государственного управления в области экологической культуры, включая вопросы государственного регулирования в этой области.

1. Понятие экологической культуры

Экологическая культура - сравнительно новая проблема, которая остро встала в связи с тем, что человечество вплотную подошло к глобальному экологическому кризису. Все мы прекрасно видим, что многие территории по причине хозяйственной деятельности человека оказались загрязнёнными, что сказалось на здоровье и на качестве населения. Можно сказать прямо, в результате антропогенной деятельности окружающая природа оказалась перед прямой угрозой уничтожения. Из-за неразумного отношения к ней и к её ресурсам, из-за неправильного понимания своего места и положения во вселенной человечеству грозит деградация и вымирание.

Поэтому проблема "правильного" восприятия природы, равно как и "экологической культуры" выходит в настоящий момент на передний план. Чем раньше учёные начнут "бить тревогу", чем раньше люди начнут пересматривать результаты своей деятельности и корректировать цели, соразмеряя свои цели со средствами, которыми располагает природа, тем быстрее можно будет перейти к исправлению ошибок, как в мировоззренческой сфере, так и в сфере экономической.

Но, к большому сожалению, проблема "экологической культуры" ещё мало изучена. Одним из первых, кто подошёл к проблеме эко культуры был знаменитый мыслитель и исследователь В.И. Вернадский; он впервые серьёзнейшим образом проработал термин "биосфера", занимался проблемами человеческого фактора в существовании мира. Также можно назвать Мальтуса, Ле Шателье-Брауна, Б. Коммонера и др. Но, тем не менее, рамки заданной темы заставляют посмотреть на проблему с другой стороны, ибо нас интересует проблема восприятия обществом экологической культуры.

По своей природе культура изменчива и способна к самообновлению, но она является своего рода знаком, который позволяет идентифицировать каждого члена сообщества к данной цивилизации. Культура является продуктом коллективной деятельности членов одного народа, который в каждой конкретной сфере создаёт свой личный и уникальный социокультурный код. Недаром мы говорим о том, что существует культура языка, культура поведения, экономическая, правовая, экологическая культуры и многие другие, что является единичной и неповторимой принадлежностью каждой нации.

Таким образом, восприятие культуры зависит от человека, принадлежащего к конкретному сообществу. Но базисной основой культуры всё-таки, как мне кажется, является накопленные народом ценности в духовной области (вера, обычаи, язык, литература и др.) и в сфере материальной (архитектура, скульптура, живопись и т. д.). Но, несмотря на это, всё же существует нечто или некий общий культурный архетип, который способствует межкультурной коммуникации.

Наука же экология возникла в конце XIX столетия, но тогда она обозначала учение о живых организмах, их взаимосвязи и влиянии на природу в целом. Но по-настоящему актуальное значение экология приобрела в середине ХХ столетия, когда учёные из Соединённых Штатов обнаружили пропорциональную зависимость загрязнения почв и мирового океана, уничтожения многих видов животных от антропогенной деятельности. Проще говоря, когда исследователи осознали, что в водоёмах, расположенных в непосредственной близости от заводов и фабрик гибнет рыба и планктон, когда поняли, что в результате неразумной сельскохозяйственной деятельности истощаются почвы, тогда экология приобрела своё насущное значение. Таким образом, с конца шестидесятых годов человечество столкнулось с проблемой "глобального экологического кризиса". Развитие промышленности, индустриализация, Научно-техническая революция, массовое сведение лесов, строительство заводов-гигантов, атомных, тепловых и гидроэлектростанций, процесс истощения и опустынивания земель привёл к тому, что перед мировым сообществом стал вопрос выживания и сохранения человека как вида.

2. Нарушение экологического равновесия

С развитием промышленности и современных технологий во всем мире остро стал вопрос нарушения экологического равновесия. Эта проблема достигла такого уровня, при котором решить ее практически невозможно. Многое из того, что было уничтожено, к сожалению уже не удастся восстановить.

Нарушение экологического равновесия между природными факторами и деятельностью человека - это социально-экологический кризис. Это означает, что баланс между окружающей средой и обществом нарушен. Такая ситуация может привести к гибели человечества.

Степень нарушения экологического равновесия может быть разная. Загрязнение - это самый маленький урон, который был сделан окружающей среде. В этом случае, природа может сама справиться с проблемой. В течение определенного времени она восстановит баланс, при условии, что человечество перестанет, наносит ей вред.

Вторая степень - нарушение экологического равновесия. Здесь биосфера утрачивает свою способность к самовосстановлению. Для того чтобы баланс пришел в норму, необходимо вмешательство человека.

Последняя стадия - самая опасная, и называется деструкция. Это предел, при котором, восстановить первозданную экосистему становиться невозможным. Это экологическая катастрофа, к которой приводят необдуманные действия человека и его непозволительное уничтожение окружающей природы. Этот факт уже имеет место в некоторых районах земного шара.

Нарушение экологического равновесия - причины и последствия

Причины нарушения экологического равновесия связаны с развитием науки и техники. Неэкономичная трата природных ресурсов, вырубка лесных массивов, загрязнение водоемов - это то, из-за чего происходит экологическая катастрофа. Нанося вред природе, человек подвергает опасности свое существование. Это порождает большие неприятности человечества: демографический кризис, голод, нехватка природных ископаемых и уничтожение окружающей среды. Необоснованная вырубка лесов ведет к исчезновению животных и птиц. Это приводит к изменению экологического равновесия. Если человечество не станет восстанавливать уничтоженные насаждения и не займется охраной вымирающих животных, то это приведет и к гибели человечества. Пока что эти проблемы можно решить.

Нарушение экологического равновесия в городе самое масштабное. Строительство зданий и вырубка парков приводят к засорению окружающей среды. Большое количество транспорта и отсутствие зеленых насаждений способствуют накоплению смога и углекислого газа. Вследствие этого происходит рост количества больных людей среди городского населения.

Развитие промышленности привело к увеличению вредных выбросов в атмосферу. Не многие руководители предприятий и заводов заботятся о защите окружающей среды. При таком положении дел человечество ожидает экологическая катастрофа.

3. Экологические проблемы

социоприродный экосистема воспитание личность

Первая проблема - загрязнение атмосферы.

Человек загрязняет атмосферу тысячелетиями, однако период употребления огня был незначительным. Большое загрязнение атмосферы началось с началом работы промышленных предприятий. Все выбросы в природу вредных веществ, таких как оксид углерода, сернистый ангидрид, сероводород и сероуглерод, окислы азота, соединения фтора и хлора не только приводят к гибели окружающей нас флоры и фауны, но и усугубляют нашу жизнь на планете Земля.

Основные вредные примеси пирогенного происхождения:

А) Оксид углерода

Получается при не полном сгорании углеродистых веществ. В воздух он попадает в результате сжигания твердых отходов, с выхлопными газами и выбросами промышленных предприятий. Ежегодно этого газа попадает в атмосферу не менее 1250 млн.т.

Это соединение углерода способствует повышению температуры на планете, и созданию парникового эффекта - глобальной проблемы № 1,

Данная проблема характеризуется тем, что на планете зимой выпадает большое количество снега, при таянии которого добавляется вода в океаны и моря, подтопляя территории суши. За последние несколько лет на Земле насчитывают более 60 наводнений, которые принесли вред не только природе, но и человеку.

Есть много ярких примеров, которые не дают нам забыть о парниковом эффекте:

1. Глобальные изменения климата, засухи, смерчи там, где их никогда не было.

2. 16 июня 2004 года на самом теплом континенте нашей планеты, в Африке, выпали осадки в виде снега, которые привели к замешательству людей во многих странах мира.

3. Также замечено большое таяние ледников в Антарктиде. А это уже серьезно, если половина ледников уйдет в океан и растает, то произойдем большой подъем уровня воды, которая может затопить половину земной суши. Например, такие города и страны, как Венеция, Китай и т.д.

4. Этой зимой во многих относительно теплых странах Европы, таких, как Болгария, мороз достигал отметки -35 градусов.

Б) Окислы азота

Основными источниками выброса являются предприятия, производящие азотные удобрения, азотную кислоту и нитраты, анилиновые красители, вискозный шелк. Количество выбросов составляет 20 млн.т. в год.

В) Соединение фтора и хлора

Источниками являются предприятия по производству алюминия, эмалей, стекла, керамики, стали, соляной кислоты, органических красителей, соды. Поступают в атмосферу в виде газообразных веществ - разрушающих слои атмосферы.

Вторая проблема - это проблема загрязнения Мирового океана.

Нефть и нефтепродукты.

Нефть представляет собой вязкую маслянистую жидкость, имеющую темно-коричневый цвет, которую добывают в больших количествах, с целью приумножить свое благосостояние, тем самым не заботясь о том, что природа гибнет, разрушается тонкий атмосферный слой биосферы. "В какой природе будут жить наши любимые дети, правнуки и т. д.?" - такой вопрос должен встать у всех людей, населяющих планету Земля. Ведь 98 % нефти оказывают ядовитое влияние на окружающую среду.

Из-за незначительных утечек ежегодно теряется 0,1 млн. т нефти, большие массы которых поступают в моря и реки, с бытовыми и ливневыми стоками. Попадая в морскую среду, нефть сначала растекается в виде пленки, губительной для всего живого в океане. По цвету пленки можно определить ее толщину: Нефть образует эмульсии, которые могут сохраняться на поверхности, переноситься течением, выбрасываться на берег и оседать на дно, также уничтожая флору и фауну на своем пути. Из-за этого одной из важных проблем является нехватка и пресной воды в реках и озерах. Еще несколько десятилетий назад загрязненные воды представляли собой как бы острова в относительно чистой природной среде. Сейчас картина изменилась, образовались сплошные массивы загрязненных территорий.

Мировой океан - это гигантская кладовая биологических ресурсов, а загрязнение океана угрожает всем процессам - физическим, химическим и биологическим.

Но люди этого не понимают и издавна сбрасывают в моря отходы своей хозяйственной деятельности, устраивают свалки устаревших боеприпасов. Особую опасность несет сброс с целью захоронения химических и радиоактивных отходов, в наше время это называют дампинг.

Многие страны, имеющие выход к морю, производят морское захоронение материалов и веществ, в частности грунта, вынутого при дноуглубительных работах, бурового шлака, строительного мусора, твердых отходов, взрывчатых и химических веществ. Объем захоронений составил около 10% от всей массы загрязняющих веществ, поступающих в Мировой океан. Основанием для дампинга в море служит возможность морской среды к переработке большого количества органических и неорганических веществ без особого ущерба для воды. Однако эта способность не беспредельна, на это уходит множество лет.

Поэтому дампинг рассматривается как вынужденная мера, временная дань общества несовершенству технологий, но многие предприятия, минуя запрещающие законы, выбрасывают отходы в море.

Третья не менее важная проблема - это разрушение озонового слоя атмосферы, озоновые дыры.

Озоновые дыры появились недавно. Озон является важным компонентом, который защищает нас от вредных веществ, которые поступают из космоса. Прежде всего, это "звездная пыль" или можно назвать ее - "обломки звезд". Озоновые слои биосферы защищают нас от множества катаклизмов. Но человек, сам того не замечая, ухудшает эти слои, приводя себя постепенно к гибели. Уже сейчас многие люди задают вопрос: "Почему многие сердечники, чувствуют себя плохо. Не связанно ли это с взрывами на солнце?". Конечно же, связанно, ведь в тонком слое атмосферы появились дыры, пропускающие солнечные лучи к нам на землю, которые вызывают не только сердечные приступы у взрослого населения, но и увеличивают риск заболевания раком кожи от излишнего ультрафиолетового излучения.

Четвертая проблема - это кислотные атмосферные осадки, выпадающие на сушу. Одна из острейших глобальных проблем человечества и современности - это проблема возрастающей кислотности атмосферных осадков и почвенного покрова. Районы кислых почв не знают засух, но их естественное плодородие понижено и не устойчиво; они быстро истощаются и имеют низкую урожайность. Кислотные дожди вызывают не только подкисление поверхностных вод и верхних горизонтов почв. Кислотность с нисходящими потоками воды распространяется на весь почвенный профиль и вызывает значительное подкисление грунтовых вод. Кислотные дожди возникают в результате хозяйственной деятельности человека, сопровождающейся эмиссией колоссальных количеств окислов серы, азота, углерода. Эти окислы, поступая в атмосферу, переносятся на большие расстояния, взаимодействуют с водой и превращаются в растворы смеси сернистой, серной, азотистой кислоты, которые выпадают в виде "кислых дождей", взаимодействуя с растениями, почвами и водами. Их главными источниками являются: сжигание сланцев, нефти, угля, газа. Хозяйственная деятельность человека вдвое увеличила поступление в атмосферу окислов серы и азота. Все это сказалось на здоровье, как людей, так и их домашнего скота, который идет на пищевое потребление.

Если смотреть широко, то, можно сказать, что человек сам создает себе проблемы, и не просто проблемы, а глобальные, такие как: уничтожение лесов, растений и животных, плодородных почв, появление радиоактивных зон.

4. Экологическая безопасность

Экологическая безопасность - это обеспечение гарантии предотвращения экологически значимых катастроф и аварий, это комплекс действий, обеспечивающих экологическое равновесие во всех регионах Земли. Об экологической безопасности можно говорить применительно к отдельному району, городу, региону, государству и планете в целом. Крупные экологические проблемы имеют межгосударственный характер, так как у природы нет границ. Обеспечение экологической безопасности в одном регионе или государстве имеет важное значение для любого другого региона и государства.

А значит, достижение экологической безопасности - это международная задача, и здесь необходимо международное сотрудничество.

Сейчас во многих странах остро поднимают вопросы защиты окружающей среды. Руководители стран и экологические комитеты обеспокоены изменениями, происходящими в природе. Многие производители налаживают экологически чистое производство. Так, например, стали выпускать электромобили, абсолютно безопасные для окружающей среды. Особо важным моментом является переработка отходов. Этот вопрос нуждается в немедленном решении. Многие страны всерьез занялись утилизацией и переработкой отходов жизнедеятельности человека. Очистить планету от мусора - это один из путей восстановления баланса между природным миром и обществом.

Каждый человек в ответе за свои действия. Загрязняя окружающую среду, мы наносим в первую очередь вред собственной жизни. Если все люди будут соблюдать определенные правила, которые поспособствуют сохранению природы, то можно надеяться, что экологическая катастрофа перестанет быть угрозой человечеству.

5. П ути решения экологических проблем

Каждая из обсуждающая здесь глобальных проблем, имеет свои варианты частичного или более полного решения, существует некий набор общих подходов к решению проблем окружающей среды.

Меры улучшения качества окружающей среды:

1. Технологические:

*разработка новых технологий

*очистные сооружения

*замена топлива

*электрификация производства, быта, транспорта

2. Архитектурно-Планировочные мероприятия:

*зонирование территории населенного пункта

*озеленение населенных мест

*организация санитарно-защитных зон

3. Экономические

4. Правовые:

*создание законодательных актов по поддержанию качества окружающей среды

5. Инженерно-организационные:

*уменьшение стоянок автомобилей у светофоров

*снижение интенсивности движения транспорта на перегруженных автомагистралях.

Кроме этого, за последнее столетие человечество разработало ряд оригинальны способов борьбы с экологическими проблемами.

К числу таких способов можно отнести возникновение и деятельность разного рода "зеленых" движений и организаций. Кроме "Green Peace^a", отличающегося размахом своей деятельности, существуют аналогичные организации непосредственно проводящие природоохранные акции. Также есть другой тип экологических организаций: структуры, которые стимулируют и спонсируют природоохранную деятельность (Фонд дикой природы).

Кроме разного рода объединений в сфере решения экологических проблем, существует целый ряд государственных или общественных природоохранных инициатив: - природоохранное законодательство в России и других странах мира,

Различные международные соглашения или система "Красных книг".

В числе важнейших путей решения экологических проблем большинство исследователей также выделяет внедрение экологически чистых, мало - и безотходных технологий, строительство очистных сооружений, рациональное размещение производства и использование природных ресурсов.

6. Новые горизонты экологического воспитания

В современном мире, в рамках стремлений к устойчивому развитию, самый важный аспект полноценности развития личности - это экологическое воспитание.

Человек живет не просто в тесном контакте с живой природой, он является неотъемлемой ее частью. Следовательно, природа одна из составных частей человека. Наши праотцы понимали эту прописную истину. Чтобы передавать из поколения в поколение это знание целостного живого мира они обожествляли, одухотворяли природу, наделяя ее особенным смыслом. В этом понимании природа считалась живым существом - личностью. Люди относились к воде, горам, ветру, растениям и животным как полноправным хозяевам природных богатств. И если человек хотел полноценной жизни, он был просто обязан быть в гармонии с природой. Такое отношение человечества предостерегало нас от потребительского отношения к природе. Уже тогда наши праотцы знали один из законов Коммонера - за все в природе надо платить, и если постоянно только брать и брать, жадно впиваясь зубами в планету, придет горькая расплата. Эти времена наступили: расплата за наши деяния постучала нам в двери, зашла в Нади дома, и мы по-прежнему не замечем ее. Вот почему переосмысление нашего отношения к природе стало насущной необходимостью.

А что же есть осмысление? Это в первую очередь понимание природы. Откуда может взяться это понимание, если повсюду только хаос и потребительская алчность. Ответ прост и очевиден - экологическое воспитание.

Для традиционной модели образования изучение природы - это бездушный процесс расчленения ее таинств на составляющие и компоненты: природа состоит из озер, где мы ловим рыбу; природа состоит из гор, где шахтеры добывают уголь; природа состоит из лесов, из которых для вас мы делаем школьные тетради. Как это всепоглощающее лицемерие способно помочь ребенку понять общую картину мироздания? Эта ложь не оставляет альтернативы пониманию молодой личностью принципов взаимодействия человеческого и природного. Этот метод давно изжил себя.

Основная задача экологического воспитания и образования - помочь ребенку увидеть красоту мира целиком, помочь ему осознать глубинные взаимосвязи в природе: где белочка очень красивая, и она еще красивее, если живет в чистом лесу… Понимание принципа "Все связано со всем" поможет ребенку усвоить главный девиз экологии - "Берегите природу!" . Именно этот метод экологического воспитания способен привести нашу цивилизацию к устойчивому развитию.

Поймите, одушевление природы - это не оккультизм или религиозный бред. Это средство наглядного и доступного для ребенка воспитания. Если дети поймут, что Земля - живое существо, способное испытывать боль, страх, радость, то они будут относиться к ней с нежностью и любовью. Если дети с малых лет осознают, что даже пушистое облако - живое, станут ли они взрослым гадить в атмосферный воздух?

Пришло время переосмыслить наши концепции образования. Экологическое воспитание должно стать более экологическим. Это первоочередная задача нашего общего спасения - человечества и природы.

Список литературы

1. Аттали Ж. На пороге нового тысячелетия: Пер. С англ. - М.: Международные отношения, 1993. - 136 с.

2. Лавров С.Б. Глобальные проблемы современности: часть 1. - СПб.: СПбГУПМ, 1993. - 72 с.

3. Лавров С.Б. Глобальные проблемы современности: часть 2. - СПб.: СПбГУПМ, 1995. - 72 с.

4. Гладков Н.Д. и др. Охрана природы-М. Просвящ.,1975-239с.

Размещено на Allbest.ru

...

Подобные документы

    Глобальные экологические проблемы: сокращение биоразнообразия Земли, деградация экосистем; потепление климата; разрушение озонового слоя; загрязнение атмосферы, воды, земель; увеличение населения Земли. Состояние окружающей среды в Республике Беларусь.

    реферат , добавлен 24.10.2011

    Динамика отношения человека к природе. Понятие экологического сознания, его связь с экологической культурой. Развитие экологического сознания общества. Анализ экономических, технических, природоохранных аспектов взаимодействия человека и природы.

    реферат , добавлен 24.01.2012

    Исследование особенностей эволюции и общая характеристика экологических ниш человека. Размещение населения и анализ комплекса требований к факторам окружающей среды и жизни современного человека. Оценка состояния радиационной экологии наземных экосистем.

    контрольная работа , добавлен 16.09.2011

    Понятие естественной и искусственной среды обитания как совокупности абиотических, биотических условий. Проблемы взаимодействия человека с окружающей средой. Техногенные факторы, закон о неустранимости отходов. Основные потоки естественной среды обитания.

    реферат , добавлен 27.05.2014

    Взаимодействие человеческого общества с природой. Нагрузка на природу. Разрушение биосферы. "Виноват" ли технический прогресс в загрязнении природной среды. Загрязнение атмосферы. Кислотные дожди. Экологическая напряженность и генофонд человека.

    реферат , добавлен 09.12.2007

    Экологическая сукцессия как процесс постепенного изменения состава, структуры и функции экосистем под влиянием внешнего или внутреннего фактора. Смена экосистем под влиянием жизнедеятельности организмов, деятельности человека и абиотических факторов.

    реферат , добавлен 03.10.2013

    Защита окружающей среды. Законы взаимоотношений "Человек-природа". Возникновение и внедрение экологической этики. Понятие "экологическая этика". Экологическая этика и природоохранная эстетика. Экологическая и глобальная этика. Модели отношения к природе.

    реферат , добавлен 04.10.2008

    Экологические проблемы как следствие хозяйственной деятельности человека. Влияние использования ядохимикатов в сельском хозяйстве на полезные живые организмы. Экологическое воздействие автотранспорта на человека. Источники загрязнения атмосферы и воды.

    презентация , добавлен 03.11.2016

    Разработка новых подходов к оптимизации социоприродного взаимодействия человека с природой. Влияние экологической ситуации на жизнь, развитие общества. Роль социально-экологического образования, сущность основных ступеней системы непрерывного воспитания.

    контрольная работа , добавлен 25.02.2010

    Нарушение окружающей природной среды в результате деятельности человека. Изменение климата, загрязнение атмосферы и гидросферы, деградация земельных ресурсов, парниковый эффект. Пути предотвращения глобальной климатической и экологической катастрофы.

А именно у подростков является сложным и комплексным и во многом зависит от возрастных особенностей и возможностей учащихся. Он ориентирован на становление научно-познавательного, эмоционально-нравственного, практически-деятельностного отношения к окружающей среде, к здоровью на основе единства чувственного и рационального познания природного и социального окружения человека. Ибо только экологически образованный человек способен увидеть экологические проблемы и организовать их преодоление ,.

Отношение подростка к окружающей среде во многом определяется тем, насколько глубоко нормативно-ценностные аспекты мировоззренческого понятия природы взаимодействуют с системой его доминирующих ценностей. В целом же уровень отношения школьника к окружающей среде определяется тем, насколько доминирующие в обществе ценности, социально-значимые нормы и правила отношения к природе, внешне заданный экологический идеал будут восприняты данным учащимся как личностно значимые. «Перевод» внешне заданных норм и правил во внутренний план личности определяется целым рядом факторов и условий, важными среди которых являются реальное включение подростка в систему общественных взаимодействий; активность самого подростка; эмоционально-волевые и другие индивидуальные особенности , .

В процессе общения с природой, постигая ее закономерности, люди постепенно устанавливали нормы и правила поведения в природе. Они понимали, что, разрушая природу, человек уничтожает свое будущее. Тысячелетиями складывались народные традиции, направленные на сохранение среды обитания и всего живого на Земле. Природа издавна занимала важное место в творчестве разных народов нашей страны. Из поколения в поколение передавались накопленные знания и умения, воспитывалась любовь к родной земле, потребность заботиться о ней.

Сложившуюся во второй половине ХХ века экологическую обстановку в мире прямо пропорционально связывают с низким уровнем экологической культуры людей. Вернуть утраченное равновесие и гармонию в отношениях «человек – природа» поможет, считают ученые, воспитание у юного поколения экологической культуры,,,,,,,.

Процесс воспитания экологической культуры - сложный и многогранный, поэтому необходимо рассмотреть основные понятия, которые будут использованы в нашем исследовании: «культура», «экологическая культура», «экологическое воспитание».

У философов, культурологов, психологов, педагогов, экологов сложилось определенное понимание роли экологической культуры. На этапе цивилизационных сдвигов и общепланетарных изменений именно экологическая культура должна стать тем ядром человеческой личности, которое сможет спасти планету, человечество в целом, вывести его на новый качественный виток развития. В понятие экологической культуры начинают привноситься качества, позволяющие сделать его феноменом общей культуры, в нем пересекаются два процесса - образование человека и его становление как социокультурного индивида ,,,,, ,,,,,,,,.

Экологическая культура - та область человеческого бытия, где следует находить ответы на экологические трудности, поскольку в ее основании лежат смысложизненные, либо общечеловеческие ценности. Качество взаимодействия человека с окружающей его средой постоянно отражает тот уровень культуры, носителем которого он является. Экологическая культура предполагает высокий уровень умений человека осуще­ствлять грамотную экологическую деятель­ность. Ядром экологической культуры выступают общечеловеческие цели взаимодействия общества и природы, ценностные экологические ориентации, общечеловеческие ценности, а также исторически сложившиеся способы их восприятия и достижения ,,, ,, ,.

К.И.Шилин считает, что «именно культура является той самой широкой сферой бытия человека, осознанное изменение которой в соответствии с новыми эко-задачами человечества создает перелом в изменении всей системы эко-отношений». Все сферы бытия человека и его отношений с природой находятся внутри культуры. В его трудах отмечается социально-философская направленность экологической культуры, ее пути развития. «Необходимо создание экологической культуры нового типа, которая была бы специально ориентирована и ориентировала бы каждого отдельного человека и общество в целом на сохранение, восстановление и поддержание динамического равновесия между человеком и природой», - констатирует К.И.Шилин .

Социологи полагают, что культурный уровень личности определяется, прежде всего, мерой «присвоения» общечеловеческих ценностей через призму собственной индивидуальности, в процессе саморазвития и самосовершенствования. Различают культуру социума как совокупный продукт цивилизации и культуру отдельного человека.

Для нашего исследования понятие «культура» важно, прежде всего, в следующем понимании: это «уровень отношений, которые сложились в коллективе, те нормы и образцы поведения, которые освящены традицией, обязательны для представителей этого этноса и различных социальных групп». Культура предстает формой трансляции социального опыта культурных ценностей, образцов поведения. Поэтому все изменения в отдельных областях человеческой жизнедеятельности (будь то экономика, политика и т. д.) определяются общекультурным уровнем того или иного сообщества . Культура является определяющим условием реализации созидательного потенциала личности и общества, формой утверждения самобытности народа и основой душевного здоровья нации, гуманистическим ориентиром и критерием развития человека и цивилизации.

В целом, анализ различных литературных источников в целях выявления сущности категории «культура» показывает, что это сложное междисциплинарное, обще­методологическое понятие, .

Понятие «культура» впервые появилось в трудах немецкого юриста С.Пуфендорфа (1632-1694). Он употреблял его для обозначения результатов деятельности общественного человека. Культура понималась как противостояние человека и его деятельности дикой стихии природы, ее темным необузданным силам. «Классическое» определение понятия «культура» принадлежит английскому антропологу Э.Тейлору и дано в его книге «Первобытные культуры». По Тейлору, культура «слагается в целом из знания, верования, искусства, нравственности, законов, обычаев» .

Культура как способ адаптации и организации жизнедеятельности людей является важнейшим показателем их отношения друг к другу и к природному окружению. Выживание человечества во многом зависит от становления мировой культуры, сочетающего в себе самобытные национальные культуры с общечеловеческими ценностями. Основанием такого единения культур могут служить экогуманистические ценности и идеалы устойчивого развития общества . Н.З. Чавчавадзе отмечает, что «культура – единство всего того, в чем воплощены и реализованы ценности, признаваемые людьми» .

Категория «культура» рассмат­ривается философами и психоло­гами также как специфический способ организации и развития человеческой жизнедеятельности, представленный в частности, в совокупнос­ти отношений людей к природе, между собой и к самим себе. «Культура есть продукт оптимистически - этического мировоззрения»,- пишет А. Швейцер .

В толковом словаре русского языка понятие «культура» трактуется как исторически определенный уровень развития общества, творческих сил и способностей человека, выраженный в типах и формах организации жизни и деятельности людей, в их взаимоотношениях, а также в создаваемых ими материальных и духовных ценностях .

Общая культура - это совокупность зрелости и развитости социально значимых личностных характеристик человека, реализованных в его профессиональной деятельности . По своей структуре общая культура состоит из двух уровней: внутренней, духовной культуры и внешней культуры .

Внутренняя культура - совокупность духовных ценностей человека: его чувств, знаний, идеалов, убеждений, нравственных принципов и взглядов, представлений о чести и чувстве собственного достоинства. Внешняя культура - способ проявления духовного мира человека в общении и деятельности.

Таким образом, несмотря на многообразие определений понятия «культура», необходимо выделить те аспекты в ее формулировках, которые актуальны для процесса воспитания экологической культуры:

Культура как форма трансляции социального опыта культурных ценностей, образцов поведения;

Культура как исторически определенный уровень развития общества, творческих сил и способностей человека;

Культура как способ организации и развития человеческой жизнедеятельности, представленный в частности, в совокупнос­ти отношений людей к природе, между собой и к самим себе.

Обязательным компонентом общей культуры человека является его экологическая культура как совокупность отношений человека к природе.

Истоки экологической культуры берут свое начало в многовековом опыте народа: в традициях бережного отношения к природе, природным богатствам родной земли. В глубокой древности наши предки хорошо знали природу, определяли и находили взаимосвязь живых организмов с окружающей средой. Они поклонялись духам природы и вместе с тем ощущали себя ее частью, осознавали свою неразрывную связь с ней. Еще не зная грамоты и не имея письменности, люди могли читать книгу природы и передавать накопленные знания детям.

Одним из первых проблему экологической культуры поднял знаменитый исследователь и мыслитель В.И. Вернадский ,, разрабатывая концепцию взаимосвязи биосферы и ноосферы.

Н.Ф. Реймерс и Н.Н.Болгар рассматривая экологическую культуру, отмечают, что это составная часть развития общемировой культуры, это стиль мышления, обновленное мировоззрение, осознание себя звеном в сложной цепи экологических событий , , . В этом мнении подразумевается отношение человека к природе как ценности.

В философской, социологической и научно-педагогической литературе разработан целый ряд важных положений, раскрывающих различные аспекты понятия «экологическая культура». Так, в философском контексте экологическая культура выступает в качестве основания культуры как идеала, к которому следует стремиться. Это новый тип культуры с переосмысленными ценностями, которые ориентированы на поиск механизма экологически целесообразной деятельности в природе .

При социологическом подходе экологическая культура выступает как мера общей культуры и показатель рационального природопользования, развития социоприродных отношений в конкретном социуме. При этом эколого-активная личность - это личность, которая не пассивно созерцает процесс разрушения природной среды, а заинтересованно, осознанно осваивает природу в целях создания оптимальных экологических условий бытия человека ,.

В определениях экологической культуры Н. И. Кокшарова, А.Н. Кочергина обнаруживается деятельностная составляющая. Авторы считают, что экологическая культура - это деятельность, программа, направленная на охрану природной среды, на сохранение и восстановление культурной среды, на основании которой субъект строит свой конкретный процесс взаимодействия с природой на протяжении его истории , .

Большинство исследователей полагают, что экологическая культура - сложное понятие, включающее в себя оба аспекта: ценности и деятельность. С.Н. Глазачев определяет экологическую культуру как «совокупность духовных ценностей, принципов правовых норм и потребностей, обеспечивающих оптимизацию взаимоотношений общества и природы. Экологическая культура становится социокультурным феноменом, обладающим своей структурой, языками (наука, искусство, религия); специфическим пространством - временем» .

С целью более глубокого понимания понятия «экологическая культура» рассмотрим сущность данного явления.

В современных исследованиях ([С.В.Алексеев, И.Л.Беккер, В.И.Вернадский , Н.Н.Виноградова , Л.А.Зятева , Н.И.Калинина , И.С.Лаптева , Б.Т.Лихачев , Д.Ф.Разенкова ) особое внимание обращается на то, что развитие экологической культуры начинается с эмпирических понятий и простейших локальных форм природопользования и приводит к глубоким экологическим знаниям и целесообразной преобразующей деятельности человека в глобальном масштабе.

Экологическая культура рассматривается как новообразование личности, рождающееся и развивающееся под влиянием различных сфер жизнедеятельности субъекта и материализующееся в характере взаимоотношений с социальной и природной средой. На их основе, считают В.А. Ясвин и С.Д. Дерябо, формируется экологическое сознание, выражающееся в системе убеждений , активной жизненной позиции личности и ее экологически мотивированном поведении .

Исследователи справедливо считают, что экологическая культура является важным критерием выражения её отношения к социоприродной среде.

Анализируя представленные выше определения, которые, по нашему мнению, не имеют существенных расхождений, мы приходим к выводу, что экологическая культура как одно из проявлений культуры вообще, охватывает собой сферу отношений человека, общества к природе.

Согласно существующим определениям экологической культуры, сущностью экологической культуры является совмещение социального с природным, их единство. В самом общем виде экологическую культуру можно представить как комплекс социальных действий, природоохранных навыков человека, необходимых для позитивного контакта с окружающей природной средой. Культура в данном случае выступает связующим элементом и оказывает существенное влияние на динамику развития природной и социальной реальностей в их взаимосвязи и взаимодействии.

Научный интерес в рамках нашего исследования представляет компонентный состав экологической культуры. Определяя структуру экологической культуры, обратимся к представлениям, имеющимся в научной литературе. Так, С.Н. Глазачев , Н.М. Мамедов ,]128], В.А. Ситаров , И.Т. Суравегина , А.Д. Урсул своеобразие взаимодействия человека с природой видят в системе взаимосвязанных элементов: экологическое сознание, экологические знания, экологическое мышление, ценностные ориентации, экологическое отношение и экологическую деятельность. Эти элементы занимают важное место в решении проблем, связанных с воспитанием экологической культуры и лежат, в значительной степени, в плоскости образования.

Л. П. Печко включает в структуру понятия «культуру познавательной деятельности учащихся по освоению опыта человечества в отношении к природе как источнику материальных ценностей, культуру труда при выполнении конкретных дел в различных областях природопользования и культуру духовного общения с природой» .

Г.В.Шейнис в структуре экологической культуры видит экологическое сознание (как совокупность экологических и природоохранных представлений, мировоззренческих позиций и отношения к природе, стратегий практической деятельности, направленной на природные объекты) и экологическое поведение (как совокупность конкретных действий и поступков людей, непосредственно или опосредованно связанных с воздействием на природное окружение, использованием природных ресурсов).

Н В.Ульянова в своем определении экологической культуры выделяет системное экологическое знание, мышление, ценностные ориентации, экологически осознанное поведение.

С.Д. Дерябо, В.А.Ясвин выделяют в структуре экологической культуры ценностно-мотивационный, когнитивный, действенно-операционный компоненты экологической культуры.

На основании вышесказанного можно заметить, что экологическая культура является интегративной категорией, вбирающей в себя множество компонентов. Для выделения компонентов экологической культуры подростка в нашем исследовании обратимся к анализу явления, характеризующего взаимодействие подростков с природой как отношение.

Крупнейшие отечественные психологи Б.Ф.Ломов и В.Н.Мясищев прямо указывают, что эффективность воспитательной деятельности характеризуется именно тем, в какой мере она обеспечивает формирование и развитие отношений личности. В то же время многие педагоги традиционно продолжают считать, что отношение к природе формируется как бы само по себе в процессе усвоения экологических знаний. Однако практика показывает, что это отношение необходимо формировать специальными методами. Формируя отношение к природе, необходимо учитывать, что процесс развития отношения связан с изменениями, которые затрагивают эмоциональную, познавательную сферы человека, касаются осуществляемой им практической деятельности . Мы согласны с точкой зрения автора и рассматриваем в нашем исследовании взаимодействие младшего подростка с природой как отношение.

Определенный уровень отношения к природе помогает осознать его ценностное отношение к природе и свою ответственность за последствия общения с ней. Экологическая культура подростка - это не только природоохранные знания, умения и навыки, но и особый внутренний мир. В его основе и лежит отношение подростков к миру природы. Можно быть самым активным «другом природы» во внеурочное, внеклассное время и одновременно наносить экологический ущерб природе. Провозглашение тех или иных ценностей еще не является условием их воплощения в конкретном поведении. Экологические ценности, установки, потребности, сталкиваясь с аналогичными социальными и экономическими, уступают последним и остаются на заднем плане. При этом ответственность за природу становится не равной любви к ней .

Однако нельзя отрицать взаимозависимости компонентов экологической культуры личности. Так, практическая экологическая деятельность способствует развитию мотивации, появлению новых стимулов к углублению экологических знаний. С другой стороны, укрепление мотивов эколого-познавательной активности приводит к осознанию необходимости практического участия в экологической деятельности. Об этом пишут П.И. Агаларова , Г.Б.Барышникова , В.П.Горощенко , М.В.Калинникова , Т.В.Кучер и др.

Анализ исследований, касающийся выявления компонентного состава экологической культуры позволяет свести их в таблицу (табл. 1).

Таблица 1

Компоненты экологической культуры, выделенные различными авторами


Автор

Формулировка компонентного состава экологической культуры

Л. П. Печко

Культура познавательной деятельности учащихся, культура труда при выполнении конкретных дел в различных областях природопользования, культура духовного общения с природой.

Г.В.Шейнис

Экологическое сознание (как совокупность экологических и природоохранных представлений, мировоззренческих позиций и отношения к природе, стратегий практической деятельности, направленной на природные объекты) и экологическое поведение (как совокупность конкретных действий и поступков людей, непосредственно или опосредованно связанных с воздействием на природное окружение, использованием природных ресурсов).

С.Д. Дерябо, В.А.Ясвин

Ценностно-мотивационный, когнитивный, действенно-операционный компоненты.

В.Ю.Львова

Система знаний: естественнонауч­ных, ценностных, нормативных, практических; экологическое мышление; система убеждений; система прак­тических навыков и умений; культура чувств, ха­рактеризующих уровень эмоциональной деятельности человека.

Н.В.Ульянова

Системное экологическое знание, мышление, ценностные ориентации, экологически осознанное поведение.

О.В.Шишкина

Когнитивный, аксиологический, деятельностный.

И.А.Самарина

Фундаментальные экологические знания о среде обитания человека, его умения устанавливать оправданные взаимоотношения с природой, через систему умений и навыков, полученных в процессе воспитания; высокий уровень экологического сознания, т.е. органического сплава
знаний, нравственных установок и эмоционально-эстетических переживаний, на основе которых формируются отношения к окружающей среде; экологическая нравственность, мораль определяющие отношение человека к среде обитания, обществу и самому себе.

А.В.Филинов



С.А.Бортникова

Когнитивный; эмоционально-эстетический; ценностно- смысловой; деятельностный; личностный; коммуникативный (диалог воспитателя и подростка; подростка и природы), творческий (личностный опыт, рассчитанный на творческое применение).

Г.Г.Недюрма-гомедов

Эмоционально-эстетический, ценностно-смысловой, когнитивный и деятельностный компоненты.

Е.А.Игумнова

Когнитивный, эмоционально-эстетический, деятельностный.

Несмотря, на различное понимание феномена экологической культуры и его дефиниции у большинства исследователей в структуре экологической культуры можно выделить общие сходные компоненты:


  • экологические знания, экологическая образованность, культура познавательной деятельности, экологическое сознание, экологическое мышление, экологическое мировоззрение (когнитивный, ценностно-смысловой, аксиологический компоненты);

  • культура духовного общения с природой, культура чувств, эмоционально-эстетические переживания (эмоциональный, эмоционально-эстетический);

  • культура труда, экологически осознанное поведение, система прак­тических навыков и умений в улучшении природопользования, (деятельностный, действенно-операционный, коммуникативный, творческий компоненты).
В связи с этим, основываясь на проанализированных исследованиях, выявленной содержательной, сущностной, компонентной характеристике экологической культуры подростка мы выделяем следующие ее компоненты: когнитивный, эмоциональный и деятельностный. Эти компоненты лежат в основе сформированности отношения.

Далее рассмотрим каждый из них. Когнитивный компонент - это система естественнонаучных и экологических знаний, взглядов, убеждений, суждений о природе, явлениях природы, экологических проблемах; ценностные ориентации.

Эмоциональный - эмоциональное состояние личности в процессе общения с природой, нравственно-эстетическое восприятие природной среды; деятельностный - наличие системы практических навыков по охране окружающей среды; характер участия в природоохранной созидательной деятельности: активность, инициативность, самостоятельность.

В рамках нашего исследования важно также рассмотреть возрастные особенности подростков с целью реализации их индивидуальных возможностей в процессе воспитания экологической культуры. Принимая во внимание возрастную динамику отношения к природе, разработанную С.Д. Дерябо, В.А. Ясвиным, мы согласны с авторами, что это наиболее благоприятный возраст для эффективного воспитания экологической культуры.

В отечественной психологии основы понимания закономерностей развития в данном возрасте заложены в работах А.А.Бодалева, Л.И. Божович , Л.С. Выготского , А.Б. Воронцова , Крайга, Г., Бокума , В.С. Мухиной, К.Н.Поливановой , Д.И. Фельдштейна , Г.K. Цукерман , Г.А. Цукерман , Е.В. Чудиновой Д.Б. Эльконина , И.В. Шаповаленко и др.

В.А. Ясвин считает, что отношение ребенка к миру природы динамично. В младшем подростковом возрасте доминирует «поступочный» компонент субъектно-непрагматического типа отношения: подростка манит любая социально значимая деятельность, он готов охранять природу, взаимодействовать с ней, не ища только выгоды. Подростковый кризис знаменуется и кризисом субъективного отношения к природе - резко выходит на первый план практический объектно-прагматический тип .

Подростки готовы к экологически созидательной деятельности, они восприимчивы к экологическому воспитанию, считают ученые-исследователи Я.А. Влядих , В.П. Горощенко, А.И.Степанов , Н.С. Дежникова , Е.Н. Дзятковская , В.А. Игнатова , В.Ю.Львова , И.Н.Пономарева , И.А.Самарина ,С.М.Суслова, О.Ю.Тимофеева и др.

Ученые отмечают специфические особенности деятельности подростков: «авторскую направленность продуктной деятельности» (К.Н. Поливанова ); «поиск новых видов социальной активности» (Д.И. Фельдштейн ); «ведущую деятельность подростка - в становлении новых способов социального взаимодействия со взрослыми»; «ведущую деятельность подростка как общественно - значимую деятельность» (В.В. Давыдов ); «ведущую деятельность подростка как интимно-личностное общение» (Д.Б. Эльконин ).

Подросток стремится к немедленному результату, ему важно предвидеть результат будущей деятельности, обсудить его со сверстниками, удовлетворить потребность в самораскрытии, которая проявляется в резком росте рефлексии как отражении внутреннего состояния чувств. Главное для данного возраста - получить у других людей оценку своих возможностей. Отсюда направленность на занятия, похожие на те, которые выполняют взрослые люди, поиск видов деятельности, имеющих реальную пользу и получающих общественную оценку . Уже в переходный период (10–12 лет) учащиеся должны получить возможность почувствовать себя реально «взрослыми». Педагоги должны создавать разнообразные ситуации, в которых подростки могли бы ощутить как собственную «взрослость», так и недостаточность своих умений и очертить границу своих возможностей, считает авторский коллектив Б.Д. Эльконина, А.Б. Воронцова, Е.В. Чудиновой . Такие ситуации можно реализовывать, считают авторы, существенно перестраивая характер учебного взаимодействия школьников с учителями и одноклассниками, к примеру, через разновозрастное сотрудничество и специальные приемы организации контроля и оценки.

В этот период начинается интенсивная дифференциация значимой деятельности - от учения и общественных деяний до бродяжничества и мелких антисоциальных свершений . Внутренним критерием дифференциации, считает Н.С. Дежникова, является поиск деятельности, где ребенок успешен, а если не успешен, то свободен, а значит и самостоятелен .

Воспитание экологической культуры в экологической деятельности совпадает с особенностями становления личности подростка. Деятельность определяет процесс развития личности, а, следовательно, и экологической культуры у подростков.

Эмоциональная сфера подростка характеризуется в этот период большой яркостью, силой, непосредственностью, устойчивостью. В общении с природой на первый план выступает эмоциональное отношение к ней, но при этом отсутствует целостность отношения, так как она «разобрана» разными учебными предметами.

В этом возрасте, пишет А.В. Воронцов, отмечается нарастание трудностей в общении, в частности, появление скрытности, негативизма, конфликтности, эмоциональной неуравновешенности, неуверенности в своих силах, сопровождающейся состоянием тревожности и бес­покойства. Учитывая данные особенности, важно кроме выстраивания особых отношений между педагогами и учениками, уделять внимание организации общения сверстников, чему могут способствовать особые (например, проектные и исследовательские) формы организации учения .

Несмотря на неустойчивую эмоциональную сферу, подростковый период является благоприятным периодом для развития познавательной активности, любознательности. Их интересы еще неустойчивы и разноплановы, развивается стремление к новизне. Активно формируется абстрактное, теоретическое мышление, целенаправленность восприятия, становление устойчивости, избирательности, произвольного внимания и словесно-логической памяти. Появляется способность строить сложные умозаключения, выдвигать гипотезы и проверять их.

В этот период сильнее становятся индивидуальные различия в интеллектуальной деятельности, что связано с развитием самостоятельного мышления, интеллектуальной активности, творческого подхода к решению задач. Это позволяет рассматривать возраст 10-12 лет как сензитивный период для развития творческого мышления. Учитывая эти особенности, целесообразно их использовать для реализации способностей, определения круга устойчивых интересов в экологической сфере, особенно при решении экологических проблем ,,.

Другого мнения относительно учебной деятельности подростков придерживается И.В.Дубровина . Она отмечает, что отношение к учебной деятельности и учебная мотивация в подростковом возрасте имеют двойственный и даже несколько парадоксальный характер. С одной стороны, данный период характеризуется снижением мотивации учения, что объясняется возрастанием интереса к окружающему миру, лежащему за пределами школы, и увлеченностью общением со сверстниками. С другой стороны, как было отмечено выше, именно этот период является сензитивным для формирования новых, зрелых форм учебной мотивации. Если учение приобретает личностный смысл, оно может стать деятельностью по самообразованию и самосовершенствованию. Снижение учебной мотивации зачастую происходит вследствие того, что школьники не видят смысла в получении знаний. Ценность школьных знаний не включена в их представление о взрослости. Поэтому для развития мотивации учебной деятельности важно включать ее в реализацию ведущих мотивов подростка: общения и самоутверждения . Значимым для нашего исследования в данной позиции является то, что с развитием мотивов самоутверждения будет происходить и развитие мотивов эмоционального принятия ценностей, ориентированных окружающей средой.

Изменения в когнитивной сфере влияют на их отношение к окружающей действительности, а также на развитие личности в целом. Под влиянием обучения высшие психические функции постепенно преобразуются в хорошо организованные, произвольно управляемые процессы .

Основным психологическим содержанием предподросткового кризиса, по мнению К.Н. Поливановой, является рефлексивный «оборот на себя». Рефлексивное отношение к своим возможностям и способностям в учебной деятельности переносится в сферу самосознания, обусловливая восприятие себя «уже не как ребенка». При этом образ взрослости ребенка проходит ряд последовательных этапов: от открытия образа взрослости к осознанию границ собственной взрослости, заданных степенью самостоятельности и ответственности. Это приводит к возникновению отношения к мере своих собственных возможностей, способностей и т.д., т.е. возникает рефлексивное отношение к искомой взрослости .

Резюмируя выше сказанное, отметим, что такие особенности подросткового возраста как: становление интересов, открытие внутреннего мира, личностной рефлексии, абстрактно-логического мышления, склонность к самоанализу и стремление к самоутверждению в реальном поведении являются новообразованиями подросткового возраста. Знание и опора на их использование в педагогической практике станет залогом более успешного процесса воспитания экологической культуры у подростков.

Обращение к трактовке проблемы воспитания экологической культуры в философии, психологии и педагогике, а также рассмотрение возрастных особенностей подростков позволило нам выявить отличительные признаки данного феномена и определить его в рамках нашего исследования. Экологическая культура рассматривается как интегративное личностное образование подростка, особенности которого определяют его ведущие психологические характеристики: в когнитивной сфере – совокупность духовных и материальных ценностей, позволяющих освоить систему научных понятий по проблемам экологии, а также осознать необходимость в охране природной среды с целью гармонизации взаимосвязи в системе «природа - человек»; в эмоциональной сфере – нравственно-эстетические чувства и переживания, порожденные общением с природой, а также эмоциональные реакции, отражающие негативное отношение к людям, разрушающим природную среду; в волевой сфере – умение применять в практике данное личностное образование, связанное с ответственностью за состояние окружающей среды, с опытом деятельности по изучению и охране природной среды.

Одним из ведущих аспектов науки с конца прошлого столетия становится экология. Сферу реальной жизнедеятельности человека, можно назвать экологической культурой. В понятие экологической культуры входят два компонента: экология и культура.

В педагогическом словаре С. У. Гончаренко культура понимается, как совокупность практических, материальных и духовных приобретений общества, которые отображают исторически достигнутый уровень развития общества и человека, и воплощаются в результатах продуктивной деятельности . Культура личности - это такой уровень знаний, который позволяет ей жить в гармонии с окружающим миром. В наше время мы встречаем множество разных культур: духовную, физическую, нравственную и т.д.

Человек с первых минут своей жизни неразрывно связан с природой. Со временем люди накапливают экологические знания. Природу изучали во все времена, но ее значение как науки стали понимать лишь недавно.

В педагогическом словаре С. У. Гончаренко дается следующее определение термина «экология». Экология (от греческого eikos - дом + логия) - раздел биологии, что изучает закономерности взаимоотношений организмов друг с другом, и с окружающей средой .

Загрязнение земли, воздуха и воды может привести к экологической катастрофе, что создает угрозу для жизни людей. Одним из направлений по преодолению загрязнения окружающее среды есть экологическое воспитание человека, в том числе и школьников. А. И. Кузминский А. В. Омеляненко рассматривают экологическое воспитание, как систематическую педагогическую деятельность, направленную на развитие в учащихся экологической культуры. Экологическое воспитание предусматривает вооружение человека знаниями в области экологии и формирование у него моральной ответственности за сохранение природной среды. Система экологического воспитания не может быть каким-либо эпизодом в жизни человека. Ведь это неотъемлемая часть культуры человека. Поэтому на протяжении всей жизни личности должен происходить процесс становления и усовершенствования культуры жизни человека в природной среде .

Экологическое воспитание школьников на современном этапе требует психологического включения личности в мир природы с дальнейшим конструированием системы личностного отношения к природе.

Цель экологического воспитания - формировать у школьников системы научных знаний, взглядов, убеждений, которые обеспечивают воспитание соответственного отношения к окружающей среде во всех видах их деятельности, то есть воспитание экологической культуры личности.

Л. В. Кондрашова указывается, что экологическая культура - это совокупность экологических знаний, позитивного отношения к этим знаниям и реальная деятельности по охране окружающей среды .

Л. В. Авдусенко отмечает, что чаще всего понятие «экологическая культура» употребляется для характеристики уровня отношения человека к природе (идет речь о выработке экологического сознания, которое является регулятором всей деятельности и поведения людей). Человек, который овладевает экологической культурой, осознает общие закономерности развития природы и общества, понимает, что природа - это первооснова становления и существования человека. Она относится к природе как к матери: считает ее своим родным домом, который нужно беречь и о котором нужно заботиться; всю свою деятельность подчиняет требованиям рационального природопользования, заботится об улучшении окружающей среды, не допускает ее загрязнения и разрушения. Один из основных показателей экологической культуры личности - реальный вклад в преодоление негативных влияний на природу .

Для формирования экологической культуры должны быть достигнуты следующие задания: усвоение научных знаний о природе, активизация практической деятельности школьников по охране окружающей среды, развития потребности учащихся в общении с природой.

В свою очередь И. Д. Зверев выделяет такие задания:

1. Усвоение ведущих идей, понятий и научных фактов, на базе которых определяется оптимальное влияние человека на природу;

2. Понимание ценности природы как источника материальных и духовных сил общества;

3. Овладение знаниями, практическими умениями и навыками рационального природопользования, развитие способности оценивать состояние окружающей среды, принимать правильные решения по ее улучшению, предусматривать возможные последствия своих действий и не допускать негативных влияний на природу во всех видах общественно-трудовой деятельности;

4. Сознательно придерживаться норм поведения в природе, что исключает нанесение ей вреда, загрязнения или нарушения природной среды;

5. Развитие потребности в общении с природой, стремиться к познанию окружающей среды;

6. Активизацию деятельности по улучшению природной среды, нетерпимое отношение к людям, которые делают вред природе, пропаганда природоохранных идей .

Формирование экологической культуры личности следует начинать как можно раньше. Лучший период для этой работы - период обучения в школе.

Результативность экологического воспитания, а значит и формирование экологической культуры много в чем определяется совокупностью условий, среди которых выделяют такие: учет возрастных и психологических особенностей восприятия и познания природы школьниками; усиление межпредметных связей; реализация краеведческого подхода; тесная связь с жизнью и трудом; формирование знаний о взаимосвязи между природными компонентами.

Показателем экологической культуры школьников есть поведение на природе, гражданская ответственность за рациональное использование природных ресурсов и защита окружающей среды.

Учитывая выше сказанное можно сказать, что экологическая культура - это уровень восприятия людьми природы, окружающего мира и оценка своего положения во вселенной, отношение человека к миру. Формирование экологической культуры - это развитие экологического сознания, экологической чувственности к природе при каждодневном общении с ней в педагогическом процессе.

Н. А. Беневольская в своей статье указывает, что экологическая культура характеризируется разносторонними глубокими знаниями о окружающей среде, наличием мировоззренческих, ценностных ориентиров по отношению к природе, экологическими стилями мышления и ответственным отношение к природе и своему здоровью, приобретением умений и опыта решений экологических проблем непосредственно в природоохранной деятельности, предусмотрением возможных негативных последствий природонеперерабатываемой деятельности человека .

Содержание экологической культуры очень широко. Оно включает в себя большое количество аспектов. А именно, экологическая культура включает в себя: культуру познавательной деятельности учащихся по усвоению опыта человечества по отношению к природе, как к источнику материальных ценностей; культуру природоохранного труда, который формируется в процессе трудовой деятельности; культуру духовного общения с природой, развитие эстетических эмоций. Развитие экологической культуры - это развитие экологического сознания, экологической чувственности к природе при каждодневном общении с ней в педагогическом процессе. И делать это нужно с раннего детства.

И. И. Ващенко писал: «Детей, которые не умеют ходить нужно чаще вывозить на свежий воздух, чтобы они могли видеть родное небо, деревья, цветы, разных животных. Все это останется в детской душе, освещенное чувством радости, и положит основу любви к родной природе» .

Проблему экологического воспитания рассматривали многие ученые и великие педагоги. Я. А. Коменский говорил, что природное в человеке обладает самодвижущей силой, а воспитание как деятельностное освоение мира. Ж.-Ж. Руссо определял идеи «естественного развития», которые обеспечивают совокупность трех факторов воспитания: природа, люди, общество. И. Г. Песталоцци констатировал, что цель воспитания - это гармоничное развитие всех сил и способностей человека. В непосредственной связи с природой решал проблемы естественного воспитания Л. Н. Толстой. Большого значения придавал природоведческому образованию и воспитанию Г. Спенсер, он считал природоведческое образование и воспитание наиболее полезным для надобностей каждого человека . К. Д. Ушинскому принадлежит идея народности в воспитании, в отношениях человека с его родной природой.

И. В. Базулина отмечает, что в наше время идея природосообразности широко находит применение в экологическом развитии детей, которая включает в себя следующие положения: следование природе детей, учет их возрастных и индивидуальных особенностей, использование природной среды в целях развития детей, а также формирование у них экологической культуры .

М. М. Фицула в учебнике по педагогике отмечает, что целью формирования экологической культуры в учебно-воспитательном процессе используют эколого-психологическую терминологию, групповые и ролевые игры, «мозговой штурм» что направлены на актуализации личной причастности, эмоциональной сферы, формирование мотивов экологического содержания, что обеспечивают систематизация мировоззренческих установок учеников .

Таким образом, экологическая культура является результатом целенаправленного и высокоорганизованного процесса экологического воспитания. Этот процесс направлен на формирование у школьников системы научных знаний, взглядов, убеждений, которые обеспечивают воспитание соответственного отношения к окружающей среде во всех видах их деятельности. Развитие экологической культуры предусматривает, развитие экологического сознания, экологической чувственности к природе при каждодневном общении с ней в педагогическом процессе.

Экологическая культура

1.1. Введение

Экологическая культура – это новая дисциплина, возникшая в рамках культурологии. Серьёзнейший экологический кризис, поразивший нашу планету, внёс существенные коррективы в отношения человека и природы, заставил переосмыслить все достижения мировой цивилизации. Приблизительно с шестидесятых годов двадцатого столетия, когда перед человечеством впервые так остро встала проблема уничтожения всего живого в связи с промышленной деятельностью, стала оформляться новая наука – экология, и, как следствие этого возникновения, появилась экологическая культура.

Экологическая культура – это уровень восприятия людьми природы, окружающего мира и оценка своего положения во вселенной, отношение человека к миру. Здесь необходимо сразу прояснить, что имеется в виду не отношение человека и мира, что предполагает ещё и обратную связь, а только отношение его самого к миру, к живой природе.

1.2. Понятие экологической культуры

Как уже было отмечено во введении, экологическая культура – сравнительно новая проблема, которая остро встала в связи с тем, что человечество вплотную подошло к глобальному экологическому кризису. Все мы прекрасно видим, что многие территории, по причине хозяйственной деятельности человека, оказались загрязнёнными, что сказалось на здоровье и на качестве населения. Можно сказать прямо, что в результате антропогенной деятельности окружающая природа оказалась перед прямой угрозой уничтожения. Из-за неразумного отношения к ней и к её ресурсам, из-за неправильного понимания своего места и положения во вселенной человечеству грозит деградация и вымирание. Поэтому проблема “правильного” восприятия природы, равно как и “экологической культуры” выходит в настоящий момент на передний план. Чем раньше учёные начнут “бить тревогу”, чем раньше люди начнут пересматривать результаты своей деятельности и корректировать цели, соразмеряя свои цели со средствами, которыми располагает природа, тем быстрее можно будет перейти к исправлению ошибок, как в мировоззренческой сфере, так и в сфере экономической.

Но, к большому сожалению, проблема “экологической культуры” ещё мало изучена: практически нет литературы, посвящённой этой важнейшей теме, хотя по крупицам всё-таки можно выделить эту сферу в сочинениях известных учёных. Одним из первых, кто подошёл к проблеме экокультуры был знаменитый мыслитель и исследователь В.И. Вернадский; он впервые серьёзнейшим образом проработал термин “биосфера”, занимался проблемами человеческого фактора в существовании мира. Также можно назвать Мальтуса, Ле Шателье-Брауна, Б. Коммонера и др. Но, тем не менее, рамки заданной темы заставляют посмотреть на проблему с другой стороны, ибо нас интересует проблема восприятия обществом экологической культуры.

Но прежде чем непосредственно перейти к данной проблематике, необходимо прояснить, что такое культура и что такое экология, так как без этого сфера экокультуры останется пустой.

Хорошо известно, что для того, чтобы правильно понять какой-либо термин, следует исходить от этимологии понятия. Слово “культура” происходит от латинского глагола colo, colui, cultum, colere, что первоначально обозначало “возделывание почвы”. Позднее оно стало пониматься как “почитание богов”, что подтверждает доставшееся нам в наследство слово “культ”. И, действительно, на протяжении всего средневековья, да и поздней античности, “культура” была неразрывно связана с религией, духовными ценностями и т.п. Но с началом эпохи модерна это понятие подверглось глубокому переосмыслению. В начале под “культурой” понималась совокупность материальных и духовных ценностей, накопленных человечеством за весь период его существования, то есть живопись, архитектура, язык, письменность, обряды, отношение к миру, но затем, с открытием иных цивилизаций, возникла потребность в расширении этого понятия. Как показала жизнь, “человечество, будучи единым биологическим видом, никогда не являлось единым социальным коллективом”.

Более того, культурные нормы и правила не являются наследственными признаками, заложенными в наших генах, они усваиваются на протяжении всей жизни, посредством обучения, целенаправленной работы и культурной деятельности человека. То есть это говорит о том, что каждый народ является уникальной единицей, создающей свою неповторимую и своеобразную культуру. Безусловно, базисные архетипы и категории культуры, такие как Бог, мир, жизнь, человек, смерть и другие, у всех людей одинаковы, но что же касается непосредственно их восприятия, то каждый народ понимает их по-своему. Отсюда становится понятным тезис о том, что каждый народ обладает своей уникальной культурой: он веками накапливает культурные ценности, которые зависят от многих привходящих деталей: географического положения, климатических условий, размеров территории и т.д. Поэтому каждый народ отличается от другого своим культурным своеобразием. Но, ежели не существовали бы общие для всех культурные категории, то тогда была бы невозможна культурная коммуникация и межкультурное общение.

По своей природе культура изменчива и способна к самообновлению, но она является своего рода знаком, который позволяет идентифицировать каждого члена сообщества к данной цивилизации. Культура является продуктом коллективной деятельности членов одного народа, который в каждой конкретной сфере создаёт свой личный и уникальный социокультурный код. Недаром мы говорим о том, что существует культура языка, культура поведения, экономическая, правовая, экологическая культуры и многие другие, что является единичной и неповторимой принадлежностью каждой нации.

Таким образом, восприятие культуры зависит от человека, принадлежащего к конкретному сообществу. Но базисной основой культуры всё-таки, как мне кажется, является накопленные народом ценности в духовной области (вера, обычаи, язык, литература и др.) и в сфере материальной (архитектура, скульптура, живопись и т. д.). Но, несмотря на это, всё же существует нечто или некий общий культурный архетип, который способствует межкультурной коммуникации.

Наука же экология возникла в конце XIX столетия, но тогда она обозначала учение о живых организмах, их взаимосвязи и влиянии на природу в целом. Но по-настоящему актуальное значение экология приобрела в середине ХХ столетия, когда учёные из Соединённых Штатов обнаружили пропорциональную зависимость загрязнения почв и мирового океана, уничтожения многих видов животных от антропогенной деятельности. Проще говоря, когда исследователи осознали, что в водоёмах, расположенных в непосредственной близости от заводов и фабрик гибнет рыба и планктон, когда поняли, что в результате неразумной сельскохозяйственной деятельности истощаются почвы, тогда экология приобрела своё насущное значение.

Таким образом, с конца шестидесятых годов человечество столкнулось с проблемой “глобального экологического кризиса”. Развитие промышленности, индустриализация, Научно-техническая революция, массовое сведение лесов, строительство заводов-гигантов, атомных, тепловых и гидроэлектростанций привёло к тому, что перед мировым сообществом стал вопрос выживания и сохранения человека как вида.

1.3. Человек между природой и культурой

Ни для кого не секрет и это очевидно, что человек живёт в искусственной среде, которую принято называть техносферой или созданной руками человека сфере, существующей за счёт природы, и удовлетворяет свои потребности, беря из природы несравнимо больше полезных веществ, чем отдавая. Таким образом, техносфера уничтожает естественную среду, ставя на первое место желания и нужды людей. А в то же самое время, любое существо, созданное природой, живёт непосредственно в природе, гармонизируя её, так как является незаменимой частицей. Медведи живут в берлогах, мыши в естественных норах, птицы в дуплах деревьев. Одним словом, животные имеют дом в приспособленных природой местах, а человек в искусственном мире.

Известный английский мыслитель Мальтус считает, что Земля может прокормить не более 900 миллионов человек, остальные же обречены на голод и вымирание. Но это было бы верно, если понимать человека как существо, принадлежащее животному виду. Но человек, как уже было сказано, человек в отличие от животных живёт в искусственно созданной среде, в техносфере. Более того, человек сумел преодолеть естественное сопротивление природы, противящейся такой неимоверной популяции человеческого вида. Человек более, чем в 7 раз превысил расчетное Мальтусом количество своего народонаселения. Теперь надо задать вопрос, могло ли существо, созданное природой, преодолеть её же сопротивление? Естественно, нет, ибо мы видим, какими мощными в сравнении с человеком силами обладает природа: ураганы, бури, цунами, землетрясения. И, несмотря на всё это человек сумел не только выйти “победителем”, но и увеличить свою численность до 6 миллиардов человек. Но здесь не следует воспринимать природу как нечто враждебное, которое стремиться уничтожить человека, напротив, природа – это “заботливая мать”, которая думает обо всех существах, ею созданных. Как только один вид начинает претендовать на господство, то природа задействует свои механизмы, которые были рассмотрены ранее. Так произошло с такими доисторическими ящерами, как динозавры и т.д. Дело всё в том, что основным рационом этих животных (в частности динозавров и бронтозавров) был зелёный покров: деревья, травы и т.д. Но, поскольку природой не было рассчитано, чтобы этот покров так быстро истреблялся, то она задействовала такой механизм, как «отрицательная обратная связь». В Землю врезался огромный метеорит, который пробил брешь в озоновом слое Земли, что привело к проникновению жёстких ультрафиолетовых лучей, а в результате к глобальному похолоданию и вымиранию (или мутации) этих гигантских ящеров. В настоящее время мы можем их видеть исключительно в Палеонтологическом музее.

Отсюда снова возникает вопрос, возможно ли, чтобы природа - эта уникальная система высшего порядка, не была в состоянии противодействовать человеческому воздействию? Разве природа, которая поддерживает равновесие в популяции таких мощных животных как львы, носороги, слоны и т.п. не могла проконтролировать тот период, когда человек только лишь начинал пробовать на прочность экологические и природные законы? Естественно могла, но с теми существами, которые она сама сотворила, ибо как сказано в Библии “Ученик не бывает выше учителя своего”. Таким образом, можно сделать вывод, что поскольку природа смогла проконтролировать численность динозавров, а человека нет, то, следовательно, он не принадлежит к животному миру. Он построил хранилища продовольствия от голода, больницы от болезней, от войн защитился международными организациями. И из всех существ этого достиг лишь человек. Поэтому следует пересмотреть всю существующую историю возникновения человека и классификацию, в которой человека традиционно относят к классу животных.

Надо понимать, что человек появился на планете Земля таким, каким мы видим его сейчас: с теми же морфологическими признаками, способностями и, конечно же, с разумом. И не было никакой эволюции, ибо если даже предположить, что она была, то тогда её логическим результатом стало бы существование одного вида, обладающего всеми возможностями и способностями других животных существ. Но основной закон экологии гласит, что “чем больше видов, тем более устойчива система”. Поэтому гармоничное существование одного вида было бы невозможным. К тому же, природа (если бы она и сотворила человека) не могла заложить в свою основу такую “бомбу замедленного действия” как человек. Поэтому следует ещё раз повторить мой тезис: человек не принадлежит к животному миру, соответственно, к нему нельзя применять только естественнонаучные законы.

Итак, человека нельзя отнести к природному существу, человек является отдельным, уникальным видом, который обладает, в отличие от других существ разумом и совершенно уникальным телом. Дело всё в том, что человеческое тело не приспособлено ни для чего конкретного, как у животных, но для всех видов деятельности. Человеческое тело необычайно пластично, гибко, динамично и мобильно: оно приспособлено и для того, чтобы лазать по деревьям, быстро бегать, плавать и т.д. Из всех животных, человеческое тело самое универсальное и манёвренное.

Поэтому человека следует понимать не как выделившегося из природы существа, но как отдельного от природы индивида, живущего по своим законам. Но здесь возникает новый вопрос, что стало причиной такого неадекватного отношения человека к природе, почему на какой-то стадии произошла дисгармония в отношениях человека и природы? И ответ на этот вопрос тоже очевиден. Человек перестал воспринимать себя как Божественное творение, но продолжал рассматривать себя в качестве части животного мира. А поскольку, человек понимал себя как часть животного сообщества, то постольку необходимо было вести борьбу за выживание и существование. Смерть, голод, болезни перестали восприниматься как нечто естественное и необходимое, но, наоборот, как абсолютное зло, беда и т.п. А так как человек изначально обладал разумом, то он его использовал во зло. К примеру, в Ассирии считалось за подвиг убить льва: но не для того, чтобы прокормить людей, а для того, чтобы доказать свою силу и ловкость. С течением времени люди стали уничтожать другие виды животных, разрушая, таким образом, биосферу. А особенно следует в связи с этим подчеркнуть, что ни одно животное не убивает свою жертву только ради забавы, но только для того, чтобы потом употребить в пищу.

Поэтому, до тех пор, пока люди не осознают своё истинное положение, до тех пор будет продолжаться бессмысленное уничтожение животного мира и окружающей нас природы.

Культуру понимают как особую область действительности, прежде всего, по отношению к природе. Не следует абсолютизировать отличие культуры от природы. Культура выступает как специфическая для человека форма его связи с природой. Культура – это человеческое отношение к природе, возникшее в ходе истории. Независимо от того, осознает ли сам человек или нет, он обладает определенной экологической культурой либо экологическим бескультурьем. Особенно важным в этом случае является то, что экологической культурой должны обладать представители элиты общества, от их профессиональной деятельности, политики, зависит формирование реальных отношений общества и природы. В не меньшей степени от обладания экологической культуры инженерами, педагогами, врачами, журналистами зависит уровень ее сформированности в целом для страны.

В историческом развитии человека в системе "общество-природа" можно выделить три этапа экологической культуры. Первый этап, мифологический, как этап целостной культуры, особенностью которого является синкретический тип мышления, не способный выделить человека из природного мира. Человек был неразрывно связан с природой, являясь ее частью. Образы человека-животного нашел отражение в мифологии (сирены, Сцилла, Харибда) Особенностью экологической культуры этого периода: являются так же речевое единство человека с природой, связанное с развитием первобытного искусства.

На втором этапе экологической культуры происходит ее дифференциация на отдельные отрасли. К этому времени относится возникновение и развитие антропоцентрического мышления, которое характеризуется не только способностью выделить человека из природного мира, но и возглавившего сложную природную иерархию. Сформировалось потребительское отношение человека к природе, девизом которого могут послужить слова Мечникова: не надо ждать милостей от природы, наша задача взять их у нее!

Третий этап экологической культуры характеризуется вновь как целостный. На этом этапе человек осознанно стремиться к гармоничному единству с природой, формирует экологическое сознание и мышление. Целью экологической культуры на этом этапе является формирование экологической личности, а инструментом формирования становится экологическая этика.

Структура экологической культуры

1. Экологические знания, информация.

2. Экологическое сознание. Особенности: осознание причин ухудшения природной среды; выявляет отношение к экологической ситуации; способствует формированию экологического мировоззрения.

    Система экологических ценностей, в основе которой положены принципы экологического гуманизма6

    принцип гармонии человека с природой

    равноценности всего живого

    ненасилия (ахимса)

    самоограничение вместо потребительского отношения к природе

    нравственного совершенствования

    личной ответственности за мир

    "Золотого правила экологии" как преодоление следующей противоречия, люди могут бороться за права животных и не обращать внимание на насилие над людьми

    несотрудничество с людьми с агрессивным типом поведения и потребительским отношением к природе

    экологический плюрализм (сохранение разнообразия, природы, человека и культуры).

4. Экологическое мировоззрение как способ целостной личности познавать природу и свои взаимоотношения с ней.

5. Экологическая идеология рационального присвоения природы.