Что было в афинском театре. Место народных собраний. Где находится и как добраться

В знаменитом театре Диониса были показаны в первый раз не менее знаменитые трагедии Эврипида, Софокла, Эсхила, а также комедии Менандра и Аристофана. Античный театр был построен в 5 столетии до нашей эры, поэтому считается одним из древнейших театров в мире. Встречаются . Древнегреческий театр Диониса был построен на месте храмов, которые были посвящены Дионису - богу виноделия. Поэтому театр получил такое название. В античном театре помещалось свыше семнадцати тысяч зрителей. На сегодняшний день сохранились всего двадцать рядов, хотя их было 64. Местом строительства было выбрано подножие холма Акрополь. Интересно, что всего два раза в год в этом театре проходили выступления.

Театр Диониса заслуживает особого внимания всех путешественников не только своей античностью, но и превосходной архитектурой и богатой историей. Если отправиться в групповую экскурсию, то можно услышать интереснейшие истории, связанные с театром Диониса. Хотя даже самостоятельная экскурсия доставит немало удовольствия посетителям. Стоит захватить с собой аудиогид, который будет знакомить с историей и архитектурой прославленного театра.

Особенности театра Диониса

Размеры театра не позволили построить кровельные перекрытия, по этой причине зрители, хор и актеры находились под открытым небом. Поэтому в основном мероприятия проводились при дневном освещении. В театре Диониса помещалась половина жителей Афин, а это немалое количество зрителей. Первоначально, строительство было осуществлено из древесины, и предназначалось для проведения различных торжеств. Интересно, что результаты соревнований бережно сохранялись в городском государственном архиве, написанном в особых надписях.

Гиды предлагают всем туристам на себе почувствовать грандиозную театральную акустику. И это действительно так. К примеру, один человек стоит на месте оркестра и что-то говорит, при этом другой человек должен взобраться на самый верхний ряд, и оттуда действительно удивительно хорошо слышно человека снизу.

Театр также перестраивали и римляне, которые использовали его для гладиаторских и цирковых представлений. В то время примерно был построен высокий бортик, который закрывает первый ряд. Особенным художественным элементом можно назвать скульптурный фриз, где изображены сатиры. Он был создан в эпоху правления императора Нерона. Кстати, этот император считал себя настолько одаренным актером, что часто выступал на сцене.

Реконструкция знаменитого театра Диониса была начата в 2009 году. Планируется, что работы будут продолжаться до 2015 года. При этом на реставрации этот грандиозного сооружения будет потрачено примерно шесть миллионов евро. И это не просто так. Ведь театр Диониса входит в список ЮНЕСКО. Греческое правительство прилагает все усилия, что этот исторический и культурный памятник сохранился еще на долгие годы. Это не может не радовать, ведь театр считается одним из лучших достопримечательностей страны, и великим достоянием всего мира.

Театр Диониса (Греция) - описание, история, расположение. Точный адрес, телефон, веб-сайт. Отзывы туристов, фото и видео.

  • Туры на майские в Грецию
  • Горящие туры в Грецию

Предыдущая фотография Следующая фотография

Именно на сцене театра Диониса впервые были показаны трагедии Эсхила, Софокла, Эврипида, комедии Аристофана и Менандра. Этот античный театр под открытым небом - древнейший в мире, он возник еще в 5 веке до нашей эры.

Театр Диониса был рассчитан на половину населения Афин и вмещал до 17 тысяч зрителей!

Театр Диониса изначально был деревянным и служил ареной для проведения торжеств. Выступления в нем проходили дважды в год - во время Малых Дионисий и Великих Дионисий. Во время последних проводились театральные состязания. Обычно соревновались три драматурга, каждый из которых ставил три трагедии и одну сатирову драму. Состязались также авторы комедий, ставивших по одной пьесе. Результаты фиксировались в особых надписях - дидаскалиях, которые хранились в афинском государственном архиве.

Туристам гиды предлагают проверить грандиозную акустику театра: один человек остается в оркестре и говорит, другой поднимается на самый высокий ряд и слушает: слышимость потрясающая!

Только в 330 году до нашей эры ряды и сцена театра Диониса стали каменными. В то время он состоял из 67 рядов, на которых умещались до 17 тысяч зрителей одновременно - это половина населения Афин. Каменные скамьи возвышались до самого основания Акрополя. В наши дни все еще можно увидеть остатки последних рядов.

На первом ряду стояло 67 мраморных кресел - для VIP-зрителей. На них высечены имена и должности их владельцев. Выступающее кресло во втором ряду было ложем римского императора Адриана, который страстно любил греческую культуру.

Перестраивался театр и римлянами, использовавшими его под цирковые и гладиаторские представления. Тогда и появился высокий бортик, закрывающий первый ряд. Особую ценность с художественной точки зрения представляет скульптурный фриз с сатирами - он сохранился со времен императора Нерона. Он, к слову, свято верил в свой театральный талант и тоже выступал на сцене. Театр Диониса внесен в Список Всемирного наследия ЮНЕСКО.

Практическая информация

Адрес - улица Арепагиту, станция метро «Акрополь» (красная линия).

Античный театр, посвященный богу Дионису, был главной сценой как Афин, так и всей Эллады. Он функционировал на протяжении нескольких столетий. Здесь родилась трагедия и сформировались ключевые традиции драматургии той эпохи.

Общие черты

Афинский театр Диониса был открыт в V столетии до н. э. Деревянное здание построили на юго-востоке Акрополя. Его назвали и построили в честь бога Диониса (его же именем назывались ежегодные праздники - Малые и Великие Дионисии). Театральные выступления проводились именно во время этих торжеств. Поэтому большую часть года здание было закрыто и никак не использовалось. Дионис - младший из олимпийцев, покровительствовавший виноградарству и виноделию. Его праздный образ жизни отлично подходил для ежегодного праздника.

Театр Диониса был местом не просто выступлений, а выступлений-состязаний. Во время них устраивались соревнования между тремя авторами трагедий. Каждый из участников ставил несколько произведений. Кроме собственно трагедии, это могла быть сатировская драма с мифологическим сюжетом. Отдельное соревнование устраивалось для авторов комедий. Результаты состязаний фиксировались в специальных бланках. Это были дидаскалии, которые отправлялись в городской архив. Важность дионисий подчеркивал тот факт, что дни этого праздника объявлялись выходными, а в мероприятиях принимало участие все население города.

Зрительские места

В 326 году до н. э. театр Диониса был серьезно реконструирован. Греки отказались от деревянной сцены и заменили ее мраморной. Появились и новые сиденья из камня (всего было сделано 67 рядов). Ближе всего к сцене находились почетные гости - политики, военные, богачи и т. д. У каждого из них было свое персональное кресло - на нем высекались должность и имя владельца. В римскую эпоху император Адриан выбрал себе место во втором ряду (он был поклонником греческой культуры). Из других цезарей к театру Диониса имел отношение Нерон - он выступал прямо на легендарной афинской сцене.

Места для зрителей достигали основания верхнего города - Акрополя. После реконструкции театр Диониса вмещал в себя 17 тысяч посетителей. По меркам тогдашних Афин, в нем могла уместиться половина населения полиса. Древний театр Диониса обходился без кровли и перекрытий. Хор, актеры, зрители - все пребывали на свежем воздухе. По этой причине спектакли в основном проходили в светлое время суток.

Организация торжеств

У древних греков, а значит, и у афинян, не существовало жреческой касты. По этой причине организацией праздников в театре Диониса занималась государственная власть. Проведение соревнований и торжеств находилось в компетенции афинских должностных лиц. Они пользовались официальными полномочиями и государственными средствами.

За Акрополь, театр Диониса и другие общественно важные места Афин отвечали архонты (высшие должностные лица полиса). Они же назначали хорегов. В обязанности этих людей входил отбор драматургов, поэтов, хора и пьес, которые принимал и ставил театр Диониса. Греция от мала до велика всегда внимательно следила за новыми спектаклями, и сделать неправильный выбор в отношении репертуара ответственные лица не имели права. Хорегами назначались самые состоятельные жители Афин. Они также тратили свои средства на организацию общественных мероприятий в театре Диониса.

Место народных собраний

Древние Афины жили согласно законам демократии. У города было свое народное собрание - экклесия. Первоначально оно созывалось на Пниксе - каменистом холме к западу от Акрополя. После открытия театра Диониса Пникс признали непригодным, а собрания иногда стали организовываться в театре.

Принимать участие в экклесии имели право все афинские граждане-мужчины старше 20 лет. При входе каждому выдавалась разрешительная дощечка. В положенные дни собраний в театр не допускались люди из черных списков. За соблюдением этого правила следили лексиархи (в их ведении находились списки совершеннолетних афинян). Традиционно перед каждым собранием жители полиса совершали жертвоприношение и молились богам-олимпийцам.

Орхестра, скены, декорации

Архитектурной основой театра являлась орхестра - круглая площадка, на которой выступали актеры, музыканты и хор. В переводе с древнегреческого это название означало буквально «место для танца». Первоначально на орхестре пели дифирамбы Дионису. Позже этот жанр эволюционировал в трагедию, с которой ассоциируется уже классический античный театр. В середине орхестры располагался жертвенник для жертвоприношений (обычно афиняне закалывали свинью).

Специально для актеров строились палатки для переодевания - скены. Они примыкали к орхестре. К ним также пристраивались специальные башни, необходимые для улучшений акустики и усилений резонанса в театре. Передний фасад скены (проскений) использовали для крепления красочных декораций. Впервые их в V веке до н. э. изобрел знаменитый трагик и драматург Софокл. Декорации для спектаклей рисовались на полотнах и досках. Все это нам подарила Древняя Греция. Театр Диониса стал площадкой, откуда нововведения в области сценического искусства распространились по всему миру и стали достоянием целого человечества.

Особенности спектаклей

По традиции в каждом спектакле в театре Диониса участвовало не больше трех актеров. Из-за этого одному человеку иногда приходилось играть сразу множество ролей. Еще одна особенность - мужчины исполняли даже женские роли. Каждый автор трагедии, участвовавший в состязании, получал команду хореографов и актеров.

Именно в театре Диониса появился обычай делить актеров на протагонистов (главных героев) и остальных персонажей. Исполнители ролей распределялись между драматургами с помощью случайного жребия. Во время праздника в театре работали судьи. Они определяли победителя состязания.

Каждый трагик выступал со своей тетралогией или трилогией (группой пьес). Любопытно, что на раннем этапе развития театра некоторые драматурги были не только собственно авторами, но и актерами в своих произведениях (как, например, Софокл). К спектаклям предъявлялось обязательно требование - новизна. За всю историю театра исключение было сделано только однажды - для трагедий Эсхила, основоположника данного жанра. Но даже эта оговорка имела место уже после смерти античного автора.

Драматург, представлявший свою пьесу, полностью отвечал за ее содержание: литературный текст, музыку, сценическое оформление, игру актеров, танцы, хоровые выступления. При этом хорег брал на себя организационные обязанности. Автор же был режиссером и руководителем репетиций. Если драматург понимал, что в одиночку ему не справиться, он имел право пригласить помощников. Однако в таком случае трагик должен был оплатить их труд из собственного кармана.

Актеры

Со временем традиции в театре Диониса менялись. Например, все больше функций брали на себя актеры-протагонисты. Они становились антрепренерами и даже приглашали остальную часть труппы. К актерам предъявлялись определенные требования. Они должны были обладать безупречным, сильным и звучным голосом, одинаково пригодным как для вокальных выступлений, так и для декламации стихов. Афиняне всегда считались придирчивыми зрителями. Чуткие к голосу актера, они могли освистать протагониста за любую оплошность (к примеру, известен случай освистания за неправильное ударение в слове). Греки считали, что раз Дионис - бог театра, то выходившие на сцену - его глашатаи, и они были обязаны не посрамить этот статус.

Также от исполнителей ролей требовалось владение искусством жеста. Как правило, актеры выступали в масках и громоздких нарядах. Нося такой костюм, человек должен был уметь наглядно выражать эмоции. В афинском театре при смене настроения пьесы актер быстро менял маску. Часто это делалось прямо по ходу спектакля. Актер мог стремительно отвернуться от зрителей или упасть на колени. Наконец, исполнители ролей должны были уметь танцевать и обладать выносливостью. Некоторые представления могли растянуться на 8-10 часов. Все это время актер не имел права показывать свою слабость и утомленность. Подобную нагрузку мог выдержать далеко не каждый мужчина. Нередко актерами театра Диониса становились известные атлеты и участники Олимпийских игр.

Стоимость посещения

Первоначально вход в афинский театр был бесплатным. Его двери открывались для всякого желающего: мужчин, женщин, граждан и метеков - переселенцев и неполноправных жителей Аттики. Однако позже была введена плата. Она составляла 2 обола. При Перикле появилась традиция давать жителям Афин кредиты на посещение театра (теорикон).

Дальнейшая судьба

Вторая серьезная перестройка театра произошла в I веке, когда Греция уже оказалась под римским владычеством. С наступлением новых времен центр культурной жизни Афин стал обслуживать новые праздники. Теперь древнегреческий театр Диониса предназначался для гладиаторских и цирковых представлений. Из-за этого перед зрительскими местами был построен высокий борт. При императоре Нероне также появился фриз с изображением сатиров, сохранившийся до наших дней.

Рядом с театром находились и другие уникальные образцы античной архитектуры. К ним можно отнести храм Диониса и Периклов Одеон - здание, в котором проводились музыкальные и певческие состязания. Эти постройки не сохранились - от них остались лишь развалины.

Театр Диониса в Афинах пришел в запустение после принятия Римской империей христианства. В византийскую эпоху он постепенно разрушался - время не щадило древнюю постройку. Сегодня театр является объектом особой культурной значимости. На уход за ним власти Греции тратят немалые средства.

В этой статье мы расскажем вам о таком интересном сооружении, как театр Диониса (Афины). Находится он в Акрополе. Не все знают, поэтому расскажем сначала вкратце о нем. После этого представим вам театр Диониса, фото и описание которого вы найдете в данной статье. Здание это, как вы увидите, весьма интересно. А также мы познакомим вас с самим древнегреческим богом, которому посвящено такое примечательное сооружение, как Диониса.

Акрополь

Акрополь - это укрепленная и возвышенная часть города (не только Афин, но также и многих других древнегреческих городов), которая также являлась крепостью-убежищем на случай войны. Здесь обычно находилось множество храмов, посвященных различным божествам-покровителям. Акрополь в Афинах - это скалистый холм высотой 156 метров, имеющий пологую вершину (около 170 метров в ширину и 300 - в длину). Именно здесь, среди других архитектурных памятников, расположен театр Диониса в Древней Греции. В далекие времена Акрополь по праву считался центром духовности Афин. В 4 веке до н. э. именно здесь поводились различные торжественные шествия в честь того или иного божества, а также осуществлялись жертвоприношения, обязательные в то время, проходили спортивные состязания, ставились сценки из жизни богов.

Бог Дионис

Дионис известен также как "бог с бычьими рогами", так как он любил принимать вид данного животного. Это и Семелы, фиванской царевны. По легенде, Зевс, явившийся в сверкании молний перед своей возлюбленной, нечаянно испепелил ее, однако успел выхватить недоношенного Диониса из пламени и зашить его себе в бедро. Бог в положенный срок родил ребенка, после чего отдал его нимфам на воспитание. Дионис, странствуя по свету, повстречал Ариадну, покинутую Тесеем, и женился на ней. Царь Фив Пенфей пытался заточить его в темницу, но Дионис жестоко покарал его: по его приказу менады в ярости разорвали этого царя на куски.

Культ Диониса

Исследователи склонны утверждать, что культ этого бога имел восточное происхождение. Он получил распространение в Греции намного позже, чем культ других богов. С большим трудом, к тому же, он утвердился здесь. Имя Диониса можно найти еще на табличках, относящихся примерно к 14 веку до нашей эры, но популяризация культа была осуществлена лишь в 7-8 веках н. э., когда культ Диониса стал постепенно вытеснять поклонение другим героям и богам.

Гораздо позже Дионис вошел в число 12 олимпийских богов. Он стал почитаться в Дельфах, наряду с Аполлоном. Ему были посвящены в Аттике специальные праздники, называвшиеся дионисиями. Они включали в себя торжественные процессии, состязания поэтов и т. д. Культ Диониса в период эллинизма слился с культом Сабазия, фригийского бога, поэтому он получил прозвище Сабазий.

Святилище Диониса в Акрополе

Писистрат, правивший в то время, был почитателем Диониса, который являлся покровителем виноделия, веселья, религиозного экстаза. Этот бог также славился как снимающий путы быта, освобождающий от забот.

В Акрополе, на южной стороне, было построено, благодаря стараниям данного правителя. Святилище Диониса Элевтерея. В нем находилась древняя статуя этого божества, а через некоторое время было решено заменить старый храм новым. В центре нового Святилища теперь возвышалась и новая статуя Диониса, украшенная золотом, выполненная из слоновой кости. По указу Писистрата недалеко от храма построена была танцевальная площадка. Именно она стала первым "кирпичиком" в здании театра Диониса.

Деревянный и каменный театр

Он был первоначально выстроен из дерева. Здесь проводились спектакли по трагедиям Еврипида, Софокла, Аристофана, Эсхила. Но вскоре деревянные сиденья, предназначенные для публики, перестроили. Они стали каменными - более долговечными и надежными. И это неудивительно. Очень полюбились грекам театральные постановки, которые стали со временем не частью общественных празднеств и религиозных церемоний, а отдельным видом искусства, со своими традициями и правилами. Театр Диониса в Афинах (фото которого смотрите ниже) - весьма впечатляющее даже сегодня сооружение.

67 кресел

Интересные описания этого удивительного образца римской архитектуры встречаются во множестве исторических документов. Театр Диониса - один из древнейших на земле. Согласно историческим документам, первый ряд его насчитывал 67 кресел, которые были сделаны из редчайшего и дорогостоящего мрамора. Предназначались они отнюдь не для простолюдинов. Их занимали представители почетной знати, которые посещали театр Диониса в Греции. На некоторых, что весьма примечательно, высечены даже имена людей, которые правили в различные периоды истории Древней Греции. Сегодня на месте, где находится театр, можно увидеть эти кресла. Правда, сохранились далеко не все из них.

На небольшом выступе, во втором ряду, находится кресло Адриана, римского императора, который слыл большим любителем философии и поэзии. Здесь, кроме того, любил выступать чуть позже Нерон - еще один который на весь мир "прославился" дурным вкусом. Именно он сжег в свое время столицу Римской Империи.

Особенности театра Диониса

По предположениям большинства археологов, которые участвовали в раскопках, театр Диониса вмещать мог почти 17 тысяч человек, жаждущих воочию увидеть театральное действо.

Данная цифра совсем незначительна по современным меркам, однако была довольно внушительной для того времени и составляла примерно половину числа всех жителей Афин. Театр Диониса, в связи со своими большими размерами, не имел перекрытий для крыши. И зрители, и участники во время представления находились под открытым небом. Естественным светом освещалось происходящее на сцене такого сооружения, как театр Диониса (Греция). Фото его представлено ниже.

Перестройки театра

Сооружение это несколько раз меняло свой облик. Построенный в 5 веке до н. э. театр Диониса претерпевал на протяжении своего существования некоторые изменения. Как мы уже говорили, деревянные кресла, а также сцена, были заменены через некоторое время мраморными. В 1 веке н. э., когда было принято, кроме театральных постановок, проводить гладиаторские и цирковые представления, первый ряд этого театра был дополнен бортиком, выполненным из железных прутьев и мрамора. Это позволило зрителям наблюдать безбоязненно за хищниками и кровопролитными сражениями. Во 2 веке, когда пришел к власти, реставрация здания коснулась также орхестры - ближней части сцены, где находился хор. Она была сделана более рельефной, кроме того, ее украсили картинами, изображающими сцены из мифов о Дионисе.

Театральные постановки древних греков

Говоря о театральных постановках, проводившихся в древние времена, следует отметить, что они существенно отличались от современных. В первоначально публика могла следить за действиями лишь одного актера, "повествовавшего" о судьбе какого-то героя в сопровождении хора. В спектакле чуть позже стали принимать участие сразу несколько из них, однако художественные возможности их были весьма ограничены. Причина этого заключалась в том, что каждому актеру приходилось надевать поочередно маску одного из персонажей, и все мастерство, таким образом, сводилось к умению ловко и грамотно владеть телом и голосом.

Как древние греки выражали свое мнение по поводу спектакля?

Довольно своеобразно вела себя публика того времени. Если сегодня постановки завершаются криками "Браво!" и овациями в случае успеха, и тишиной - в случае провала, то в древние времена все было совсем по-другому. Также бурно встречали понравившийся спектакль: восхищенные крики и шквал аплодисментов. Но зрители, по какой-то причине не принявшие или не понявшие театральное действо, отнюдь не молчали. Они выражали свое неодобрение топотом и свистом. Разъяренная публика, кроме того, могла закидать камнями актера, требуя начать другое представление. Участник театрального действия должен был доставлять ей удовольствие, поэтому он начинал следующее представление, если оставался жив.

Театр Диониса в Афинах достиг высокого уровня более чем через десять веков после своего открытия. Начинают в 16-17 веках проводиться здесь постановки шекспировских драм, а также другие высококлассные представления классицистов и елизаветинцев, подражавших древним.

Лучшее, с художественной точки зрения, из того, что сохранилось в развалинах театра - это скульптурный фриз, изображающий забавные сатиры. Он находился здесь еще со времен правления Нерона.

Реставрация театра Диониса

Власти Греции сегодня говорят о том, что уже выделено на реставрацию здания более 6 млн евро, которые были собраны не только за счет финансирования из государственного бюджета, но и с помощью коммерческой организации под названием "Диазома", славящейся в Греции стремлением к сохранению и защите древнейших памятников архитектуры и истории. Уже к середине 2015 года намечено завершить Планируется за это время также укрепить стены, добавить несколько новых ярусов сидений, отреставрировать декоративные элементы. Восстановление и реставрация такого важного исторического объекта, как театр Диониса в Афинах, были поручены Константиносу Болетису. Этот греческий архитектор возглавивил проект, гигантский по сложности и объему.

Памятники архитектуры, расположенные неподалеку от театра

Отправляющимся в Грецию путешественникам будет интересно узнать о том, что театр Диониса в Древней Греции окружен различными сохранившимися до наших дней памятниками архитектуры. Относятся они также к древней эпохе. Это, например, храм богини Артемиды, являющейся покровительницей всего живого. Расположен он в нависающей над театром скале. Когда-то здесь же находилась часовня Панагии Спилиотисы (то есть Пещерной Богоматери). Женщины, у которых долго и тяжело болели дети, взывали к ее помощи. Можно увидеть также недалеко от театра Диониса колонны, говорящие о том, что на этом месте находился мемориал, являвшийся символом победы театрального коллектива на одном из фестивалей Древней Греции.

Вокруг театра Диониса находятся также развалины двух храмов, посвященных этому богу. Датируются они 6 и 4 веками до н. э. Камни, принадлежащие концертному залу Периклова Одеона, находятся справа. Датируется это здание 40 годами до н. э.

/ Театр Диониса

Театр Диониса

(греч. Θέατρο του Διονύσου; англ. Theatre of Dionysus)

Часы работы: с 8.30 до 19.00 ежедневно, кроме понедельника.

Само слово «театр» имеет греческое происхождение и означает «место для зрелищ», или само зрелище. Эпоху, когда возник древнегреческий театр, принято называть классической (V-IV века до нашей эры). Эта эпоха воспринимается как некий образец, эталон. Характерной чертой классического искусства всегда являлась сбалансированность художественных сил, гармония элементов и пропорций - будь то архитектура, пластика или театральное искусство.

Древний греческий театр и драма родились из празднеств в честь бога Диониса, в основе которых лежала символическая игра и культовые обряды, связанные с зимним умиранием и весенним возрождением природы. Дионис - бог виноделов, а вино - самый близкий ему напиток, ибо опьянение вызывает безумие.

Опьянение - неизбежное следствие прекрасного напитка, дарованного, Дионисом, людям. Прелесть опьянения неразлучна с красотой весенних дней, радостью произрастания, цветения и созревания. Во власти Диониса вспаханные земли, тучные нивы и тяжёлые, от спелых гроздьев, виноградные лозы.


Культ нового бога стал в Греции праздником крестьян-виноделов. В месяце Посидонии (конец декабря - начало января), означавшем поворот к весне, наступал радостный праздник «Сельские Дионисии», в честь бога вина и веселья – Диониса. В первый день праздника блестящая процессия проносила по улицам города деревянную статую Диониса Элевфера («Освободителя»). Весь город принимал участие в процессии. Торжественно совершались жертвоприношения, возлагали плоды и сосуд с вином на алтарь Диониса. Два следующих дня посвящались дифирамбическим хорам, исполнявшим, под аккомпанемент флейты, гимны в честь Диониса. А вечером третьего дня происходил праздник веселья - комос, связанный с пирами, на котором прославлялись дифирамбические победы.

Непременной частью религиозного культа в Древней Греции были спортивные состязания и представления сценок из жизни богов. Постепенно, растущая популярность театральных постановок привела к тому, что они не только заняли доминирующее место в религиозных и общественных празднествах, но и отделились, постепенно, от религиозных церемоний, стали самостоятельным видом искусства и одним из самых страстных увлечений древних греков.


Одним из главных центральных мест действий, в период праздников Дионисий, был театр Диониса, который располагается на юго-восточном склоне холма Акрополя. Это хорошо сохранившаяся античная постройка, входящая в число самых древних театров в мире. Этот театр был построен в V веке до нашей эры, и изначально он был деревянным. Рядом с театром располагался и храм Диониса, в котором помещалась статуя бога из золота и слоновой кости, изваянная знаменитым Алкаменом - скульптором и мастером бронзового литья, который жил во 2-ой половине V века до нашей эры.

Спектакли в театре Диониса давались дважды в год, на праздниках в честь Диониса: Малых (или Сельских) Дионисиях (в декабре - январе) и Великих (или городских) Дионисиях (в марте - апреле). Спектакли носили характер состязания. Сначала состязались драматурги и хореги, а со второй половины V века до нашей эры состязались и актёры, исполнявшие первые роли (протагонистов). Также, состязались и авторы комедий, которые ставили по одной пьесе.


Подготовка к драматическим состязаниям была очень длительной и возлагалась на членов коллегии архонтов. Спустя месяц, после окончания Великих Дионисий, выбиралось 10 хорегов, по одному от каждой филы, для дифирамбических состязаний. А в июле, после ежегодных перевыборов коллегии архонтов, архонт-эпоним назначал трёх хорегов для трагедий и трёх для комедий. Хорегами могли быть только очень состоятельные люди, так как все расходы по постановке спектаклей производились за их счет. Но зато щедрость хорега отмечалась в народных почетных постановлениях.

С момента назначения для хорега наступало очень хлопотное время. Ему нужно было составить будущий хор - выбрать 14- 15 человек для трагедий, и 24- 25 человек для комедий. Всем хористам необходимо было изготовить костюмы - иногда очень дорогие, вышитые золотом, а также, венки, маски и другие украшения. Кроме того, требовались ещё и статисты, чтобы сделать представление более пышным и блестящим. Их, также, должен был оплачивать хорег. Помимо этого, хореги переманивали друг у друга певцов- профессионалов, уже существовавших в Афинах, повышая их ставки. Всё это стоило немалых денег.


Всю цензуру и предварительную критику в Афинах осуществлял архонт. Поэты вручали ему свои произведения и просили дать им хор. Он выбирал те, которые казались ему более достойными, и вносил имена авторов в списки агона. Никаких ограничений для поэта не существовало. Он мог быть кем - угодно, математиком, философом, даже мог быть и незрелым юношей.

В то время здесь были впервые представлены труды четырёх великих греческих представителей драматургии - Эсхила, Софокла, Еврипида и Аристофана. Популярность Софокла была так велика, что, когда он умер во время Пелопоннесской войны, вождь лакедемонян позволил жителям осаждённых Афин похоронить поэта с приличествующими ему почестями. Помимо этих главных представителей драматургии авторов было ещё очень много.

С раннего утра тысячи зрителей собирались в театр. Даже бедные приходили посмотреть на спектакли. Государство выдавало беднякам специальную субсидию - феорикон, которая давала возможность каждому заплатить за своё место. Веселые, нарядные, с венками на головах, афиняне окружали плотной шумной толпой вход в театр. У каждого в руке была свинцовая марка с обозначением сектора филы. С каждым годом, по мере популярности театральных зрелищ, борьба за места становилась всё ожесточённее и нередко переходила в драку. Поэтому, места занимались с ночи, и афиняне жаловались на то, что чужие оттесняют граждан. Марки распространялись и за пределами Афин, но каждый гражданин имел право потребовать для себя место.


Театральная постановка в Древней Греции существенно отличалась от современного спектакля: в действии участвовало всего несколько актёров (а на первых порах – и вовсе один человек), лица актеров закрывались масками, соответствующими тому или иному персонажу, и весь набор выразительных средств сокращался до голоса и пластики. К тому же, в античном театре каждая пьеса ставилась на сцене – за редким исключением – только один раз.

Не было публики, которая бы так понимала представление и сочувствовала ему, как афинская, не было зрителя более благодарного для хорошего спектакля, но и более страшного для плохого. Самые неясные намёки на современность немедленно понимались афинянами, которые замечали малейшую ошибку актера. Если зрители были недовольны, они свистели, щёлкали языками и стучали сандалиями. Если же зрителям нравилась постановка они бурно аплодировали и свистели.


Три дня подряд афинские зрители проводили в театре Диониса. Каждый день они видели несколько разных пьес. Все три дня они бурно реагировали на всё происходящее на сцене и запасались материалом для обсуждений, которого хватало до следующего праздника Дионисий. А вечером последнего дня судьи конкурса торжественно произносили свой приговор. Затем вторичными выборами из среды судей определялось пять человек. Они выносили окончательное решение и объявляли имя победителя, которого архонт под гром приветствий увенчивал на сцене венком из плюща. Хорегическая победа - самое почётное отличие для афинского гражданина. Поэтому хореги стремились увековечить своё торжество. В случае победы было принято жертвовать Дионису бронзовый треножник, присуждённый государством, поместив его на вершине колонны или павильона. Все результаты конкурсов фиксировались в особенных надписях – дидаскалиях, хранившихся в государственном афинском архиве. После праздников, в театре Диониса воцарялась тишина. Афиняне возвращались к своим повседневным занятиям и развлечениям.

Театр Диониса не всегда был каменным. Изначально, он был построен из дерева. Долгое время, на каждый праздник Дионисий, строились временные деревянные ряды для зрителей и сцена. Старый театр был очень тесным, и в дни представлений даже чёрный тополь, росший вблизи орхестры, покрывался зрителями. Только в 330 году до нашей эры вместо деревянных строений была построена постоянная каменная сцена. А в 326- 325 годах до нашей эры театр был ещё реконструирован: деревянная сцена и ряды сидений были заменены на мраморные. Новый театр было решено построить значительно более просторным. Каменные сидения размещались в 67 рядов, достигая основания Акрополя. Театр теперь вмещал до 17 тысяч зрителей, что в то время составляло около половины афинских граждан. Первый ряд сидений состоял из 67 мраморных кресел для почётных зрителей. На них были высечены имена и должности владельцев. Выступ и кресло во втором ряду - ложа римского императора Адриана, поклонника греческой культуры. Ввиду огромных размеров, театр был лишён кровельных перекрытий, и поэтому, актёры, хор и зрители располагались под открытым небом, а сценическое действие происходило при естественном освещении.

Театр перестраивался и в Римскую эпоху в I веке нашей эры, в том числе, под цирковые и гладиаторские представления. Отсюда высокий бортик перед первым рядом. С художественной точки зрения лучшее в развалинах театра - скульптурный фриз времён императора Нерона, с забавными сатирами. Около театра сохранились развалины других исторических зданий: остатки двух храмов Диониса VI и IV веков до нашей эры, а также, камни Периклова Одеона.


Древнегреческий театр - начало начал европейского театра. И в наши дни вокруг театра ведутся археологические раскопки, которые ежегодно открывают новые детали древнегреческих сооружений - здесь можно увидеть превосходные византийские цистерны и маленькую выставочную область, на которой размещены фрагменты последних обнаруженных статуй и скульптур.

Читайте, также:

Туры в Грецию - спецпредложения дня