Что значит быть праведником по лескову. Тема праведничества в творчестве Н.С. Лескова ("Соборяне", "Очарованный странник"). Что будем делать с полученным материалом

Внешне лесковская героиня - канонический образ купеческой жены, скучающей, обманывающей своего старого мужа с его приказчиком. Но какой сильной, яркой, неистовой выступает Катерина на фоне бесцветно-лакейского Сергея! В отличие от возлюбленного она не отступится от своей любви ни у позорного столба, ни на арестантском этапе.

Однако у этого невероятного женского характера оказывается и невероятно страшный итог: душевный тупик, ведущий к смерти без покаяния, когда Катерина увлекает следом за собой ненавистную соперницу Сонетку в водяные валы, из которых глядят на нее убиенные свекор, муж и Федя.

«Леди Макбет Мценского уезда» - вещь неожиданная для Лескова. Эта повесть - своеобразная трещина на зеркале лесковского мира, который, как полагал Горький, представляет собой иконостас святых и праведников.

«Беззаботливые о себе». В 70-е годы в творчестве Лескова появляется тема праведничества, продолжающая оставаться главной до конца жизни писателя. Тогда же возник цикл рассказов о «праведниках» («Однодум», «Пигмей», «Кадетский монастырь», «Несмертельный Голован», «Русский демократ», «Инженеры-бессребреники», «Человек на часах» и др.).

Слово «праведник» у Лескова соотносится с человеком, постигшим истину жизни. Несут ее людям лесковские одно-думы и очарованные странники, инженеры-бессребреники и несмертельные голованы, бессменно стерегущие душу России. На них надеялся писатель, полагая, что ими будет она спасена.

Истина жизни, по Лескову, заключается в евангельской беззаботливости о себе - постоянной готовности прийти на помощь к другому человеку, в чувстве сострадания, бескорыстном служении людям, ибо каждый из живущих нуждается в тепле, любви, добре, утешении и понимании. Но каждый из живущих должен сам научиться любить и утешать. Поэтому человека-праведника Лесков открыл во всех слоях общества.

«Беззаботливые о себе» у Лескова в большинстве своем простые люди, невысокого звания, скромные, незаметные. Однако все они удивительно красивые люди. Красота их неброская, не видимая глазом, явленная душой редкой нравственной чистоты. Таковы воспитатели и врачи петербургского корпуса («Кадетский монастырь»), привившие своим воспитанникам человеколюбие в условиях жесточайшего николаевского времени, и инженеры-бессребреники, не пожелавшие служить злу. Живет согласно Священному Писанию и собственной совести чудаковатый Однодум. Идут за советами люди к Головану, и, «должно быть, его советы были очень хороши, потому что всегда их слушали и очень его за них благодарили».

Но этот богатырского склада человек с «умными и добрыми» глазами и светящейся «в каждой черте его лица» «спокойной и счастливой улыбкой» не оставляет людей заботой и на деле. С самоотвержением и «изумительным бесстрашием» он входил в «зачумленные лачуги», чтобы хоть как-то облегчить положение обреченных на неминуемую смерть: поил зараженных свежею водою и молоком и проделывал это ежедневно, после чего его имя «стали произносить с уважением в народе».

В лесковской галерее праведников стоит и Селиван («Пугало»), несправедливо прослывший в народе «пугалом». Но праведничество героя, по Лескову, связанное с евангельской проповедью добра, просветляет глаза и сердца людей: «Так всегда зло родит другое зло и побеждается только добром, которое, по слову Евангелия, делает око и сердце наше чистыми».

И все окружающие вдруг увидели, какое «прекрасное и доброе лицо» у «колдуна» и «злодея» Селивана. А считали его таковым по причине нелюдимости; людей он всячески избегал и жил вместе с немощной женой на заброшенном постоялом дворе, куда «не заглядывал ни один проезжающий», потому и рассказывали о нем всяческие небылицы. Но никто не мог предположить, что увела его от людей единственно забота о де-вочке-сироте, дочери палача, «человека презренного в народе». Он «скрывал ее потому, что постоянно боялся, что ее узнают и оскорбят», смирившись во имя другого человека с собственной участью изгоя, «пугала».

Праведники у Лескова не озабочены вниманием к себе окружающих, не стремятся к тому, чтобы их благородство было кем-то замечено. Завершая рассказ «Человек на часах», Лесков пишет: «Я думаю о тех смертных, которые любят добро, просто для самого добра и не ожидают никаких наград за него где бы то ни было. Эти прямые и надежные люди тоже, мне кажется, должны быть вполне довольны святым порывом любви...» - любви и сострадания к другому человеку, нуждающемуся в них.

Поэтому когда солдат Измайловского полка Постников, стоя ночью на часах у Зимнего дворца, заслышал «отдаленные крики и стоны» со стороны Невы, то его первым, естественным порывом было «подать помощь утопающему».

Но Постников также «помнил и службу и присягу; он знал, что он часовой, а часовой ни за что и ни под каким предлогом не смеет покинуть своей будки». В противном случае солдата на часах ожидали военный суд, а потом гонка сквозь строй шпицрутенами и каторжная работа, а может, даже и расстрел. Однако стоны и зов о помощи пересилили боязнь за себя. Часовой бросился к сходням и сбежал на лед.

С момента спасения солдатом тонувшего человека начинают происходить события, не поддающиеся здравому объяснению. Верхом абсурда во всей этой истории явилось наказание часового двумястами розгами как нарушившего свой долг. И таким образом в лице главного героя рассказа Лесков представил не только тип праведника, незримо творящего подвиг человеколюбия, но и жертву российского произвола и беззакония.

В ряду лесковских праведников особо выделяется фигура странника-богатыря Ивана Северьяновича Флягина.

По сравнению с Селиваном или Голованом, праведниками по жизни, Флягина трудно назвать таковым. Иван Северьянович находится лишь в самом начале праведнического пути. Не случайно повесть «Очарованный странник» имеет «распахнутый» финал. Лескову было важно показать, насколько трудна и драматична дорога героя (и подобных ему людей) к обретению своего земного предназначения.

Если в 60-е годы Л. Интересовали противореч нац хар-ра, а сквозь бытовое просвечивает трагич ситуации, то с нач 70-х гг интересы Л меняются, его все больше интерисует положител нац тип,тема праведничества, подвижничества. Он ищет праведников среди разл слоев населения-среди духовенства(хроники соборянина), среди простолюдинов(несмертельный голован; павлин);человек на часах).Черты праведников Л:-это маленькие простые люди, живущие с убеждением, что нужно творить добро, под к-м понимают самые обыкновенные обязательства,к-е они выполняют честно, показывая такисм образом человеколюбие и самопожертвование.-они не идеологи, они лишь живут по-божьи, в соответствии с традиц и обыч, они делают добро ради добра, некорыстны, великодушно. Наделены детскостью и наивностью сознанья. Это свойство – очарованность жизнью, ее красотой. Это может проявляться по-разному(запечатленный ангел –икона; очар странник – природа).Роман-хроника «соборяне».Л отк-ся от канонич образца романа с люб интригой и разрабатывает оригинал жанр р-хроники, в основе к-го лежат соц-этич коллизии.Автора тревожит измельчание хар-в, понижение идеалов, чему он противопоставляет поэзию патриархал Руси, атмосферу покоя и гармонии, а также своих гл героев – чудаковатых праведников, носителей истинной церковности: священник Захарий, дьякон Ахилла Десницын,протопоп Савелий Туберозов(ориент-я на Аввакума), это истинный пастырь своей паствы, учит честности, справедливости, необыкновенно силен духом, привык говорить только правду, он обречен на трагич одиночества и смерть.«Очарованный странник».Повесть интересна своими худ особ-ми. Она хроникальна и необык насыщена событиями яркими, среди к-х трудно выбрать кульминационное. Д-е происходит в разн местах: рос городки и деревни, татарские поселения, монастырь, куда стремится.объедин образом дороги. "Очарованный странник"Напечатан в газете "Русский мир" в 1873.Рассказ остался незамеченным критикой.Герой простого проиххождения,с трагической судьбо,талантливый,одаренный.Свободолюбивый-бежал из татарского плена.Патриотичен-просит русских миссионеров забрать его из татарского плена.Чувство собстенного достоинства-бежит от первого хозяина,когда над ним начинают издеваться после того,как покалечил кошку.Лесков показывает превосходство человека из простого народа над иностранцами и вышестоящими по социальной лестнице.Иван Северьяныч-превосходство над князем,т.к.ое любит Груню,а князь говорит,что он неспособен на сильные чувства,она ему надоедает.Искренняя вера в Бога,церковники изображены не с лучшей стороны-миссионеры не помогли своему единоверцу.Вывод из его жизни-русский человек со всем справится.Т о Л выстраивает путь своего праведника.Ив северьяныч фляги. Уже во внешности – богатырство, не случайно сопоставление в портрете с Ил Муромцем,свое богатырство проявляет странно, неоднозначно. Безрассуден, испытывает разруш страсти, м б отзывчивым, добрым, поэтичным, он очарован жизнью, ее красотой. В его образе – сложность рус натуры, неуспокоенностьПо ходу повествования чув-во прекрасного обогащ-ся нравственно-религиозным один из важн эпизодов – всмтреча с цыганкой грушей, обостряется чув-во сострадания, самоотверж любовь, преданность, ощущение своей греховности. После этого отпр-ся на кавеказ вместо новобранца. Подвиги, героич самопожертвование. «за народ очень помереть хочется», его страстность приобретает нравственно-религиоз напр-ть. Это религиозн идеал к к-му он приходит.- грешники,могут совершать плохие поступки

ТЕМА: Тема праведничества в творчестве Н.С. Лескова («Соборяне», «Очарованный странник»)


Введение


Николай Семенович Лесков 4 (16 <#"justify">1.Образ праведника в хронике «Соборяне»


«Соборяне» - с этой книги начался новый этап в творчестве писателя, ознаменованный поисками положительных начал в русской жизни.

В этом произведении очевидно, что Лесков отлично знал нравы, быт, язык разных сословий и социальных групп провинциальной России - крестьянства, купечества, дворян, торгового люда, чиновников, мещан и духовенства.

Своеобразие и замысел романа «Соборяне» показать усилившееся критическое отношение к церковной аристократии и уважение к отдельным ярким выходцам из низших слоев духовенства, которые не утратили связи с народом.

Савелий Туберозов - протоиерей, герой праведнического склада, строптивый священнослужитель, правдоискатель в настроениях которого очень сильно сказывается критическое отношение к действительности. Тверд в защите своих религиозных убеждений. Отличается также гуманной терпимостью к инакомыслящим, душевной отзывчивостью по отношению к друзьям и близким.

«Демикотоновая книга» - это конечно, своеобразное «житие», проникновенное повествование о драматической судьбе этого героя, смело вступающего в неравную борьбу с духовными и светскими властями. В ходе этой борьбы религиозное начало, свойственное Туберозову, временами приглушается и даже отодвигается на второй план, уступая место раскрытию таких черт его характера, которые свидетельствуют о недовольстве существующим порядком вещей, о тяге к обличению, в поисках правды, несовместимых с выполнением обязанностей священника.

На протяжении всего романа можно заметить его душевную эволюцию, постоянно мужая, он превращается в сурового обличителя церковной и светской морали.

.Образ праведника в повести «Очарованный странник»

лесков праведник роман соборяне

Одной из самых интересных и своеобразных повестей Н.С. Лескова является «Очарованный странник», созданный в 1873 году.

Повесть написана простым, понятным для читателя языком, повествование от лица самого странника - Ивана Северьяновича Флягина.

Название «Очарованный странник» делает акцент сразу на два слова: «странник» и «очарованный». В связи с этим внимание переносится с приключения на совсем иные вещи.

Странник - это не турист и не искатель приключений. Это тот, кто ищет правду, истину, смысл жизни. Не зря Флягина одолевают «думы» и прозвище у него Голован. В своей жизни он преодолел множество горестей и испытаний.

В разговор пассажиров Иван Флягин включается неожиданно, но становится ясно, что это главный герой произведения. Остается поражаться, как Лесков создал столь простой, но в некотором смысле и сложный образ. В герое сочетаются такие качества как: простота, двойственность, его оригинальность и незаурядность, доброта, честность, щедрость, жалость.

В поступках Ивана Флягина нет никакой логики, никакой практической сообранности. Они порой противоречивы, так как не разум, а чувства руководят им. Он порой не умеет совладать со своей силой. И уже с детства герой осознает, что унижение страшнее физической боли.

Обладая огромной физической силой, он в то же время отличается поразительной нравственной мощью, храбростью, отчаянной дерзостью, готовностью в любой момент пойти на риск, страдание, подвиг. Его отличает необыкновенная стойкость, сопротивляемость невзгодам, живучесть. Иван Северьянович становится символом своего народа, самой России.

Великое внимание уделяет Лесков проблемам народа. Он восторгается народными талантами, добротой и честностью простого русского человека, его отзывчивостью к чужому горю, образностью его мышления.

Герой прошел путь очарований, лежащий через грехи, через оцепенение души, страдания, тоску и ведущий от восхищения природной красотой к очарованию самой жизнью.

Ивана Северьяновича можно назвать «праведником» он отличается чистотой нравственного чувства, непосредственным влечением к добру.


Заключение


Опорное миросозерцательное начало для Лескова - это идея деятельного и самоотверженного добра. «Главная черта лесковских героев - постоянная готовность прийти на помощь к другому человеку - соотносилась автором и самими героями с евангельской проповедью любви и добрых дел». (И.П. Видуэцкая)

Истинная вера мыслится Лесковым как последовательно этическая житейская ориентация: простолюдин, «худ он или хорош, но живет до сих пор с убеждением в необходимости добрых дел для спасения» (Н.С. Лесков)

Сочувственно-уважительное внимание к незаметной деятельности обыкновенного человека прошло через все творчество писателя.

Хотя праведники Лескова обычно не предстают в качестве идеологов, духовные принципы определяющие их поведение так или иначе просматриваются.

Доброта и самоотверженность лесковских праведников непредставимы вне их причастности духовным традициям народа - безотносительно к их сознательной ориентации на изначально обретенные и органически усвоенные идеалы, характеризующие русскую культуру.

Исходя из этого можно сделать вывод: Праведник - человек верующий, носящий в своем сердце веру и собственную правду. Правду о жизни, о Боге, о любви, о счастье. Светлый и чистый образ его ищет в жизни истинное счастье. Как правило, праведник в произведениях Лескова имеет связь с природой, животными. Они особенны в своем мире.

Герои Лескова грешные люди, но любовь, которую они излучают характеризует их как истинных праведников.

В двух рассматриваемых произведениях, праведники разные, но есть в них и общее: простота, справедливость, искренность.

Список литературы


1.Лесков Н.С. «Соборяне». - М.: Ленинград, 1960

Лесков Н.С. «Очарованный странник». - М.: АСТ: Астрель, 2011

В мире Лескова (сборник статей) - М.: Советский писатель, 1983.


Репетиторство

Нужна помощь по изучению какой-либы темы?

Наши специалисты проконсультируют или окажут репетиторские услуги по интересующей вас тематике.
Отправь заявку с указанием темы прямо сейчас, чтобы узнать о возможности получения консультации.

Образ праведника в повести «Очарованный странник»

лесков праведник роман соборяне

Одной из самых интересных и своеобразных повестей Н.С. Лескова является «Очарованный странник», созданный в 1873 году.

Повесть написана простым, понятным для читателя языком, повествование от лица самого странника - Ивана Северьяновича Флягина.

Название «Очарованный странник» делает акцент сразу на два слова: «странник» и «очарованный». В связи с этим внимание переносится с приключения на совсем иные вещи.

Странник - это не турист и не искатель приключений. Это тот, кто ищет правду, истину, смысл жизни. Не зря Флягина одолевают «думы» и прозвище у него Голован. В своей жизни он преодолел множество горестей и испытаний.

В разговор пассажиров Иван Флягин включается неожиданно, но становится ясно, что это главный герой произведения. Остается поражаться, как Лесков создал столь простой, но в некотором смысле и сложный образ. В герое сочетаются такие качества как: простота, двойственность, его оригинальность и незаурядность, доброта, честность, щедрость, жалость.

В поступках Ивана Флягина нет никакой логики, никакой практической сообранности. Они порой противоречивы, так как не разум, а чувства руководят им. Он порой не умеет совладать со своей силой. И уже с детства герой осознает, что унижение страшнее физической боли.

Обладая огромной физической силой, он в то же время отличается поразительной нравственной мощью, храбростью, отчаянной дерзостью, готовностью в любой момент пойти на риск, страдание, подвиг. Его отличает необыкновенная стойкость, сопротивляемость невзгодам, живучесть. Иван Северьянович становится символом своего народа, самой России.

Великое внимание уделяет Лесков проблемам народа. Он восторгается народными талантами, добротой и честностью простого русского человека, его отзывчивостью к чужому горю, образностью его мышления.

Герой прошел путь очарований, лежащий через грехи, через оцепенение души, страдания, тоску и ведущий от восхищения природной красотой к очарованию самой жизнью.

Ивана Северьяновича можно назвать «праведником» он отличается чистотой нравственного чувства, непосредственным влечением к добру.

Заключение

Опорное миросозерцательное начало для Лескова - это идея деятельного и самоотверженного добра. «Главная черта лесковских героев - постоянная готовность прийти на помощь к другому человеку - соотносилась автором и самими героями с евангельской проповедью любви и добрых дел». (И.П. Видуэцкая)

Истинная вера мыслится Лесковым как последовательно этическая житейская ориентация: простолюдин, «худ он или хорош, но живет до сих пор с убеждением в необходимости добрых дел для спасения» (Н.С. Лесков)

Сочувственно-уважительное внимание к незаметной деятельности обыкновенного человека прошло через все творчество писателя.

Хотя праведники Лескова обычно не предстают в качестве идеологов, духовные принципы определяющие их поведение так или иначе просматриваются.

Доброта и самоотверженность лесковских праведников непредставимы вне их причастности духовным традициям народа - безотносительно к их сознательной ориентации на изначально обретенные и органически усвоенные идеалы, характеризующие русскую культуру.

Исходя из этого можно сделать вывод: Праведник - человек верующий, носящий в своем сердце веру и собственную правду. Правду о жизни, о Боге, о любви, о счастье. Светлый и чистый образ его ищет в жизни истинное счастье. Как правило, праведник в произведениях Лескова имеет связь с природой, животными. Они особенны в своем мире.

Герои Лескова грешные люди, но любовь, которую они излучают характеризует их как истинных праведников.

В двух рассматриваемых произведениях, праведники разные, но есть в них и общее: простота, справедливость, искренность.

История создания цикла "Праведники" такова. Однажды Н.С.Лескова обвинили в том, что он во всех соотечественниках видит лишь одни гадости и мерзости. Тогда писатель дал обет: найти среди "грешных" мира сего кристально чистого человека, праведника, показать величие русской души.

И стал Лесков "искать праведных" по всей земле русской: в столицах и в глуши, в преданьях старины и в газетных сводках, среди разных сословий и укладов. И нашел их – бескорыстных чудаков и мастеров-самоучек, мучеников и страдальцев, человеколюбцев и философов…

Николай Лесков
Праведники

<Предисловие>
"Без трех праведных несть граду стояния"

При мне в сорок восьмой раз умирал один большой русский писатель. Он и теперь живет, как жил после сорока семи своих прежних кончин, наблюдавшихся другими людьми и при другой обстановке.

При мне он лежал, одинок во всю ширь необъятного дивана и приготовлялся диктовать мне свое завещание, но вместо того начал браниться,

Я могу без застенчивости рассказать, как это было и к каким повело последствиям.

Смерть писателю угрожала по вине театрально-литературного комитета, который в эту пору бестрепетною рукою убивал его пьесу. Ни в одной аптеке не могло быть никакого лекарства против мучительных болей, причиненных этим авторскому здоровью.

– Душа уязвлена и все кишки попутались в утробе, – говорил страдалец, глядя на потолок гостиничного номера, и потом, переводя их на меня, он неожиданно прикрикнул:

– Что же ты молчишь, будто черт знает чем рот набил. Гадость какая у вас, питерцев, на сердце: никогда вы человеку утешения не скажете; хоть сейчас на ваших глазах испускай дух.

Я был первый раз при кончине этого замечательного человека и, не поняв его предсмертной истомы, сказал ему:

– Чем мне вас утешить? Скажу разве одно, что всем будет чрезвычайно прискорбно, если театрально-литературный комитет своим суровым определением прекратит драгоценную жизнь вашу, но…

– Ты недурно начал, – перебил писатель, – продолжай, пожалуйста, говорить, а я, может быть, усну.

– Извольте, – отвечал я, – итак, уверены ли вы, что вы теперь умираете?

– Уверен ли? Говорю тебе, что помираю!

– Прекрасно, – отвечаю, – но обдумали ли вы хорошенько: стоит ли это огорчение того, чтобы вы кончились?

– Разумеется, стоит; это стоит тысячу рублей, – простонал умирающий.

– Да, к сожалению, – отвечал я, – пьеса едва ли принесла бы вам более тысячи рублей и потому…

Но умирающий не дал мне окончить: он быстро приподнялся с дивана и вскричал:

– Это еще что за гнусное рассуждение! Подари мне, пожалуйста, тысячу рублей и тогда рассуждай как знаешь.

– Да я, – говорю, – почему же обязан платить за чужой грех?

– А я за что должен терять?

– За то, что вы, зная наши театральные порядки, описали в своей пьесе всех титулованных лиц и всех их представили одно другого хуже и пошлее.

– Да-а; так вот каково ваше утешение. По-вашему небось все надо хороших писать, а я, брат, что вижу, то и пишу, а вижу я одни гадости.

– Это у вас болезнь зрения.

– Может быть, – отвечал, совсем обозлясь, умирающий, – но только что же мне делать, когда я ни в своей, ни в твоей душе ничего, кроме мерзости, не вижу, и за то суще мне господь бог и поможет теперь от себя отворотиться к стене и заснуть со спокойной совестью, а завтра уехать, презирая всю мою родину и твои утешения.

И молитва страдальца была услышана: он "суще" прекрасно выспался и на другой день я проводил его на станцию; но зато самим мною овладело от его слов лютое беспокойство.

"Как, – думал я, – неужто в самом деле ни в моей, ни в его и ни в чьей иной русской душе не видать ничего, кроме дряни? Неужто все доброе и хорошее, что когда-либо заметил художественный глаз других писателей, – одна выдумка и вздор? Это не только грустно, это страшно. Если без трех праведных, по народному верованию, не стоит ни один город, то как же устоять целой земле с одной дрянью, которая живет в моей и твоей душе, мой читатель?"

Мне это было и ужасно, и несносно, и пошел я искать праведных, пошел с обетом не успокоиться, доколе не найду хотя то небольшое число трех праведных, без которых "несть граду стояния", но куда я ни обращался, кого ни спрашивал – все отвечали мне в том роде, что праведных людей не видывали, потому что все люди грешные, а так, кое-каких хороших людей и тот, и другой знавали. Я и стал это записывать. Праведны они, думаю себе, или неправедны, – все это надо собрать и потом разобрать: что тут возвышается над чертою простой нравственности и потому "свято господу".

И вот кое-что из моих записей.

Однодум

Глава первая

В царствование Екатерины II, у некоторых приказного рода супругов, по фамилии Рыжовых, родился сын по имени Алексашка. Жило это семейство в Солигаличе, уездном городке Костромской губернии, расположенном при реках Костроме и Светице. Там, по словарю кн. Гагарина, значится семь каменных церквей, два духовные и одно светское училище, семь фабрик и заводов, тридцать семь лавок, три трактира, два питейные дома и 3665 жителей обоего пола. В городе бывают две годовые ярмарки и еженедельные базары; кроме того, значится "довольно деятельная торговля известью и дегтем". В то время, когда жил наш герой, здесь еще были соляные варницы.

Все это надо знать, чтобы составить понятие о том, как мог жить и как действительно жил мелкотравчатый герой нашего рассказа Алексашка, или, впоследствии, Александр Афанасьевич Рыжов, по уличному прозванию "Однодум".

Родители Алексашки имели собственный дом – один из тех домиков, которые в здешней лесной местности ничего не стоят, но, однако, дают кров. Других детей, кроме Алексашки, у приказного Рыжова не было, или по крайней мере о них мне ничего не сказано.

Приказный умер вскоре после рождения этого сына и оставил жену и сына ни с чем, кроме того домика, который, как сказано, "ничего не стоил". Но вдова-приказничиха сама дорого стоила: она была из тех русских женщин, которая "в беде не сробеет, спасет; коня на скаку остановит, в горящую избу взойдет", – простая, здравая, трезвомысленная русская женщина, с силою в теле, с отвагой в душе и с нежною способностью любить горячо и верно.

Когда она овдовела, в ней еще были приятности, пригодные для неприхотливого обихода, и к ней кое-кто засылали свах, но она отклонила новое супружество и стала заниматься печеньем пирогов. Пироги изготовлялись по скоромным дням с творогом и печенкою, а по постным – с кашею и горохом; вдова выносила их в ночвах на площадь и продавала по медному пятаку за штуку. От прибыли своего пирожного производства она питала себя и сына, которого отдала в науку "мастерице"; мастерица научила Алексашку тому, что сама знала. Дальнейшую же, более серьезную науку преподал ему дьяк с косою и с кожаным карманом, в коем у него без всякой табакерки содержался нюхательный порошок для известного употребления.

Дьяк, "отучив" Алексашку, взял горшок каши за выучку, и с этим вдовий сын пошел в люди добывать себе хлеб-соль и все определенные для него блага мира.

Алексашке тогда было четырнадцать лет, и в этом возрасте его можно отрекомендовать читателю.

Молодой Рыжов породою удался в мать: он был рослый, плечистый, – почти атлет, необъятной силы и несокрушимого здоровья. В свои отроческие годы он был уже первый силач и так удачно предводительствовал стеною на кулачных боях, что на которой стороне был Алексашка Рыжов, – та считалась непобедимою. Он был досуж и трудолюбив. Дьякова школа дала ему превосходный, круглый, четкий, красивый почерк, которым он написал старухам множество заупокойных поминаний и тем положил начало самопитания. Но важнее этого были те свойства, которые дала ему его мать, сообщившая живым примером строгое и трезвое настроение его здоровой душе, жившей в здоровом и сильном теле. Он был, как мать, умерен во всем и никогда не прибегал ни к чьей посторонней помощи.

В четырнадцать лет он уже считал грехом есть материн хлеб; поминания приносили немного, и притом заработок этот, зависящий от случайностей, был непостоянен; к торговле Рыжов питал врожденное отвращение, а оставить Солигалич не хотел, чтобы не разлучаться с матерью, которую очень любил. А потому надо было здесь же промыслить себе занятие, и он его промыслил.