Сознание - высшая, свойственная человеку форма обобщенного отражения объективных устойчивых свойств и закономерностей окружающего мира, формирования у человека внутренней модели внешнего мира, в результате чего достигается познание и преобразование окружающей действительности.
Функция сознания заключается в формировании целей деятельности, в предварительном мысленном построении действий и предвидении их результатов, что обеспечивает разумное регулирование поведения и деятельности человека. В сознание человека включено определенное отношение к окружающей среде, к другим людям.
"Мое отношение к моей среде есть мое сознание" (К. Маркс).
Выделяют следующие свойства сознания:
- построение отношений,
- познание,
- ]переживание.
Отсюда непосредственно следует включение мышления и эмоций в процессы сознания. Действительно, основной функцией мышления является выявление объективных отношений между явлениями внешнего мира, а основной функцией эмоций - формирование субъективного отношения человека к предметам, явлениям, людям. В структурах сознания синтезируются эти формы и виды отношений, и они определяют как организацию поведения, так и глубинные процессы самооценки и самосознания. Реально существуя в едином потоке сознания, образ и мысль могут, окрашиваясь эмоциями, становиться переживанием.
Выделяют два слоя сознания (В. П. Зинченко).
I. Бытийное сознание (сознание для бытия), включающее в себя:
- биодинамические свойства движений, опыт действий;
- чувственные образы.
II. Рефлективное сознание (сознание для сознания), включающее в себя:
- значение;
- смысл.
Значение - содержание общественного сознания, усваиваемое человеком (это могут быть операционные значения, предметные, вербальные значения, житейские и научные значения - понятия).
Смысл - субъективное понимание и отношение к ситуации, информации. Непонимание связано с трудностями осмысления значений.
В бытийном слое сознания решаются очень сложные задачи, так как для эффективного в той или иной ситуации поведения необходима актуализация нужного в данный момент образа и нужной двигательной программы, т. е. образ действия должен вписываться в образ мира. Мир идей, понятий, житейских и научных знаний соотносится со значением (рефлективного сознания). Мир человеческих ценностей, переживаний, эмоций соотносится со смыслом (рефлективного сознания).
Мир производственной, предметно-практической деятельности соотносится с биодинамической тканью движения и действия (бытийного слоя сознания). Мир представлений, воображений, культурных символов и знаков соотносится с чувственной тканью (бытийного сознания). Сознание рождается и присутствует во всех этих мирах. Эпицентром сознания является сознание собственного "Я". Сознание:
- рождается в бытии,
- отражает бытие,
- творит бытие.
Функции сознания:
- отражательная,
- порождающая (творчески-креативная),
- регулятивно-оценочная,
- рефлексивная (основная функция, характеризует сущность сознания).
В качестве объекта рефлексии может выступать:
- отражение мира,
- мышление о нем,
- способы регуляции человеком своего поведения,
- сами процессы рефлексии,
- свое личное сознание.
В зоне ясного сознания находит свое отражение малая часть одновременно приходящих из внешней и внутренней среды организма сигналов. Сигналы, попавшие в зону ясного сознания, используются человеком для осознанного управления своим поведением. Остальные сигналы также используются организмом для регулирования некоторых процессов, но на подсознательном уровне. Многие наблюдения психологов показали, что в зону ясного сознания в данный момент попадают те объекты, которые создают препятствия для продолжения прежнего режима регулирования. Возникшие затруднения привлекают внимание, и они таким образом осознаются. Осознание затрудняющих регуляцию или решение задачи обстоятельств способствует нахождению нового режима регулирования или нового способа решения, но как только они найдены, управление вновь передается в подсознание, а сознание освобождается для разрешения вновь возникающих трудностей. Эта непрерывная передача у правления обеспечивает человеку возможность решать все новые задачи, опирается на гармоничное взаимодействие сознания и подсознания. Сознание привлекается к данному объекту только на короткий интервал времени и обеспечивает выработку гипотез в критические моменты недостатка информации. Недаром известный психиатр Клапаред остроумно заметил, что мы осознаем свои мысли в меру нашего неумения приспособиться. Типовые, часто встречающиеся в обычной обстановке задачи человек решает подсознательно, реализуя автоматизмы. Автоматизмы подсознания разгружают сознание от рутинных операций (ходьба, бег, профессиональные навыки и т. п.) для новых задач, которые в данный момент могут быть решены только на сознательном уровне. Многие знания, отношения, переживания, составляющие внутренний мир каждого человека, не осознаются им, и вызываемые ими побуждения обусловливают поведение, не понятное ни для него самого, ни для окружающих. Фрейд показал, что бессознательные побуждения лежат в основе многих очагов скрытого напряжения, которые могут порождать психологические трудности адаптации и даже заболевания.
Большая часть процессов, протекающих во внутреннем мире человека, им не осознается, но в принципе каждый из них может стать осознанным. Для этого нужно выразить его словами - вербализовать. Выделяют:
- подсознательное - те представления, желания, действия, устремления, которые ушли сейчас из сознания, но могут потом прийти в сознание;
- собственно бессознательное - такое психическое, которое ни при каких обстоятельствах не становится сознательным. Фрейд считал, что бессознательное - это не столько те процессы, на которые не направляется внимание, сколько переживания, подавляемые сознанием, такие, против которых сознание воздвигает мощные барьеры.
Психика человека – качественно более высокий уровень, чем психика животных. Homo sapiens – человек разумный. Сознание, разум человека развивались в процессе трудовой деятельности, которая в силу необходимости совместных действий для добывания пищи осуществлялась при резком изменении условий жизни первобытного человека. И хотя видовые биологически-морфологические особенности человека устойчивы уже в течение 40 тысячелетий, развитие психики человека происходит в процессе активной деятельности. Трудовая деятельность для человека имеет продуктивный характер, поскольку труд, осуществляя процесс производства, запечатлевается в продукте, т.е. происходит процесс воплощения, опредмечивания в продуктах деятельности людей их духовных сил и способностей. Таким образом, материальная, духовная культура человечества – это объективная форма воплощения достижений психического развития человечества.
Труд – это процесс, связывающий человека с природой, процесс воздействия человека на природу. Для трудовой деятельности характерно:
1) употребление и изготовление орудий труда, их сохранение для последующего использования;
2) продуктивный характер и целенаправленность процессов труда;
3) подчиненность труда представлению о продукте труда - трудовой цели, которая как закон определяет характер и способ трудовых действий;
4) общественный характер труда, осуществление его в условиях совместной деятельности;
5) труд направлен на преобразование внешнего мира. Изготовление, употребление и сохранение орудий труда, разделение труда способствовали развитию абстрактного мышления, речи, языка, развитию общественно-исторических отношений между людьми.
В процессе исторического развития общества человек изменяет способы и приемы своего поведения, трансформирует природные задатки и функции в высшие психические функции – специфически человеческие, общественно исторически обусловленные формы памяти, мышления, восприятия (логическая память, абстрактно-логическое мышление), опосредованные применением вспомогательных средств, речевых знаков, созданных в процессе исторического развития. Единство высших психических функций образует сознание человека.
Таблица 3. Основные формы и взаимосвязь проявлений психики человека
При этом необходимо понимать, что действия человека, его активность существенно отличаются от действий, поведения животных.
Таблица 4. Важнейшие особенности деятельности животных и человека
ЖИВОТНЫЕ | |
Инстинктивно-биологическая деятельность Руководствуются наглядными впечатлениями, действуют в рамках наглядной ситуации Типичны наследственно-закрепленные программы поведения (инстинкты) Могут создавать вспомогательные средства, орудия, но не сохраняют их, не используют постоянно Приспосабливаются к внешней среде |
Деятельность направляется познавательной потребностью и потребностью в общении Абстрагирует, проникает в связи и отношения вещей, устанавливает причинные зависимости Передача и закрепление опыта через социальные средства общения (язык и др. системы) Изготовление и сохранение орудий труда, передача их последующим поколениям Преобразует внешний мир к своим потребностям |
Деятельность – это активное взаимодействие человека со средой, в котором он достигает сознательно поставленной цели, возникшей в результате появления у него определенной потребности, мотива.
Структура деятельности человека
Деятельность
Мотивы – то, Действия – то, Цели – то,
что побуждает что направлено на что направлена
к деятельности на достижение деятельность
Мотивы и цели могут не совпадать. То, почему человек действует определенным образом, часто не совпадает с тем, для чего он действует. Когда мы имеем дело с активностью, в которой отсутствует осознаваемая цель, то здесь нет и деятельности в человеческом смысле слова, а имеет место импульсивное поведение, которое управляется непосредственно потребностями и эмоциями.
Поступок-действие, выполняя которое человек осознает его значение для других людей, т.е. его социальный смысл. Действие имеет подобную деятельности структуру: цель – мотив, способ – результат. Различают действия: сенсорные (действия по восприятию объекта); моторные (двигательные действия); волевые; мыслительные; мнемические (действия памяти); внешние предметные (действия направлены на изменение состояния или свойств предметов внешнего мира) и умственные (действия, выполняемые во внутреннем плане сознания). Выделяют следующие компоненты действия (табл.5):
Таблица 5. Компоненты действия
Основные виды деятельности, обеспечивающие существование человека и формирование его как личности – это общение, игра, учение и труд. Важнейшим достижением человека, позволившим ему использовать общечеловеческий опыт, как прошлый, так и настоящий, является речевое общение. Речь – это язык в действии. Язык – система знаков, включающая слова с их значениями и синтаксис – набор правил, по которым строятся предложения. Основные функции речи:
1)средство существования, передачи и усвоения общественно-исторического опыта человечества;
2)средство общения (коммуникации);
3) интеллектуальной деятельности (восприятия, памяти, мышления, воображения). Речь является формой существования мысли .
ФУНКЦИИ РЕЧИ
Общение Мышление
Коммуникация Экспрессия Обозначение Обобщение
Все психические процессы с помощью речи становятся произвольно управляемыми. Посредством слова обозначается предмет, действие, состояние, т.е. у человека со словом связано представление о предмете или явлении. Функция обобщения связана с тем, что слово обозначает не только отдельный данный предмет, но целую группу сходных предметов и всегда является носителем их существенных признаков, т.е. каждое слово уже обобщает, и это позволяет реализовываться мышлению. Коммуникация состоит в передаче друг другу определенных сведений, мыслей, чувств и тем самым в воздействии друг на друга. Экспрессия заключается в передаче эмоционального отношения к содержанию речи и к собеседнику.
Рассматриваемое в данном контексте, сознание выступает высшей, свойственной человеку формой обобщенного отражения объективных устойчивых свойств и закономерностей окружающего мира, формирования у человека внутренней модели внешнего мира, в результате чего достигается познание и преобразование окружающей действительности.
Вторая функция сознания заключается в формировании целей деятельности, в предварительном мысленном построении действий и предвидении их результатов, что обеспечивает разумное регулирование поведения и деятельности человека. В сознание человека включено определенное отношение к окружающей среде, к другим людям.
Выделяют следующие свойства сознания: а) построение отношений, б) познание и в) переживание. Основной функцией мышления является выявление объективных отношений между явлениями внешнего мира, а основной функцией эмоции – формирование субъективного отношения человека к предметам, явлениям, людям. В структуре сознания синтезируются формы и виды отношений, и они определяют как организацию поведения, так и глубинные процессы самооценки самосознания. Реально существуя в едином потоке сознания, образ и мысль могут, окрашиваясь эмоциями, становиться переживанием. Осознание переживания – это установление его объективной отнесенности к причинам его вызывающим, к объектам, на которые оно направлено, к действиям, которыми оно может быть реализовано (С.Л.Рубинштейн).
Функции сознания : 1) отражательная, 2) порождающая (творчески-креативная), 3) регулятивно-оценочная, 4) рефлексивная функция – основная функция (характеризует сущность сознания). К функциям сознания относятся познание (обобщенное отражение мира), переживание, отношение к миру и людям, рефлексия, регулирование поведения и деятельности, мышление (образ и мысль), эмоции и чувства, воля.
Сознание человека развивалось в филогенезе и становилось возможным в условиях активного воздействия на природу, в условиях трудовой деятельности и социальных контактов. Сознание 1) рождается в бытии, 2) отражает бытие, 3) творит бытие. Эпицентром сознания является сознание собственного «Я» .
Выделяют два слоя сознания (рис.1): 1. бытийное сознание (сознание для бытия), включающее в себя а) биодинамические свойства движений, б) опыт действий; в) чувственные образы; и 2. рефлективное сознание (сознание для сознания), включающее в себя а) значение; б) смысл. В качестве объекта рефлексии может выступать: 1) и отражение мира, 2) и мышление о нем, 3) способы регуляции человеком своего поведения, 4) и сами процессы рефлексии и 5) свое личное сознание.
Значение означает содержание общественного сознания, усваемое человеком. Это могут быть операционные значения, предметные, вербальные значения, житейские и научные значения – понятия.
Смысл – это объективное понимание и отношение к ситуации, информации. Непонимание связано с трудностями осмысления значений.
Процессы взаимной трансформации значений и смыслов (осмысление значений и обозначение смыслов) выступают средством диалога и взаимопонимания.
На бытийном слое сознания решаются очень сложные задачи, т.к. для эффективного поведения необходима актуализация нужного в данный момент образа и нужной двигательной программы, т.е. образ действия должен вписываться в образ мира.
Мир производственной, предметно-практической деятельности соотносится с биодинамической тканью движения и действия (бытийного слоя сознания). Мир представлений, воображений, культурных символов и знаков соотносится с чувственной тканью (бытийного сознания). Мир идей, понятий, житейских и научных знаний соотносится со значением (рефлективного сознания). Мир человеческих ценностей, переживаний, эмоций соотносится со смыслом (рефлективного сознания). Сознание рождается и присутствует во всех этих мирах.
Биодинами- Мир производст-
ческий опыт венной практичес-
действий, кой деятельности
Бытийное движений
сознание
Чувствен- Мир пред-
ные обра- ставлений,
зы культурных
Самосознание символов
Мир идей,
Значение научных
Рефлективное знаний
сознание
Смысл Мир пережива-
ний, эмоций
Рис. 1. Структура сознания
Бытийный слой содержит в себе истоки и начала рефлективного слоя, поскольку значения и смыслы рождаются в бытийном слое. Выраженное в слове значение содержит: 1) образ, 2) операционное и предметное значение, 3) осмысленное и предметное действие. Слова, язык не существует только как язык, в нем объективировались формы мышления, которые нами и овладевают через использование языка.
Язык и объектированные в нем формы мышления – это определенным образом рационализированные формы сознания, которые обретают видимую самостоятельность, но в действительности являются только вершиной айсберга. Рефлектированные, рациональные структуры сознания имеют в своем основании другое содержание, источник и энергию образования этих рациональностей. Рациональные структуры являются, во-первых, только частной реализацией базовых оппозиций сознания; во-вторых, в сознании часто наличествуют конфликтующие структуры. И разрешение таких конфликтов, есть освобождение энергии и сознания для следующего цикла развития возможно только через акры осознания на себе.
Функция организации сознания (ее задача и смысл) состоит в освобождении психической энергии сознания, в расширении горизонтов сознания и, что самое главное, в создании оптимальных и необходимых условий для нового цикла развития.
Поскольку сознание, рассмотренное извне, объективно является определенной знаковой структурой и структурой объективированного мышления, то его можно исследовать и описывать объективно. В то же время, внешняя структура указывает на наличие внутренней структуры сознания, поэтому возможен переход к пониманию внутренних содержаний сознания.
Из всего вышесказанного можно сделать следующие выводы в контексте идеи непрерывного развития:
1. Необходимо двойственное (извне и изнутри) описание генезиса развития знания, деятельности
2. В ходе проектирования развития необходимо совмещение этих двух точек зрения. Основанием проектирования развития может быть или заданная форма сознания, или задаваемые извне свойства деятельности, способности к деятельности и т.п.
3. Развитие знаний, деятельности можно описывать самостоятельно как извне, так и изнутри (извне это будет описание деятельности, ее развертывания в ходе введения проблемных ситуаций, рефлексивных выходов и т.п.; изнутри – это будет генезис форм сознания, их трансформации, преобразования друг в друга).
Венцом развития сознания является формирование самосознания, которое позволяет человеку не только отражать внешний мир, но, выделив себя в этом мире, познавать свой внутренний мир, переживать его и определенным образом относиться к себе. Мерилом для человека в его отношении к себе являются, прежде всего, другие люди. Каждый новый социальный контакт меняет представление человека о себе, делает его более многогранным. Сознательное поведение является не столько проявлением того, каков человек на самом деле, сколько результатом представлений человека о себе, сложившихся на основе общения с ним окружающих.
В зоне ясного сознания находит свое отражение малая часть одновременно приходящих из внешней и внутренней среды организма сигналов. Сигналы, попавшие в зону ясного сознания, используются человеком для осознанного управления своим поведением. Остальные сигналы также используются организмом для регулирования некоторых процессов, но на подсознательном уровне. Многие наблюдения психологов показали, что в зону ясного сознания в данный момент попадают те объекты, которые создают препятствия для продолжения прежнего режима регулирования.
Возникшие затруднения привлекают внимание и они, таким образом, осознаются. Осознание затрудняющих регуляцию или решение задачи обстоятельств, способствует нахождению нового режима регулирования или нового способа решения, но как только они найдены, управление вновь передается в подсознание, а сознание освобождается для разрешения вновь возникающих трудностей. Эта непрерывная передача управления обеспечивает человеку возможность решать все новые задачи, опирается на гармоничное взаимодействие сознания и подсознания. Сознание привлекается к данному объекту только на короткий интервал времени и обеспечивает выработку гипотез в критические моменты недостатка информации. Недаром известный психиатр А. Клапаред остроумно заметил, что мы осознаем свои мысли в меру нашего неумения приспособиться. Типовые, часто встречающиеся в обычной обстановке задачи решает человек подсознательно, реализуя автоматизмы.
Автоматизмы подсознания разгружают сознание от рутинных операций (ходьба, бег, профессиональные навыки и т.п.) для новых задач, которые в данный момент могут быть решены только на сознательном уровне.
Функции сознания : (Составить таблицы 3.6)
1) отражательная, 2) порождающая (творчески-креативная), 3) регулятивно-оценочная, 4) рефлексивная функция - основная функция, характеризует сущность сознания.
(Таблица 3.7) В качестве объекта рефлексии может выступать: 1) и отражение мира, 2) и мышление о нем, 3) способы регуляции человеком своего поведения, 4) и сами процессы рефлексии и 5) свое личное сознание.
Бытийный слой содержит в себе истоки и начала рефлективного слоя, поскольку значения и смыслы рождаются в бытийном слое.
Выраженное в слове значение содержит (Таблица 3.8) : 1) образ, 2) операционное и предметное значение, 3) осмысленное и предметное действие.
Слова и язык не существует только как язык сам по себе, в нем объективировались формы мышления, которые нами овладевают через использование языка.
ФУНКЦИИ ЧЕЛОВЕЧЕСКОГО СОЗНАНИЯ (Таблица 3.9)
Венцом развития сознания является формирование самосознания , которое позволяет человеку не только отражать внешний мир, но, выделив себя в этом мире, познавать свой внутренний мир, переживать его и определенным образом относиться к себе. Мерилом для человека в его отношении к себе являются, прежде всего, другие люди. Каждый новый социальный контакт влияет не представление человека о себе, делает его более многогранным.
Структура СМОСОЗНАНИЯ . (Таблица 3.10)
|
Сознательное поведение является не столько проявлением того, каков человек на самом деле, сколько результатом представлений человека о себе, сложившихся на основе общения с ним окружающих.
Самосознание - осознанное отношение человека к своим потребностям и способностям, влечениям и мотивам поведения, переживаниям и мыслям. Самосознание также выражается в эмоционально-смысловой оценке своих личных возможностей, выступающей в качестве основания целесообразных действий и поступков.
Вопросы по теме для упражнений и самоконтроля.
(Преподаватель задаст Вам эти вопросы.)
1. определите сущность психического, физиологического и физического отражения. Обратите внимание на соотношение психики, сознания и самосознания у человека.
2. Перечислите и дайте краткую характеристику основных воззрений на психику и ее роль. (Четыре этапа)
3. Основные формы проявления психики. Развитие психики и сознания: что это и как проявляется? Проанализируйте взаимосвязь различных психических процессов, состояний и свойств личности. Подберите примеры, иллюстрирующие эти взаимосвязи.
4. Укажите в чем различие сенсорных, перцептивных и интеллектуальных процессов в психической деятельности человека.
5. Объясните понятия: сознание, самосознание, значение, смысл, мыслительная форма, бытийное и рефлексивное сознание.
Сознание
- высшая, свойственная человеку форма обобщенного отражения объективных устойчивых свойств и закономерностей окружающего мира, а также создание внутренней модели внешнего мира, в результате чего оказываются возможными познание и преобразование окружающей действительности.
Функция сознания - формирование целей деятельности, предварительное мысленное построение действий и предвидение их результатов, что обеспечивает разумное регулирование поведения и деятельности человека. В сознание человека входит определенное отношение к окружающей среде, к другим людям. «Мое отношение к моей среде есть мое сознание», - замечал К. Маркс.
Выделяют следующие свойства сознания: построение отношений , познание и переживание . Следовательно, сюда включены еще мышление и эмоции. Действительно, основной функцией мышления является выявление объективных отношений между явлениями внешнего мира, а эмоции - создание субъективного отношения человека к предметам, явлениям, людям. В структурах сознания эти формы и виды отношений синтезируются и определяют затем как организацию поведения, так и глубинные процессы самооценки и самосознания.
Реально существуя в едином потоке сознания, образ и мысль могут, окрашиваясь эмоциями, становиться переживанием. «Осознание переживания - это всегда установление его объективной отнесенности к причинам, его вызывающим, к объектам, на которые оно направлено, к действиям, которыми оно может быть реализовано» (С. Л. Рубинштейн).
Рис. 4.1.
Сознание складывается у человека только в социальных контактах. В филогенезе оно развивалось лишь в условиях активного воздействия на природу - при трудовой деятельности. Сознание возможно лишь тогда, когда существует язык, речь, возникающая одновременно с ним в процессе труда.
В онтогенезе сознание ребенка проходит сложный, опосредованный путь. Психику младенца, вообще говоря, нельзя рассматривать как изолированную, самостоятельную. С самого начала существует устойчивая ее связь с психикой матери. В пренатальный и в постнатальный периоды эту связь можно назвать психической (чувственной). Однако ребенок является сначала только пассивным ее элементом, воспринимающей субстанцией, а мать, обладающая психикой, оформленным сознанием, передает не просто психофизическую, но и оформленную благодаря сознанию информацию.
Другой момент - это сама деятельность матери. Первичные органические потребности ребенка в тепле, психологическом комфорте и прочем организуются и удовлетворяются извне ее любовным отношением к своему ребенку. Мать любящим взглядом «вылавливает» и оценивает все ценное, с ее точки зрения, в первоначально беспорядочной реактивности детского организма и постепенно, любя отсекает все отклоняющееся от социальной нормы. Здесь важно и то, что нормы развития, как и материнства, уже присутствуют в человеческом обществе. Так любовью к ребенку мать как бы вытягивает его из органической реактивности, бессознательности и втягивает в человеческую культуру, в сферу сознания людей. 3. Фрейд отмечал, что «мать учит любить ребенка»; она «вкладывает» свою любовь (отношение) в его психику, поскольку материнский образ является для детских чувств и восприятия действительным центром всех актов, благ и неприятностей.
Следующий этап развития можно назвать первичным актом сознания - это идентификация ребенка с матерью , когда он пытается поставить себя на ее место, подражать и уподобиться ей. Это представляет собой, по-видимому, первичное человеческое отношение, материнской любовью прорубленное для ребенка окно в культуру, начальный акт сознания.
Первичное отношение сознания (а не предметное) - это идентификация с культурным символом, поскольку мать выступает как культурный образец социального поведения, а ребенок всего лишь выполняет его. Такова отправная точка жизненного пути человека, развития сознания. И именно идентификация с символами культуры организует человеческое сознание, делает человека человеком. За вычленением смысла, символа и идентификацией с ним следует выполнение, активная деятельность ребенка по воспроизведению образцов человеческого поведения, речи, мышления, сознания, по отражению окружающего мира и регуляции своего поведения.
Но реализация смысла культурного символа, образца влечет за собой активизацию рационализированного им слоя сознания, который может относительно самостоятельно развиваться благодаря рефлексии, анализу (мыслительная деятельность). В некотором смысле осознание противоположно рефлексии. Если оно постигает целостность ситуации, дает картину целого, то рефлексия, напротив, членит целое - например, ищет причину затруднений, анализируя ситуацию, исходя из цели деятельности. Таким образом, осознание - это условие рефлексии, но последняя, в свою очередь, необходима для более высокого, глубокого и верного понимания ситуации в целом.
Наше сознание в своем развитии связано со множеством идентификаций, но реализуются далеко не все. Эти нереализованные потенции и составляют то, что мы обычно обозначаем словом душа , которая есть по большей части несознаваемая часть нашего сознания. Хотя, если быть точным, нужно сказать, что символ как бесконечное содержание сознания невозможно до конца реализовать и поэтому сознание периодически возвращается к себе.
Отсюда следует третий фундаментальный акт сознания - осознавание невыполненного желания. Так круг развития замыкается, и все возвращается к своему началу.
Рис. 4.2.
Выделяют два слоя сознания (В. П. Зинченко):
- Бытийное сознание
(сознание, касающееся бытия), - это:
- биодинамические свойства движений, опыт действий;
- чувственные образы.
- Рефлективное сознание
(сознание, касающееся сознания), включающее в себя:
- значение;
- смысл.
Значение - содержание общественного сознания, усваиваемое человеком. Это могут быть операционные, предметные, вербальные, житейские и научные значения.
Смысл - субъективное понимание ситуации, информации и отношение к ней. Непонимание связано с трудностями осмысления значений. Процессы взаимной трансформации значений и смыслов (осмысление значений и означение смыслов) выступают средством диалога и взаимопонимания.
На бытийном слое сознания решаются очень сложные задачи, так как для эффективного в той или иной ситуации поведения необходима актуализация нужного в данный момент образа и требующейся двигательной программы. Способ действия должен вписываться в образ мира.
Мир идей, понятий, житейских и научных знаний соотносится со значением (рефлективного сознания). Мир человеческих ценностей, переживаний, эмоций - со смыслом (рефлективного сознания). Мир производственной, предметно-практической деятельности - с биодинамической тканью движения и действия (бытийного слоя сознания). Мир представлений, воображения, культурных символов и знаков - с чувственной тканью (бытийного сознания). Сознание имеет отношение ко всем этим мирам и присутствует во всех них.
Центром сознания является сознание собственного Я. Сознание:
- рождается в бытии;
- отражает бытие;
- творит бытие. Функции сознания:
- отражательная;
- порождающая (креативная);
- регулятивно-оценочная;
- рефлексивная (основная, она характеризует сущность сознания). В качестве объекта рефлексии может выступать:
- отражение мира;
- мышление о нем;
- способы регуляции человеком своего поведения;
- сами процессы рефлексии;
- свое личное сознание.
Бытийный слой содержит в себе истоки и начала рефлективного, поскольку значения и смыслы рождаются в нем. Выраженное в слове значение содержит:
- образ;
- операционное и предметное значение;
- осмысленное и предметное действие.
Слова не существуют только как язык, в них объективировались формы мышления, которые и выражаются посредством самого языка.
В зоне ясного сознания отражается малая часть одновременно приходящих из внешней и внутренней среды организма сигналов. Те из них, что попали в эту зону, используются человеком для осознанного управления своим поведением. Остальные также учитываются организмом для регулирования некоторых процессов, но на подсознательном уровне.
Исследования психологов показали, что в зону ясного сознания попадают незамедлительно те объекты, которые создают препятствия для продолжения прежнего режима регулирования. Возникшие затруднения привлекают внимание и таким образом осознаются. Осознание затрудняющих регуляцию или решение задачи обстоятельств способствует нахождению нового режима регулирования или нового способа решения, но, как только они будут найдены, управление вновь передается в подсознание, а сознание освобождается для разрешения вновь возникающих трудностей.
Эта непрерывная передача управления, дающая человеку возможность решать все новые задачи, опирается на гармоничное взаимодействие сознания и подсознания. Первое привлекается к объекту только на короткий интервал времени и обеспечивает выработку гипотез в критические моменты, когда имеется недостаток информации. Недаром известный психиатр К. Клапаред остроумно заметил, что мы осознаем свои мысли в меру нашего неумения приспособиться.
Типовые же, часто встречающиеся в обычной обстановке задачи человек решает подсознательно. Благодаря такому автоматизму сознание освобождается от рутинных операций (ходьба, бег, профессиональные навыки и т. п.) для новых задач, которые в данный момент могут быть решены только на сознательном уровне. Многие знания, отношения, переживания, составляющие внутренний мир каждого человека, не осознаются им, и вызываемые ими побуждения обусловливают поведение, которое остается непонятным как для самого человека, так и для окружающих. Фрейд показал, что бессознательные побуждения лежат в основе многих очагов скрытого напряжения, которые могут порождать психологические трудности адаптации и даже заболевания.
Большая часть процессов, протекающих во внутреннем мире человека, им не осознается, но в принципе каждый из них может стать осознанным. Для этого нужно выразить его словами - вербализовать.
Выделяют:
- подсознательное : те представления, желания, действия, устремления, которые ушли сейчас из сознания, но могут потом вернуться в него;
- собственно бессознательное : такое психическое, которое ни при каких обстоятельствах не становится сознательным.
Фрейд считал, что бессознательное - это не столько те процессы, на которые не направляется внимание, сколько переживания, подавляемые сознанием, - такие, против которых сознание воздвигает мощные барьеры.
Сознание – высшая, свойственная человеку форма обобщенного отражения объективных устойчивых свойств и закономерностей окружающего мира, формирования у человека внутренней модели внешнего мира, в результате чего достигается познание и преобразование окружающей действительности.
Функция сознания заключается в формировании целей деятельности, в предварительном мысленном построении действий и предвидении их результатов, что обеспечивает разумное регулирование поведения и деятельности человека. В сознание человека включено определенное отношение к окружающей среде, к другим людям.
Выделяют следующие свойства сознания: построение отношений, познание и переживание . Отсюда непосредственно следует включение мышления и эмоций в процессы сознания. Действительно, основной функцией мышления является выявление объективных отношений между явлениями внешнего мира, а основной функцией эмоции – формирование субъективного отношения человека к предметам, явлениям, людям. В структурах сознания синтезируются эти формы и виды отношений, и они определяют как организацию поведения, так и глубинные процессы самооценки и самосознания. Реально существуя в едином потоке сознания, образ и мысль могут, окрашиваясь эмоциями, становиться переживанием.
Сознание развивается у человека только в социальных контактах. В филогенезе сознание человека развивалось и становится возможным лишь в условиях активного воздействия на природу, в условиях трудовой деятельности. Сознание возможно лишь в условиях существования языка, речи, возникающей одновременно с сознанием в процессе труда.
И первичным актом сознания является акт идентификации с символами культуры, организующий человеческое сознание, делающий человека человеком. За вычленением смысла, символа и идентификацией с ним следует выполнение, активная деятельность ребенка по воспроизведению образцов человеческого поведения, речи, мышления, сознания, активная деятельность ребенка по отражению окружающего мира и регуляции своего поведения.
Выделяют два слоя сознания (В. П. Зинченко).
I. Бытийное сознание (сознание для бытия), включающее в себя: 1) биодинамические свойства движений, опыт действий; 2) чувственные образы.
II. Рефлективное сознание (сознание для сознания), включающее в себя: 1) значение; 2) смысл.
Значение – содержание общественного сознания, усваиваемое человеком. Это могут быть операционные значения, предметные, вербальные значения, житейские и научные значения – понятия.
Смысл – субъективное понимание и отношение к ситуации, информации. Непонимание связано с трудностями осмысления значений. Процессы взаимной трансформации значений и смыслов (осмысление значений и означение смыслов) выступают средством диалога и взаимопонимания.
На бытийном слое сознания решаются очень сложные задачи, так как для эффективного в той или иной ситуации поведения необходима актуализация нужного в данный момент образа и нужной двигательной программы, т.е. образ действия должен вписываться в образ мира. Мир идей, понятий, житейских и научных знаний соотносится со значением (рефлективного сознания).
Мир производственной, предметно-практической деятельности соотносится с биодинамической тканью движения и действия (бытийного слоя сознания). Мир представлений, воображений, культурных символов и знаков соотносится с чувственной тканью (бытийного сознания). Сознание рождается и присутствует во всех этих мирах. Эпицентром сознания является сознание собственного "Я" .
Сознание: 1) рождается в бытии, 2) отражает бытие, 3) творит бытие.
Функции сознания :
- 1) отражательная,
- 2) порождающая (творчески-креативная),
- 3) регулятивно-оценочная,
- 4) рефлексивная функция – основная функция, характеризует сущность сознания.
В качестве объекта рефлексии могут выступать:- 1. отражение мира,
- 2. мышление о нем,
- 3. способы регуляции человеком своего поведения,
- 4. сами процессы рефлексии,
- 5. свое личное сознание.
Бытийный слой содержит в себе истоки и начала рефлективного слоя, поскольку значения и смыслы рождаются в бытийном слое. Выраженное в слове значение содержит: 1) образ, 2) операционное и предметное значение, 3) осмысленное и предметное действие. Слова, язык не существуют только как язык, в них объективировались формы мышления, которые нами и овладевают через использование языка.