Деревянное зодчество в суздале когда был построен. Музей деревянного зодчества и крестьянского быта в Суздале. Описание и фото

На окраине Суздаля, в уютном местечке на высоком правом берегу речки Каменки, расположился суздальский музей деревянного зодчества и крестьянского быта. На противоположном берегу реки виднеются древние стены суздальского кремля и живописные луга, простирающиеся на месте старого русла Каменки. Выбор места для основания музея был не случайным. Начиная с 9 столетия здесь возвышался один из первейших суздальских монастырей – Дмитриевский монастырь, один из первых суздальских монастырей.

Музей деревянного зодчества в Суздале – это великолепное собрание памятников деревянного зодчества и крестьянского быта 18-19 веков. Собранные по крупицам со всех уголков земли владимирской, они стали замечательным дополнением славного города Суздаля, так как в самом городе памятников древнего деревянного строительства почти не осталось.

Проект создания музея был опубликован и воплощён в жизнь в 60 – 70 годы минувшего столетия. Теперь на территории музея под открытым небом расположилось настоящее древнее село! На просторных суздальских лугах, площадью в 4 гектара, вольготно расположились разнообразные, чудом уцелевшие в тяжёлые годы памятники деревянного зодчества. На уютных улочках средь старинных церквей, некогда жилых крестьянских и купеческих домов, изб, бань проходят городские празднества!

Церкви

На сегодняшний день на территории музея расположились две церкви, образующие своеобразный исторический центр села – это Воскресенская и Преображенская церкви.

Преображенская церковь

Преображенская церковь была перевезена из села Козлятьево Кольчугинского района Владимирской области в 1965 году. Датой её постройки считается 1756 год. Сейчас, Преображенская церковь заслуженно считается одним из главных экспонатов музея деревянного зодчества! Величаво стоит она недалеко от берега реки. Ввысь уносится её главный купол!

Месторасположение Преображенской церкви очень интересно! Почти тысячу лет назад, в 10 веке, когда церкви и монастыри только начинали строиться на земле суздальской был построен здесь Дмитриевский монастырь. Впоследствии сам монастырь был сожжён, а на его месте строились церкви. Одна сменяла другую. Вот и сегодня стоит здесь дивной красоты храм!

Воскресенская церковь

Следом за Преображенской, в суздальский музей была перевезена и Воскресенская церковь и колокольня из села Патакино, Камешковского района. Эта церковь является историческим и архитектурным памятником конца 18-го столетия, дата её постройки – 1776 год. Воскресенская церковь – это классический пример зимней деревянной церкви. Все части здания стоят на одной оси и благодаря этому, её облик в сочетании с колокольней напоминают корабль.

Место её установки на территории суздальского музея было выбрано не случайно. Раньше на этом самом месте стояла каменная Георгиевская церковь. Вместе с Преображенской церковью они составляют классическую пару зимней и летней церквей с колокольней.

Выстроена эта пара церквей из сосны. Ни единого гвоздя не применялось в их строительстве. Местные мастера-умельцы применяли для построения церквей только лишь топор. Даже самая мелкая резьба на храме выполнена исключительно при помощи топора. Не зря же говорилось, что русские мастера и часы топором починить способны!

Жилые дома минувших веков

Крестьянские избы и жилые дома зажиточных и средних сословий 19 столетия дают нам представление о быте и хозяйстве тех времён. Дом крестьянина середняка, крестьянский дом с мезонином, жилой дом зажиточного крестьянина, дом купца Агапова, а также несколько рубленных изб словно только-только оставлены своими хозяевами! Не восстановлено внутреннее убранство только в домах бедных крестьян.

Дом крестьянина середняка.

Изба крестьянина середняка Волкова — это типичный для средней полосы России, прочный и добротный крестьянский дом. Планировка у него стандартная и включает в себя сени, избу и клеть. Это уникальный памятник зодчества 19 века. Фасад избы отделан старинной глухой «корабельной» резьбой. А двускатная крыша покрыта тесовой кровлей. Интерьер дома полностью восстановлен.

Крестьянский дом с мезонином

Это архитектурный и исторический памятник второй половины 19-го столетия. Привезли его на землю суздальскую в 1975 году из села Тынцы Камешковского района. Этот тип крестьянского жилища также был обширно распространён.

Дом срубного строения с трёхскатной крышей и рассчитан для проживания двух отдельных семей. У дома в распоряжении есть два двора. Сейчас этот дом разместил в себе администрацию музея, однако когда-то в нём кипела неподдельная крестьянская жизнь!

Дом зажиточного крестьянина

Это рубленый жилой дом зажиточного крестьянина Кузовкина. Привезён он был из деревни Лог. Сам дом двухэтажный и типичный для середины 19-го столетия. Прекрасной резьбой отделаны его фасады! А интерьер внутри восстановлен и может рассказать нам о времени, когда городской стиль жизни уже стал понемногу проникать в среднерусскую деревню.

Первый этаж дома содержит в себе ткацкую мастерскую. В этом месте трудились нанятые работники и работницы. Два ткацких станка, самопрялка, а также устройство для перемотки нитей – вот что мы видим, войдя в мастерскую.

На втором этаже расположились жилые помещения, полностью соответствующие строению старинных домов – изба, сени и клеть. Тут мы видим и швейную машинку «Зингер» и керосиновую лампу и резную деревянную кровать, служащую в те времена символом достатка и благополучия.

Этот дом красив в любое время года, летом – обильная зелень вокруг него придаёт ему яркости, а зимой чистый белый снег окунает его в кристальную чистоту и безмолвие!

Дом купца Агапова

Дом купца Агапова одно из старейших строений музея деревянного зодчества, так как строили его в конце 18-го столетия. И одновременно с тем, одно из самых молодых, так как было привезено на территорию музея только лишь в январе 2011 года!

Другие исторические памятники русского села

Рубленная изба

Украшают территорию музея несколько рубленных изб с резными наличниками и фасадами, баня второй половины 19-го столетия (топившаяся по чёрному) и рубленный колодец. Привезли его из села Селиваново. Это типичный для 17-го столетия колёсный колодец. На фоне изб он дополняет всю сельскую картину.

Ветряная мельница

Позади рубленных изб стоит пара ветряных мельниц, пример деревянного строительства 18-го века. Сбоку от них стоит амбар 19-го столетия, предназначавшийся для хранения зерна и прочих продуктов. Завершают сельскую картину пара овинников, стоящих на окраине территории музея. Их применяли для просушки зерна. Состоя из двух ярусов, в нижней своей части овинник имеет печь, а в верхней – место для просушки снопов.

Фестиваль ремёсел

В наши дни можно не только пройтись по уникальному музею и насладиться красотами его экспонатов, но и попасть на фестиваль ремёсел. Во время его проведения можно не только наблюдать за тем как работают мастера древнерусских ремёсел, но и самим попробовать себя в деле! Вы сможете испытать себя в чеканке монет, ткачестве на станке, росписи по дереву, гончарном ремесле и во многом-многом другом!

Суздальский музей деревянного зодчества – это не просто реконструированное старорусское село с красивейшими экспонатами деревянного зодчества, это настоящий портал в минувшие столетия!

Музей деревянного зодчества и крестьянского быта

Архитектурно-этнографические музеи под открытым небом стали устраиваться в основном в конце 1970-х годов - после того, как в конце октября 1976 года Верховный Совет СССР принял общесоюзный "Закон об охране и использовании памятников истории и культуры"". Создание таких музеев стало одной из форм охраны и пропаганды памятников старинного зодчества, быта и художественного творчества народа, хотя скептикам (а их было немало) воссоздание в XX веке деревни XVII–XVIII веков казалось тогда мертвым макетом, потому что в ней никто не жил и она не оживлялась прикосновениями времени. Многие вспоминали при этом слова русского поэта А.А. Блока, который говорил: "Воскресить жизнь древних можно только творческим путем. Когда же творчества нет, его заменяют поддельными сценами из жизни древних".

Однако одной из главных причин создания музеев такого рода была и практическая необходимость вывезти памятники из зон строительства электростанций и каналов, а также из мест и районов, подлежавших реконструкции. В результате этого были сохранены не только десятки сооружений и построек, представлявших собой высокую архитектурную и художественную ценность, но и множество художественных и ремесленных предметов крестьянского труда и быта, которые потом составили экспозиции не одного такого музея.

Суздальский музей деревянного зодчества и крестьянского быта расположился в особой заповедной зоне - на правом берегу реки Каменки, на месте давно исчезнувшего Дмитриевского монастыря (XI в.). Занимает он площадь почти в четыре гектара, на которую из различных уголков Владимирской области, где охрана редких деревянных сооружений была крайне затруднена, перевезли наиболее характерные как по внешнему виду, так и по своему устройству сооружения. Привезли и установили здесь памятники деревянного зодчества - крестьянские избы, старинные мельницы, амбары и даже надворный колодец. Все эти постройки и культовые сооружения разместились примерно на тех же местах, где ранее располагались монастырские здания.

В каждом таком памятнике легко угадываются основные особенности и вековые традиции русского национального зодчества. Высокое мастерство русских умельцев проявилось здесь не только в их творческой изобретательности и фантазии, но и в глубокой продуманности и целесообразности каждой детали, в ее предельной простоте и незамысловатости и вместе с тем - надежной прочности.

По проекту архитектора В. Анисимова, разрабатывавшемуся во Владимирской научной мастерской, суздальский музей задумывался в виде древнего села с улицей домов, с церквами и разнообразными хозяйственными постройками. А начало музею положила Никольская церковь , которую в 1960 году перевезли в Суздаль из села Глотова Юрьевского района, где уникальный памятник погибал прямо на глазах, и его надо было срочно спасать. Взяв полную ответственность на себя, А.Д. Варганов не стал дожидаться разрешения высоких чиновников и вывез церковь в Суздаль. А затем начались долгие объяснения - вплоть до обкома КПСС.

В настоящее время Никольская церковь находится не на территории музея, а стоит в глубине кремлевского двора - напротив Архиерейских палат, на месте сгоревшей деревянной церкви XVII века. Рядом с массивным каменным сооружением она совсем не выглядит чужеродной: в ее линиях та же соразмерность и созвучность природе, которые так умели чувствовать древние мастера. Но все же от соседства кирпича и камня церковь словно тоскует; так и кажется, что стоит подойти к ней и дотронуться до слегка шероховатой поверхности, сразу же ощутишь ее живое тепло.

Восстанавливал Никольскую церковь архитектор М.М. Шаронов, построена же она была в 1766 году, и в свое время среди рядовой застройки села горделиво выделялась окружавшей ее галереей и пристроенной с восточной стороны граненой апсидой. Украшала церковь, поднятую на подклете, чешуйчатая главка с остро отточенной иглой. Как самое высокое строение, Никольская церковь была композиционным центром села Глотова.

В настоящее время в Музее деревянного зодчества и крестьянского быта собрано около двадцати памятников народного зодчества, и Никольской церкви теперь не так одиноко и скучно. И хотя она по-прежнему стоит в суздальском кремле, но уже может видеть через реку другие церкви и переговариваться с ними. Среди них - многоярусная Преображенская церковь , привезенная из села Козлятьева Кольчугинского района. С севера и юга к храму пристроены два придела, а с запада и востока - прирубы трапезной и алтаря. Завершается сооружение главкой-луковичкой.

В прежние времена на Руси часто возводили два храма рядом - летний (просторный) и зимний (поменьше). Придерживаясь этой традиции, организаторы музея в пару с Преображенской церковью поставили Воскресенскую , которую привезли из села Патакино Камешковского района. Все части этой церкви (алтарь, собственно храм, трапезная, колокольня, крыльцо) вытянуты по одной оси. О таких церквах раньше говорили, что построены они "кораблем", и по своему композиционному решению обе эти церкви напоминают известные всему миру бревенчатые храмы Кижей.

Суздальский музей спроектирован так, что при осмотре его не пропустишь ни одно строение, и потому после осмотра церквей посетители оказываются у крестьянских домов, архитектура которых характерна для центральных районов России. В отличие от Северного края дома здесь по размерам значительно меньше, высокий подклет в них часто заменяется кирпичным фундаментом, который иногда обшивали досками.

У ворот дома Волковых , привезенного из села Илькино Меленковского района, вас встретит хозяйка в праздничном крестьянском костюме XIX века, а потом через открытый двор вы попадете в крытый. Как в любом крестьянском хозяйстве, здесь хранятся дрова и телега, лежат колеса и различный сельскохозяйственный инвентарь. В сенях стоит бочка для воды; висят плетеные корзины, короба, грабли и другой нужный в хозяйстве инвентарь.

В самой избе восстановлена традиционная обстановка, в которой проживала семья крестьянина-середняка: большая русская печь, рядом с ней - ухваты, кочерги, чугуны; вдоль стен - встроенные лавки с красивым рисунком подзора; выше - полки для посуды и хозяйственной утвари, стенной шкаф для тарелок, полати - все только самое необходимое. Внимание посетителей привлекает "конник" (лавка типа сундука) главы семьи, служащий как для отдыха и работы, так и для хранения инструмента. За домом стоит банька, топившаяся по-черному…

Дом зажиточного крестьянина Кузовкина , привезенный из села Лог Вязниковского района, - уже двухэтажный, на кирпичном фундаменте. Он рублен из толстых (до полуметра в диаметре) бревен; карниз дома, наличники и ставни украшены нарядной резьбой. Крутая кровля с одной стороны дома переходит в пологое покрытие хозяйственного двора.

Нижний этаж этого дома в свое время использовался как ткацкая мастерская, которую называли "ткацкая светелка". В старину редко в какой избе не стоял ткацкий стан, и почти все женщины умели прясть и ткать. Отбеленное солнцем льняное полотно шло на повседневные нужды семьи, а также служило основой и для более сложных рукоделий - набойки, вышивки, узорного ткачества. Из домотканых материй шили праздничные одежды - те самые, в каких посетителей встречают "хозяева".

В музее под открытым небом есть еще две шатровые мельницы-ветряки, привезенные из Судогодского района; рядом с мельницами установлены овины и амбары из села Польцо Муромского района. Оригинальность амбаров заключается в том, что стоят они на длинных ногах-сваях на самом берегу реки.

А колодец в суздальском музее особенный. Под навесом устроено огромное, величиной едва ли не с избу колесо. Надпись перед ним гласит: "Колодец ступальный . XIX в. Перевезен из деревни Кольцово Селивановского района". Водоносные пласты в тех краях залегают очень глубоко, поэтому и приходилось устраивать такое сооружение, которое бы за один подъем могло обеспечить достаточное количество воды.

Ворот этого колодца устроен так, что с внутренней стороны он имеет вид желоба с поперечно набитыми дощечками - своего рода ступеньками. Один или два человека входили внутрь колодца и шагали по этим ступенькам, колесо начинало вращаться и поднимать на веревке (или цепи) пятиведерную бадью с водой. Так что, доставая воду, человек в буквальном смысле вертелся, как белка в колесе. Однако следует отметить, что поднять воду из такого колодца с легкостью могут даже старики и дети. Однако ступальные колодцы все же были редкостью, а повсеместно в России был распространен колодец с журавлями, ворогами и барабанами с ручкой.

В музее вам расскажут, что колодцы были известны на Руси очень давно. В летописи за 997 год сказано, что при осаде Киева печенегами в городе были устроены два колодца. Самыми древними были такие, в которых яма укреплялась долбленым стволом дерева - колодой. Отсюда и произошло название "колодец". Воду из них поднимали на веревке узкой деревянной бадьей.

А лучше всего копать колодцы следует зимой; тогда вода уходит глубоко под землю и не мешает добраться до основной жилы. Когда доходили до воды, на дно колодца ставили ящик с крупным песком, потому что еще в далеком прошлом было известно, что песок очищает воду, отделяя от нее всевозможные примеси.

Из книги Евангелие от Иуды автора Кассе Этьен

Из книги Святая Русь автора Тальберг Николай Дмитриевич

Из книги Зимнее солнце автора Вейдле Владимир Васильевич

Русский музей и Эрмитаж В Петербурге было два главных и доступных всем собрания картин (а также и скульптур): Русский музей и картинная галерея Эрмитажа, - превосходное, одно из лучших в Европе, хранилище западной живописи, но доводившее историю ее лишь до конца XVIII -го

Из книги Русское монашество. Возникновение. Развитие. Сущность. 988-1917 автора Смолич Игорь Корнильевич

Глава IX. Строй монастырского быта в XVI–XVII вв.

Из книги Средневековый мир: культура безмолвствующего большинства автора Гуревич Арон Яковлевич

3. Внутренний склад монастырского быта Монастырский устав, очевидно, должен быть краеугольным камнем внутреннего устройства монастыря, но возникает вопрос, так ли обстояло дело в действительности. Следует различать две стороны в жизни монастырей: организацию

Из книги Толковая Библия. Том 5 автора Лопухин Александр

Из книги Правда о религии в России автора (Ярушевич) Николай

20. Соберитесь и придите, приблизьтесь все, уцелевшие из народов. Невежды те, которые носят деревянного своего идола и молятся богу, который не спасает. С 20-25 ст., т.е., до конца главы, идет уже прямое обращение к язычникам, с целью призвания их к истинному Богу. По общему своему

Из книги Время горящей спички (сборник) автора Крупин Владимир Николаевич

Фашисты уничтожили два лучших памятника русского древнего зодчества К разрушениям в Ново-Иерусалимском и Иосифо-Волоколамском монастыряхНа территории Московской области находится значительное число монастырских ансамблей, представляющих собой образцы

Из книги Непраздные рассказы автора Сердюк Вероника Владимировна

Накопление экспонатов в музей мысли Вскоре день, как писали ранее, склонился к ночи, надоело ему глядеть на нашу пьянку. Убавилось ли ночлежников, не считал. Обреченно улегся я на панцирную сетку и просил только не курить. Засыпал под звон сдвигаемых стаканов и

Из книги Календарь антирелигиозника на 1941 год автора Михневич Д. Е.

Налаживание быта. С рождением малыша становится особенно важно уметь «переключаться» и менять свои планы в соответствии с ситуацией. Дела, которые можно делать одной рукой: сортировка вещей в стирку, разнос вещей по местам, протирание пыли и пр. - можно делать с ребенком

Из книги Толковая Библия. Ветхий Завет и Новый Завет автора Лопухин Александр Павлович

Центральный Антирелигиозный музей Антирелигиозное музеи возникли после Великой социалистической революции в СССР, когда впервые в истории широко развернулась антирелигиозная пропаганда. Сейчас такие музеи есть в Москве, Ленинграде, Киеве, Свердловске, Улан-Удэ,

Из книги Сорок вопросов о Библии автора Десницкий Андрей Сергеевич

XXII Постановления Моисеева законодательства касательно гражданского быта. Просвещение. Боговдохновенные книги. Летосчисление «Богоправление» как основа жизни израильского народа не ограничивалось только религиозно-нравственной областью, а проникало во весь склад и

Из книги автора

Сдаем пол-Библии в музей? И в самом деле, ветхую одежду или мебель обычно ведь не используют, заменяют на новую – разве не та же судьба постигла и Ветхий Завет? Первая часть Библии, как думают многие, «обветшала», утратила для нас значение. Дело не только в названии

В этом отчете пойдет речь об одном из самых известных туристических мест Золотого кольца России - городе Суздале во Владимирской области.

Про город Суздаль в Интернете уже написано огромное количество материалов и размещены миллиарды фотографий и видеоотчетов, поэтому я не буду в этом отчете расписывать историю этого города, когда был построен какой монастырь, каком доме какой купец жил и чем он прославился, кто томился в заключении в суздальской тюрьме. Нашей целью было просто погулять по этому красивейшему городку, полюбоваться храмами и монастырями, посетить музей деревянного зодчества и, конечно же, пофотографировать всю эту красоту.

В экспедиции принимали участие двое - я и мой брат Дмитрий (www.foto-urok.ru). Решение поехать в Суздаль возникло спонтанно - удачно сложились обстоятельства - будний день, мы оба в этот день были свободны, а на улице замечательная погода - бабье лето.

От Нижнего Новгорода до Суздаля ехать примерно 3.5 часа сначала по трассе М7, затем, после въезда во Владимир, свернуть направо на указателе «Суздаль». В общей сложности - около 250 километров в один конец. Дорога после летнего ремонта в идеальном состоянии практически на всем протяжении маршрута (по состоянию на сентябрь 2015 года) , в будний день машин очень мало - ехать одно удовольствие.

По пути в Суздаль мы сделали остановку в районе деревни Лихая Пожня, где, судя по Википедии, берет начало речка Суворощь. Мы ожидали увидеть настоящий родник, с живой студеной водой, но вместо него увидели полуболото-полуозерцо, затянутое ряской и опавшими листьями.

По берегам полно поваленных деревьев, причем, судя по всему, это работа бобров. Лазили мы по этим дебрям целый час точно, если не больше, вылезли все в репьях и «собачках», но ничего действительно стоящего запечатлеть не удалось. Сели в машину, поехали дальше.

В Суздаль мы прибыли около 2 часов дня и возник совершенно закономерный вопрос - а не пора ли подкрепиться? Стали искать кафе, в котором можно пообедать за приемлемую цену - не тут то было! Цены просто ломовые - минимум, на что стоит рассчитывать - это 250-300 рублей с человека за бизнес-ланч. Причем это только по будням в дневное время. По выходным на обед дешевле 500 рублей рассчитывать не стоит.

Тему прогулок по Суздалю решительно невозможно охватить одной статьей, поэтому сейчас ограничимся лишь основным объектом нашего внимания - музеем деревянного зодчества .

Музей деревянного зодчество находится в районе Суздальского кремля на другом берегу речки Каменки. Его видно издалека, главный ориентир - высокая деревянная церковь.

На входе в музей деревянного зодчества нас встретил его живой талисман - ухоженная и в меру упитанная кошка (зовут ее, по-моему, Прасковья).

Заплатив символическую цену (150 рублей), мы вошли на территорию музея.

Музей деревянного зодчества занимает довольно большую территорию, на которой стоят экспонаты - деревянные церкви, избы, мельницы, овины, колодец. Все выглядит аккуратно и ухожено.

Преображенская церковь

Около самого входа в музей стоят две деревянные церкви - Преображенская и Вознесенская. Вдоль аллеи - деревянные избы крестьян зажиточных и не очень.

Глядя на эти бревенчатые сооружения, невольно отмечаешь, насколько добротно они построены. Мощный кирпичный фундамент, толстые бревна, наличники с красивой резьбой - как это все контрастирует с современными «каркасными» коттеджами с пластиковыми окнами!

Окна в избах небольшие, видимо, чтобы зимой было меньше сквозняков.

Отражение церкви в окне

Во многие дома можно зайти и посмотреть на внутреннее убранство.

При входе в жилое помещение первым делом обращаешь внимание на низкий потолок, который, как оказывается, вовсе не потолок, а палати, на которых спали многочисленные члены крестьянской семьи. Решение очень грамотное - во-первых, вверху более теплый воздух, во-вторых, экономия пространства комнаты. Представьте себе, если здесь поставить 8-10 кроватей? Казарма получится:)

Справа наискосок - «красный угол», в котором стоят иконы. Налево - большая печка и за перегородкой так называемый «бабий кут» или просто кухня, место где хозяйка занималась приготовлением пищи.

Если выйти из избы, попадаешь в «подклеть» - неотапливаемое помещение, в котором жили только летом и использовали в качестве кладовой.

К избе прилегают хозяйственные постройки, в которых хранится всякий инвентарь и живет домашняя живность - куры, козы, поросята.

Даже если не заходить в избы, просто интересно и приятно погулять по музею. Для удобства посетителей оборудованы деревянные тротуары, беседки, лавочки.

Помимо церквей и деревянных домов в музее деревянного зодчества можно найти другие интересные здания и сооружения. Например, колодец. Причем не простой, какие мы привыкли видеть в деревнях, а огромных размеров. Вместо привычной изогнутой ручки огромное колесо, в котором нужно ходить, чтобы поворачивать ворот. Надо думать, при помощи такого колодца воду добывали не ведрами, а сразу бочками:)

Недалеко от колодца пристроились две ветряные мельницы.

Ветряные мельницы

Внутри мельниц и стоящих рядом овинов представлены коллекции старинных инструментов.

Уходить из музея не долго хотелось - в наш век, когда все строится из металла, камня и пластика, старые деревянные здания перешли в разряд веющей теплотой экзотики. Хотелось просто ходить и рассматривать детали…

Свет и тень

Лавка из необработанной березы

Еще один житель музея - рыжий, ободранный, но дружелюбный!

На этом наше посещение музея деревянного зодчества в Суздале завершилось. Я не считаю себя большим знатоком и любителем истории, но данный музей приблизил меня к ней. А еще многого стоит полтора часа неспешной прогулки по деревянным тротуарам, тишина и спокойствие. Если у вас возникает вопрос - стоит ли посетить музей деревянного зодчества в Суздале, я настоятельно рекомендую его все же посетить.

Об авторе

Фотограф, вебмастер, преподаватель, фрилансер. Люблю путешествовать на автомобиле и не только. Еще люблю горный велосипед, баню, рыбалку, походы за грибами.

Музей деревянного зодчества в Суздале – это небольшой заповедник, где представлены уникальные архитектурные памятники с воссозданным бытом. Это музей под открытым небом, который обязательно стоит посетить. Здесь Вы увидите деревянные постройки XVIII - XIX веков, собранные со всех уголков Владимирской области.

Многие экспонаты можно потрогать руками, а самое главное здесь Вы окунетесь в атмосферу крестьянского быта, в «деревянную» сказку. Вы поймете, как жили в русской деревне люди разных сословий и вспомните строки поэмы «Руслан и Людмила» А.С. Пушкина - «Там русский дух, там Русью пахнет».

Самые популярные экспонаты, можно сказать «изюминки» музея – это церкви XVIII века и разного вида колодцы.

Вы можете осмотреть экспозиции самостоятельно или воспользоваться экскурсионным обслуживанием. Кроме того, по выходным дням организованы мастер-классы по плетению, изготовлению кукол-оберегов и украшений с вышивкой, гончарному мастерству и другие.

Режим работы Музея деревянного зодчества в Суздале в 2019 г.

  • В феврале и марте
    • Ежедневно с 9:00 до 16:00
    • По субботам время работы продлено до 17:00
    • 20 февраля и 20 марта - санитарные дни (полдня)
  • В апреле
    • Ежедневно с 9:00 до 17:00
    • По субботам время работы продлено до 18:00
    • 17 апреля - санитарный день

Стоимость билетов в Музей деревянного зодчества в Суздале в 2019 г.

  • Взрослые - 350 руб.
  • Школьники, студенты и пенсионеры - 200 руб.

Описание

Музей деревянного зодчества расположен на возвышенности, на берегу Каменки, в том месте, где много веков назад находилась Печорская обитель, а в XVI веке был основан Дмитровский монастырь, который, к сожалению, не сохранился до нашего времени.

Музей деревянного зодчества – небольшой по своим размерам, в нем Вы пройдете по сельской улице, осмотрите жилые дома и церкви, ветряные мельницы, амбары и колодцы.

Никольская церковь

Из всех экспонатов самая необычная, положившая начало созданию музея – это Никольский храм, привезенный из села Глотово в 1960 году. Благодаря инициативе историка Алексея Варганова обветшавшая Никольская церковь была спасена от гибели. Ее разобрали, привезли в Суздаль и после реставрации она стала первым экспонатом Музея деревянного зодчества.

Никольская церковь была построена в 1766 году, является теплым храмом, представляет собой образец типичных «клетских» храмов, то есть в основе его – клеть (аналог русской избы).

Амбары

На берегу Каменки Вы увидите три избушки на «курьих ножках». Это амбары, в которых хранили зерно. Чтобы защитить его (зерно) от весеннего разлива реки, амбары строили на деревянных сваях.

Преображенская церковь

Преображенская церковь расположена в том месте, где в начале XVII века был построен Дмитровский храм. В Советское время церковь и колокольня этого храма были разобраны. Именно на месте Дмитровского храма была установлена Преображенская церковь (создана в 1756 году в селе Козлятьево).

Воскресенская церковь

Воскресенская церковь по возрасту чуть моложе Преображенской, привезена из села Патакино. Обратите внимание на ее иконостас XVIII века и очень красивые иконы более позднего периода.

Жилые дома

Вы сможете ознакомиться с бытом крестьян как среднего достатка, так и зажиточных. Интересно сравнить мебель и утварь в крестьянских домах с предметами и обстановкой в купеческом доме.

Колодцы

В музее представлены три вида колодцев:

  • Колесный использовался, когда вода залегала на большой глубине
  • Колодец-ворот – самый распространенный вид колодцев, который, наверняка, Вы видели во многих деревнях (ворот - это бревно с ручкой). На бревно наматывается цепь, на конце которой закреплено ведро
  • Колодец-журавль использовался там, где вода находилась неглубоко от поверхности земли.

Гуляя по территории заповедника, наслаждайтесь простором, редкими постройками, замечая такие неприметные детали, как запах трав в амбарах, резьбу на домах и скромность обстановки.

Рядом с Музеем деревянного зодчества расположена пристань, от которой отходят прогулочные теплоходы по реке Каменке.

Официальный сайт Музея деревянного зодчества в Суздале

Музей является частью Владимиро-Суздальского музея-заповедника:


Если Вы хотите повеселиться и окунуться в праздничную атмосферу, приезжайте сюда на праздник - Рождество или Масленицу, Гусиные бои в феврале, праздник ремесел на Троицу или на Праздник огурца в июле. А если Вы любите тишину и спокойствие, то лучше приехать в Музей деревянного зодчества в обычный день.

Музеи Владимирской области.

МУЗЕЙ ДЕРЕВЯННОГО ЗОДЧЕСТВА


Для того чтобы владимирские памятники народной архитектуры обрели вторую жизнь в Музее деревянного зодчества в Суздале, была выполнена большая работа. Со второй пол. 1950-х гг. архитекторами, реставраторами, музейными сотрудниками проводились экспедиции по выявлению и описанию наиболее характерных памятников деревянного зодчества.
Проект создания Музея деревянного зодчества и крестьянского быта возник в 1960-х гг. Автором его стал В.М.Анисимов, сотрудник реставрационной мастерской. Музей решили разместить на берегу Каменки на окраине Суздаля, на месте несохранившегося , одного из самых ранних в Суздале - XI в. До революции здесь стояла пара церквей - Димитриевская (1773 г.) с колокольней 1812 г. и «теплый» Георгиевский храм (1751 г.).


Церковь Димитрия Солунского

В 1968 г. исполком областного Совета народных депутатов принимает решение о создании в Суздале Музея деревянного зодчества Владимирской области, после чего процесс выявления таких памятников значительно активизировался. Многие объекты решением областного исполуома ставились на учёт и охрану как памятники деревянного народного зодчества.
Было обследовано более 60 населённых пунктов Владимирской области. Выявлены 38 построек, из которых 11 рекомендованы к перевозке в музей, остальные – к сохранению на месте. Каждая постройка,планируемая к перемещению, была на месте подробно изучена, описана, сфотографирована.
Проходило довольно длительное время от выявления памятника до его перевозки, реставрации и установки в Суздале, например, от выявления Преображенской церкви в селе Козлятьево Кольчугинского района до окончания её восстановления и реставрации в Суздале прошло 10 лет.
Автором генерального плана Музея деревянного зодчества в Суздале и проектов реставрации многих памятников музея стал архитектор Владимирской реставрационной мастерской Валерий Михайлович Анисимов. Общее научное руководство осуществлял главный архитектор Владимирской реставрационной мастерской Игорь Александрович Столетов. Разборку и восстановление большинства объектов музея выполнили под руководством прораба Михаила Михайловича Шаронова плотники Суздальского участка мастерской – Юрий Семёнович Кисляков, Владимир Алесеевич Кокин, Герман Григорьевич Ветошкин, Александр Васильевич Андрианов, Анатолий Николаевич Назаров. За большой вклад в реставрацию суздальских памятников М.М. Шаронов в 2006 г. удостоен звания почётного гражданина Суздальского района.
Процесс перевозки, восстановления и реставрации в музее владимирских памятников деревянного зодчества в основном происходил в 70-х гг. ХХ в. Из разных сел Суздальского района сюда свезли уцелевшие деревянные строения: церкви, жилые избы, хозяйственные постройки. Пустовавшее место на высоком берегу Каменки снова заполнилось творениями человеческих рук.
Это своеобразная деревня, в которой сконцентрировано всё, что дошло до нас из XVIII-XIX вв., не сгорело при пожарах, не было разобрано на дрова или разломано в трудные годы. Улицы деревни составляют привезенные из деревень дома и постройки, а доминируют над всем высокие купола деревянных церквей и крылья ветряных мельниц.
В настоящее время на территории музея (4.2 га) расположено 18 памятников народной архитектуры, включающих церковные, жилые и хозяйственные постройки из 13 населенных пунктов Владимирской области.
Музей деревянного зодчества даёт представление не только о сельской архитектуре, но и о быте русских крестьян.




Касса музея



Часовня из деревни Бедрино



Часовня из деревни Бедрино Судогодского района Владимирской области. XIX в.
Образец культовых построек типа ротонды.


Часовня из деревни Бедрино

Воскресенская церковь с колокольней - памятник архитектуры XVIII в., образец традиционной для Владимирской губернии церковной деревянной архитектуры, представляет собой трёхчастную клетскую постройку «корабельного» типа (все составные части расположены по одной оси, вид сбоку напоминает очертания корабля), или, иными словами, по трехчастно-осевой композиции: к основной части примыкает трапезная, а к трапезной с запада прирублена шатровая колокольня с крыльцом. Такие храмы были весьма распространены во Владимирской губернии – «восьмерик на четверике», крытый дощатой кровлей, увенчанный небольшой главкой. Колокольню завершает довольно широкий тесовый шатёр с полицей и маленькой главкой, так же, как и остальные, крытой лемехом.
Церковь, возведённая «усердием прихожан» в 1776 г., до перемещения в музей являлась кладбищенским храмом села Патакино Камешковского района (бывший Владимирский уезд) и была приписана к Троицкой каменной церкви того же села. В кон. XIX в. Воскресенская церковь была отремонтирована на средства прихожан. До закрытия в 30-х гг. ХХ в. в Воскресенской церкви отпевали покойников и по праздникам проходили службы.
Церковь упоминается в «Историко-статистическом описании церквей и приходов Владимирской епархии», составленном В.Г. Добронравовым в 1893 г.





1967 г. – выявление памятника, обследование, обмеры.
1968 г. – постановка на охрану решением исполкома областного Совета народных депутатов № 1122 от 4 октября, решение о перемещении в музей.
1969-1970 гг. – разборка, перевозка в Суздаль, восстановление и реставрация на территории Музея деревянного зодчества.
1983 г. – очистка подполья, антисептирование и перестилка полов.
2004 г. – капитальная реставрация-переборка с заменой сгнившего материала (работы выполнены ОАО «Суздальреставрация»).
2006 г. – реконструкция интерьера сельского храма. В церкви восстановлен интерьер с характерным для сельского храма небольшим мконостасом.
2008 г. – освящение алтаря церкви.














Деревянные храмы внутри, как правило, отличались лаконичностью и относительной простотой убранства, которое главным образом было сосредоточено на иконостасе, где ряды чудесных икон, играющих яркими красками, кое-где тронутых золотом, удачно сочетаются со строгими иссиня-серыми брёвнами стен.

Дом зажиточного крестьянина из деревни Лог

Дом зажиточного крестьянина из деревни Лог Вязниковского района Владимирской обл. XIX в. Двухэтажный, с резным карнизом городского типа, с крытым двором.



Верхний этаж был жилым, нижний - занимала «ткацкая светёлка», рабочее помещение для наёмных ткачих. Домашнее ткачество было одной из форм рыночного хозяйства в период развития капитализма в России. На первом этаже - ткацкая мастерская. Здесь трудились наёмные работники. В помещении мы видим два ткацких стана, самопрялку, приспособления для перематывания нитей.
ИЗБА - жилая часть крестьянского дома. После отмены крепостного права в 1861 г. крестьянское хозяйство теряет свой замкнутый полунатуральный характер, втягивается в сферу действия акпиталистических отношений, что способствует дифференциации крестьянства на бедное, среднее и зажиточное. На бытовую культуру крестьян, особенно зажиточных, начинает активно влиять город. Наряду с тем, что изба сохраняет традиционную планировку и обстановку (встроенные лавки, полати, печь слева от двери), в ней можно видеть целый ряд предметов городской культуры (швейная машина, лампа - «молния», зеркало и др.).

Второй этаж сохраняет традиционную планировку крестьянского жилища XIX в.: изба - сени - клеть. В избе характерная для того времени обстановка: встроенные лавки, полати, печь слева от двери.
Обстановка дома свидетельствует о проникновении отдельных элементов городского быта в крестьянское жилище. Керосиновая лампа, швейная машина «Зингер», стулья, вместо привычного коника поставлена деревянная резная кровать - символ достатка и благополучия.




Сани


Плуг и соха



Второй этаж


Русская печь

Бабий кут

Передний, «красный» угол










Первый этаж.
Сени и ткацкая светёлка.

Ткацкая светёлка – промысловая мастерская по изготовлению разных видов тканей ручной работы. Во Владимирской губернии во 2-й пол. XIX в. из местных промыслов самых распространенных был ткацкий. Зажиточные крестьяне устраивали у себя на дому ткацкие светёлки. Часто сырье брали в раздаточных конторах на фабриках, туже же сдавали готовую продукцию, иногда работали из своего сырья, а готовые ткани продавали на местных рынках. Работать в светёлке нанимались крестьянки из бедных семей. Тяжелые условия труда, длинный рабочий день, низкие расценки на готовую продукцию характеризовали работу в светелках.
В сенях на сновальной стене перематывали нитки, в бочках красили, применяя в основном естественные красители, в самой светёлке на ручных ткацких станках ткали готовое полотно.








Дом из села Илькино





Дом из села Илькино Меленковского района Владимирской обл. XIX в.
Типичное жилище крестьянской семьи среднего достатка. Фасад украшен глухой резьбой. В доме воссоздан интерьер.
Слева от входа - русская печь. Она служила для отопления жилья, приготовления пищи, на печи спали. Перед печью - бабий кут, где хозяйка готовила еду и где хранилась кухонная утварь. Справа от двери находится коник - мужская лавка, где работал хозяин дома: чинил обувь или конскую упряжь, столярничал. По диагонали от печи - передний, «красный» угол, в котором стоит стол, над ним иконы. Вдоль стен - широкие лавки, сидя на которых вечерами женщины пряли лён или занимались рукоделием.
Сени - неотапливаемая часть дома - соединяли избу с клетью, защищали жилое помещение от холода. Сени использовались для хранения громоздких хозяйственных вещей, орудий труда, различной домашней утвари.
Клеть - неотапливаемое помещение полужилого, хозяйственного назначения - служила для хранения имущества и некоторых запасов продуктов, летом использовалась как дополнительное жилое помещение.
Двор - комплекс подсобных хозяйственных построек - расположен параллельно дому. Во дворе хранится хозяйственный инвентарь: борона, соха, телега и другие предметы.

Двор









Сени




Клеть



Изба

ИЗБА - жилая часть крестьянского дома. Характерным для интерьера избы является наличие встроенной мебели, которая рубилась вместе с домом: лавки, полати, полки. Настил над дверью - полати, где спали дети. Лавка справа от двери – «коник», где спал, работал, хранил инструменты хозяин. Вдоль стен - неподвижные лавки, над ними – «полицы». На лавке вдоль правой стены работали женщины. Лавка идущая вдоль фасадной стены - парадная «красная». Подвижной мебели мало: скамья, стол. Главный элемент интерьера - печь: пространство между нею и фасадной стеной - «бабий кут». По диагонали от печи – «красный угол», украшенный иконами. Некоторое количество покупных фабричных изделий (зеркало, самовар) указывает на определённый достаток хозяина.


Ясли





Бабий кут

Передний, «красный» угол

Русская печь

Дом с мезонином


Дом с мезонином

Дом с мезонином из села Тынцы Камешковского района Владимирской обл.(2-я пол. XIX в.). Состоит из двух срубов под одной крышей. Был предназначен для двух семей.
Мезонин - верхний полуэтаж - включает элементы классической архитектуры в сочетании с русской народной резьбой.


Дом с мезонином. Ворота во двор.

Дом с мезонином. Вход с левой стороны.

Дом из села Каменево






Магазин сувениров «Русский лубок»

Дом из села Каменево Камешковского района (XIX в.) - типичный деревенский дом. На лобовой доске, украшенной глухой резьбой, вырезана дата: «1861».

Дом из села Васенино






Дом из села Васенино

Дом из села Васенино Вязниковского района (XIX в.) - типичный образец крестьянского жилища. Фасад украшен традиционной резьбой по дереву.


Русская печь


Бабий кут


Бабий кут

Рукомойник




Передний, «красный» угол


Санки


Коромысло

Крестьянская бытовая керамика. Кон. XIX – нач. ХХ вв.






Дом из села Васенино

Деревянные качели



Колесный колодец



Колёсный колодец из села Кольцово Селивановского района Владимирской обл. Сер. XIX в. Колодцы такого типа назывались «ступальными». Для подъёма воды внутрь колеса, оборудованного ступенями, входил человек и, ступая как по лестнице, раскручивал его. В колодец опускались попеременно две большие бадьи.



Ветряные мельницы

Ветряные мельницы из села Мошок Судогодского района Владимирской обл. XVIII в.








В XVIII – нач. ХХ вв. этот тип мельниц - восьмигранный сруб на четверике - был преобладающим во Владимирской губернии. Верхняя часть конструкции с крыльями поворачивалась к ветру с помощью длинной жерди – «воротила».
Привезённые в Суздаль из села Мошок Судогодского района, ветряки XVIII в. стали настоящим украшением Музея деревянного зодчества.
В мельнице представлены традиционные предметы интерьера: деревянные и металлические меры для зерна и муки, льняное масло в стеклянной бутыли для смазывания механизма, деревянные лопаты и совки, фонарь, грохот и сито, мешки с мукой.



Интерьер создавался в соответствии с тем, как он изображался в художественной литературе, на живописных полотнах. В основу этой научной работы легли воспоминания старожилов, собранные и записанные сотрудниками музея-заповедника.


Макет мельницы в разрезе

Макет мельницы в разрезе выполнен мастером из Суздаля Куликовым В.Е.

Овины - зерносушильни





Овины - зерносушильни из села Никитино Селивановского района Владимирской области (XIX в.).
Овин - двухъярусное сооружение, в нижней части которого находилась печь, а вверху - площадка для снопов.

Амбар-лабаз

Амбар - лабаз из села Мошок Судогодского района Владимирской области (XIX в.). Типичный образец для Владимирского края хозяйственной постройки для хранения зерна и других продуктов.

Мастерская плотника

Почти каждый русский крестьянин умел работать топором, который на протяжении многих столетий оставался главным плотницким инструментом. Кроме топора у плотника были пилы, рубанки, скобели и другие инструменты.
Плотники так умели сплачивать (отсюда и плотник) бревна в срубы, что даже лезвие ножа не проходило между ними. Рядовой плотник мог не только срубить дом, но и сделать для него мебель: столы, лавки, посудные полки и т.д.
На выставке можно увидеть основные плотницкие инструменты XIX – нач. ХХ вв.





Ключи и замки

Крестьянский хозяйственный инвентарь. Кон. XIX – нач. ХХ вв.



Гуси

Беспородные, домашние гуси широко распространены в средней полосе России (Гусака зовут Гаврюша).





Колодец-ворот

Колодец-ворот (реконструкция) – самый распространённый тип колодца на рубеже XIX-ХХ вв. во Владимирской области.

Телега





Преображенская церковь





Деревянная Преображенская церковь

Преображенская церковь была построена в 1756 году в селе Козлятьево Покровского уезда Владимирской губернии (сейчас Кольчугинский район) на средства местной помещицы Феодосии Никитичны Поливановой, демонстрировал финансовые возможности и вкусы заказчицы.
Красивая постройка в три яруса, центр которой состоит из трех восьмериков друг на друге, увенчанных просто и в то же время изящно луковичной главкой, покрытой лемехом. Два боковых придела также завершают похожие, чуть меньшие главки. Пристройки, окружающие церковь, украшены бочарным покрытием, а на легкую галерею, приподнятую над землей и крепящуюся прямо к стене пристройки, ведет простое изящное крыльцо. Учитывая эти особенности церкви, можно предположить, что в её сооружении участвовали северные мастера.

В храме три престола: главный – Преображения Господня, в приделах – святого Николая Чудотворца и преподобного Симеона Столпника.
Церковь упоминается в «Историко-статистическом описании церквей и приходов Владимирской епархии» 1897 г.
1959-1960 гг. – выявление памятника, обследование, обмеры, фотофиксация.
1960 г. – постановка на охрану решением исполкома областного Совета № 754 от 5 октября, принятие ррешения о перемещении в Суздаль в целях сохранности.
Зима 1965 г. – разборка, перевозка в Суздаль.
1965-1969 гг. – восстановление и реставрация в Суздале на месте утраченной в 1930-х гг. каменной Дмитриевской церкви.
1988 г. – вторая реставрация, проведение химзащитных мероприятий.
2004-2005 гг. – третья реставрация, укрепление несущих конструкций, установка внутри деревянного опорного каркаса (исполнитель работ ОАО «Ресма», г. Москва).
21 июля 2011 г. – пожар от двойного попадания молнии в крест, утрата центральной главки, верхнего восьмерика и части кровель.
Июль-декабрь 2011 г. – восстановление и реставрация после пожара.



Баня черная из с. Новоалександрово Суздальского района 2-ой пол. XIX в. Баня отапливалась небольшой печью без трубы, дым выходил через отверстие над дверью. Такие бани назывались "черными" - наиболее распространенный тип деревенской баня во Владимирской губернии. Перевезена и установлена в 1972 г.



Сельхозяйственные культуры и травы

Сельхозяйственные культуры и травы традиционные для Владимирской губернии XIX века.

Дом купцов Агаповых (XVIII в.)


Дом купцов Агаповых

В январе 2012 г. к территории музея присоединили дом купцов Агаповых, в котором разместилась экспозиция "Суздальское купечество. Портрет в интерьере". На первом этаже дома, где располагалась кузница, сейчас представлены рабочие инструменты кузнеца и изделия кузнечного промысла. На втором этаже воссоздан интерьер купеческого дома кон. XIX в. - гостиная и кабинет, представлены документы и предметы быта.
См. Дом купцов Агаповых. Экспозиция «Суздальское купечество. Портрет в интерьере».


Три амбара на сваях XVII в. из с. Польцо








Музей летом становится местом проведения разнообразных праздников. Один из самых известных и оригинальных - «День Огурца» , проходящий в июле, во время сбора огурцов. О распространенности этого овоща на суздальской земле писал ключарь Рождественского собора Ананий Федоров, первый городской историк: «Во гpаде Суждале по добpоте земли и по приятности воздуха луку, ческноку, а наипаче огурцов пpеизобильно». На празднике выступают лучшие областные фольклорные коллективы, можно принять участие в играх или просто найти оригинальные сувениры и попробовать огуречные (и не только) блюда.
См. Детский музейный центр


Copyright © 2015 Любовь безусловная