Белорусы: как появился этот этнос. Основные концепции происхождения белорусского этноса

План
Введение
1 Концепции этногенеза
1.1 «Польская» и «великорусская» концепции
1.2 «Племенные» концепции
1.3 «Древнерусская» концепция
1.4 «Балтская» концепция
1.5 «Финская» концепция
1.6 Другие мнения

2 Исследование генома
Список литературы

Введение

Этногенез белорусов, то есть процесс формирования белорусского этноса, достаточно сложен и противоречив. Среди учёных нет единого мнения как о времени появления белорусов как этноса, так и о предках современных белорусов. Считается, что этногенез белорусов происходил на территории Верхнего Поднепровья, Среднего Подвинья и Верхнего Понемонья. Некоторые исследователи (Георгий Штыхов, Николай Ермолович, Михаил Ткачёв) считают, что белорусский этнос существовал уже в XIII веке. Археолог Валентин Седов считал, что белорусское этническое сообщество сложилось в XIII-XIV веках, Моисей Гринблат - в период с XIV по XVI век.

1. Концепции этногенеза

Существуют несколько принципиально разных концепций этногенеза белорусов.

1.1. «Польская» и «великорусская» концепции

Хронологически первыми возникли «польская» (Л. Галембовский, А. Рыпинский) и «великорусская» (А. Соболевский, И. Срезневский) концепции, согласно которым этническая территория белорусов рассматривалась в качестве исконно польской или исконно великорусской соответственно, аргументом чему служило отсутствие у белорусов отдельного языка. Между тем, ещё в начале XX века Евфим Карский в фундаментальном труде «Белорусы» доказал самостоятельность белорусского наречия как от польского языка, так и от великорусского наречия русского языка, тем самым опровергнув основной аргумент сторонников данных концепций.

1.2. «Племенные» концепции

В начале XX века в среде белорусской национальной интеллигенции сформировалась концепция, согласно которой белорусы происходили от летописного племени кривичей. Автором «кривичской» концепции был Вацлав Ластовский. Ещё раннее подобные идеи, условно называющиеся «племенной» концепцией, озвучивали Николай Костомаров и Михаил Погодин. Концепция не получила широкого распространения, но послужила идейной основой для формирования так называемой «кривичско-дреговичско-радимичской» концепции. Её авторами были известные историки и языковеды Евфим Карский, Моисей Гринблат, Митрофан Довнар-Запольский и Владимир Пичета. Концепция основывается на идее о формировании белорусского этноса в результате этнической консолидации населяющих этническую территорию белорусов племён. Популярность данной концепции достаточно велика, хотя она и не учитывает хронологический промежуток между исчезновением летописных племён в середине XII века и формированием общебелорусского этнического комплекса.

1.3. «Древнерусская» концепция

После Второй мировой войны в советской науке доминирующую роль заняла «древнерусская» концепция, согласно которой, белорусы, наряду с украинцами и русскими, образовались в результате распада единой древнерусской народности в XII-XIII веках. Теоретически эта концепция была обоснована С. Токаревым, в её разработке также приняли участие археологи Павел Третьяков и Борис Рыбаков. Отдельные положения древнерусской концепции подвергались серьёзной критике со стороны археологов Валентина Седова и Эдуарда Загорульского. Против гипотезы о единой древнерусской народности как таковой активно выступает археолог Георгий Штыхов, в результате чего в крупнейшие из когда-либо созданных учебных пособий по истории Белоруссии попал подраздел «К проблеме древнерусской народности», содержащий критику этой концепции. Несмотря на существование весьма серьёзной научной критики, «древнерусская» концепция остаётся наиболее распространённой и в начале XXI века.

1.4. «Балтская» концепция

В 1960-х - начале 70-х годов XX века московским археологом Валентином Седовым была сформирована новая концепция, не отвергающая принципиально гипотезу о существовании единой древнерусской народности. Согласно этой концепции, получившей название «балтской» , белорусский этнос сформировался в результате миксации и взаимоассимиляции местных балтов с пришлыми славянами, при этом балты в этногенезе белорусов сыграли роль субстрата (подосновы). Концепция строится на основании отнесения археологических культур позднего железного века на территории Белоруссии к балтским, что ныне практически никем не оспаривается. В ходе многочисленных раскопок Валентин Седов нашёл целый ряд украшений, орудий труда, оружия, которые были характерны для балтской культуры и не принадлежали славянам. По его мнению, миграция на эти территории славян началась в середине I тысячелетия нашей эры, причём в этот период славяне заселили лишь территории южнее Припяти. Заселение славянами основной части территории Белоруссии, по Седову, относится лишь к VIII-X векам. В качестве аргумента в пользу «балтской» концепции приводится и факт наличия во многих элементах языка и культуры белорусов балтских корней, к примеру, поклонение ужам и камням в традиционной религии белорусов, лапти прямого плетения, техника строительства жилья, ряд звуков белорусской фонетики (твердый «р», «аканье»). Несмотря на то, что большинство современных исследователей в целом принимают «балтскую» концепцию, зачастую под сомнение ставится столь значительное влияние балтов на формирование бело­русского народа, его культуры, языка. Также в вину гипотезе иногда ставится желание оторвать белорусов от русских и украинцев. Согласно мнению этнолога Михаил Пилипенко, балты выступили субстратом не для формирования непосредственно белорусов, а для как подоснова славянских общностей кривичей, дреговичей и радимичей. Впрочем, по мнению Носевича, «новая концепция» Михаила Пилипенко является по сути попыткой сгладить противоречия между «балсткой», «кривичско-дреговичско-радимичской» и «древнерусской» концепциями и сама по себе ничего нового не несёт.

1.5. «Финская» концепция

Существует также и «финская» концепция, выдвинутая писателем Иваном Ласковым. Согласно ей, предками белорусов выступили финно-угры. Концепция сформирована на основании наличия значительного количества древних финно-угорских гидронимов на территории Белоруссии (например, Двина, Свирь). Ныне однако считается, что финно-угры выступили субстратом не белорусов, а балтов.

1.6. Другие мнения

По мнению кандидата исторических наук Вячеслава Носевича, ни одна из концепций соответствует всей сумме фактов. Он считает, этногенез белорусов складывается из таких элементов, как субстратное население железного века, несколько волн славянской колонизации, влияние Полоцкого княжества и Великого княжества Литовского, причём формирование белорусского этноса он относит к эпохе Великого княжества Литовского.

2. Исследование генома

Итоги исследования генома белорусов, которое проводилось в 2005-2010 годах в Институте генетики и цитологии Национальной академии наук Беларуси, не подтверждают гипотезы о происхождении белорусов в результате славяно-балтского или славяно-угрофинского генетического синтеза. Предки современных белорусов, которые заселили современную территорию Белоруссии VI-VIII тысяч лет тому назад, по своему геному относятся к индоевропейскому генетическому типу, к его генетической группе, интерпретируемой как славянская.

Исследование по Y-хромосоме

Согласно этому исследованию, по генетическим маркерам Y-хромосомы (передающейся от отца потомкам мужского пола) белорусы обнаруживают высокое сходство с восточными славянами и большинством западных славян, но генетически далеки от балтов. Причем удаленность от балтов одинаково велика и для северных, и для южных белорусов. Делаются выводы о том, что белорусы наиболее близки по генотипу к западным русским и украинцам. Согласно этому же исследованию, «белорусы входят в генетическое пространство русского генофонда, близкого к генофонду всех восточных славян. Причем белорусские популяции расположены ближе к средним русским показателям, чем многие русские популяции (особенно на севере и востоке русского ареала). В целом, русский генофонд наиболее полно представляет генофонд всех восточных славян, а белорусский генофонд - малую часть его изменчивости».

Исследование по митохондриальной ДНК

Исследование митохондриальной ДНК, передающейся от матери потомкам обоего пола, показали, что наблюдаются «существенные различия между южными и северными белорусами. Оно достигается за счет выраженного своеобразия северных белорусов, которое не связано с балтским субстратом в материнских линиях наследования - северные белорусы в равной степени генетически удалены и от балтов, и от западных славян (в том числе и от поляков), и от финно-угров, и от практически всех популяций восточных славян». В частности одним из факторов, позволяющих говорить о заметных различиях между северными и южными белорусами, называется близкое родство последних с русскими: «Очень велико сходство южных белорусов с южными и западными русскими популяциями: к ним южные белорусы в 3-5 раз генетически ближе, чем к северным белорусам».

Однако, эти исследования, а также выводы, к которым приходят их авторы, зачастую наталкиваются на серьёзную критику. Доктор биологических наук антрополог и генетик Алексей Микулич в своей работе, вышедшей в 1992 году (ещё до распространения методов исследования ДНК), говорит, опираясь на морфологические признаки, распространённость тех или иных групп крови, о единстве расового типа белорусов, аукштайтов, латгалов, жителей Черниговщины, Смоленщины, Брянщины, так называемой Новой Мазовии и восхождению этого типа ещё к неолитическому населению Восточной Европы.

Список литературы:

1. Гісторыя Беларусі (у кантэксце сусветных цывілізацый). Вучэбн. дапаможнік / В. І. Галубовіч, З. В. Шыбека, Д. М. Чаркасаў і інш.; Пад рэд. В. І. Галубовіча і Ю. М. Бохана. - Мн.: Экаперспектыва, 2005. - С. 136.

Процесс формирования белорусского этноса, достаточно сложен и противоречив. Среди учёных нет единого мнения как о времени появления белорусов как этноса, так и о предках современных белорусов. Считается, что этногенез белорусов происходил на территории Верхнего Поднепровья, Среднего Подвинья и Верхнего Понемонья. Некоторые исследователи (Георгий Штыхов, Николай Ермолович, Михаил Ткачёв) считают, что белорусский этнос существовал уже в XIII веке. Археолог Валентин Седов считал, что белорусское этническое сообщество сложилось в XIII-XIV веках, Моисей Гринблат - в период с XIV по XVI век.

Возникновение Беларуси как этнической территории, ее восточнославянского населения является составной частью процесса формирования белорусского народа (этногенеза). Нельзя ответить на многочисленные вопросы о происхождении Беларуси без рассмотрения целого ряда проблем белорусского этногенеза, без ответа на вопрос о предках белорусов, исторических корнях нашего народа.

На сегодняшний день, к сожалению, среди ученых Беларуси нет единой точки зрения относительно этногенеза белорусов. Существует множество разнообразных версий о том, откуда пошли белорусы, где находятся их этнические корни, в пределах каких государственных образований шло формирование нашей народности, нашей нации. Наличие нескольких концепций возникновения Беларуси и происхождения белорусского народа обусловлено сложностью самого процесса образования этнической территории и способов ее исследования, разнообразием источников, которые очень часто в корне отличаются друг от друга.

Существуют несколько принципиально разных концепций этногенеза белорусов:

Кривичская теория происхождения (этногенеза) белорусского народа

Одной из таких теорией происхождения белорусского народа является кривичская теория, сформулированная в основных чертах еще во второй половине XIX века и получившая значительное развитие в начале XX века в трудах ряда ученых, в частности известного белорусского историка и общественного деятеля Вацлава Ластовского (1883-1938). В. Ластовский утверждал, что в основе становления белорусского народа лежит традиционная культура одного из первых восточнославянских этнических сообществ - племени кривичей, которые и являются предками белорусов. Ученый исходил из того, что именно кривичи были наиболее многочисленным сообществом среди племен на территории современной Беларуси и занимали некоторые земли за ее пределами. Более того, именно на территории расселения кривичей было образовано такое государственное образование, как Полоцкое княжество, оказавшее существенное влияние на развитие остальной части белорусских земель. В. Ластовский высказывал также мысль о том, что белорусов более правильно называть «кривичами», а Беларусь - «Кривией». Несмотря на ряд фактов, свидетельствующих в пользу данной теории, ее основное положение о том, что предками белорусов являются кривичи, а этническая территория белорусского народа сформировалась на этнической территории кривичей, противоречит действительности. Кривичи и их этническая территория (Кривия) исчезли в середине XII века, а белорусский этнос, его этническая территория в это время еще не сформировались. Спорность данной концепции выявляется и в том, что она не может убедительно объяснить возникновение этнических черт южно-белорусского населения, поскольку кривичи жили только в северной и центральной части современной Беларуси.

Известные белорусские ученые Я.Ф. Карский и В.И. Пичета, включившие в состав предков белорусов не только кривичей, но радимичей и дреговичей, в некоторой степени преодолели однобокость кривичской теории. Однако и они не учли того важного фактора, что между славянскими племенами, с одной стороны, и белорусами - с другой, нет непосредственной преемственности. Дреговичи, кривичи и радимичи исчезли в XII веке, а общебелорусский комплекс языка и культуры в это время еще не сформировался.

Балтская теория происхождения (этногенеза) белорусского народа

Существует еще одна достаточно интересная и хорошо аргументированная теория происхождения белорусского народа. Это балтская теория, оформившаяся в 60-х - начале 70-х годов XX века и связывающая происхождение белорусов с проживанием на территории современной Беларуси в дославянский период балтов. Одним из авторов этой теории выступил московский археолог, доктор исторических наук В. В. Седов. Он высказал мысль о том, что смешение славян и балтов имело своим результатом формирование белорусского этноса, своеобразие его культуры и языка. При этом, утверждал ученый, балты в этногенезе белорусов сыграли роль субстрата (подосновы). Свою теорию В.В. Седов аргументировал данными археологических раскопок, которые проводил на территории Беларуси и на Смоленщине. Он нашел целый ряд украшений, орудий труда, оружия, которые были характерны для балтской культуры и не принадлежали славянам. На основе археологических данных В. В. Седов пришел к выводу, что в конце бронзового и в период железного века на территории юго-восточного побережья Балтийского моря до верховья Дона, включая бассейн Оки, и от Поднепровья до Киевщины жили балты, С середины первого тысячелетия началась миграция славян. Но они не смогли вытеснить балтов, более того, балты приняли активное участие в этногенезе славянских племен, вошли в их состав и восприняли различные диалекты их языка. Таким образом, основным, определяющим фактором формирования белорусского этноса, согласно балтской теории, считается колонизация славянами территории, расположенной севернее Припяти, включая Верхнее Понеманье, Верхнее Подвинье и Поднепровье, ассимиляция ими балтов, воздействие балтов на язык и культуру славянских племен. Доказательством этому служит тот факт, что многие элементы языка и культуры белорусов имеют балтские корни, к примеру, поклонение ужам и камням в традиционной религии белорусов, лапти прямого плетения, техника строительства жилья, ряд звуков белорусской фонетики (твердый «р», «аканье» и т. д.).

Несмотря на значительную аргументированность балтской концепции, ряд ученых нашли много спорных моментов в утверждении о том, что выделение белорусского этноса из других групп славянского населения обусловлено в основном воздействием балтов. Ставятся пол сомнение значительное влияние балтов на формирование белорусского народа, его культуры, языка, оторванность белорусов от других восточнославянских народов - русских и украинцев.

Древнерусская концепция происхождения (этногенеза) белорусского народа

Спорной является и другая концепция этногенеза белорусов - древнерусская концепция. Одним из ее теоретиков был наш земляк - доцент Петербургской духовной академии М. О. Коялович (1828-1891), который защищал панславистскую концепцию истории России и считал, что российский народ состоит из трех частей: великороссов, малороссов и белорусов. Согласно данной теории, кривичи, радимичи, дреговичи, а также другие восточнославянские племена изменились в этническом отношении еще до формирования белорусского, русского и украинского народов. Первоначально на смену восточнославянским этническим сообществам пришло общее восточнославянское сообщество, а их этнические территории образовали Киевскую Русь, которая и была предшественницей Беларуси, Украины и России.

Сегодня эта теория оспаривается многими учеными, меньшинство из которых отрицают существование в прошлом общего восточнославянского сообщества - древнерусской народности. Действительно, существует очень много вопросов, на которые данная теория не дает ответов. В сущности, не подтверждены фактическим материалом хронологические рамки существования подобной народности (сложилась в IX-X веках, распалась в XII веке) на территории Беларуси. Упрощенно теория объясняет также путь возникновения Беларуси из этнической территории Древней Руси, не учитываются сложности способов и путей образования новой этнической территории, воздействие на этот процесс не только эволюции, но и диффузионных явлений культуры и языка, названия. Не убеждает и утверждение, что на распад древнерусской народности повлияли процесс исчезновения с политической карты Киевской Руси и образование на ее территории Великого княжества Литовского и Московского государства, а также нашествие монголо-татар и крестоносцев. Но ведь предки современных белорусов, русских и украинцев совместно проживали в одном государстве, в ВКЛ, на протяжении XIII-XVIII веков, однако процесс завершения формирования древнерусской народности так и не был осуществлен. Это может означать то, что каждый из обозначенных выше народов шел своим собственным историческим путем. Сближал их, безусловно, древнерусский язык, общие черты культуры, общее этническое самоназвание (русские, русы, русины), единая православная религия.

.«Финская» концепция

Существует также и «финская» концепция, выдвинутая писателем Иваном Ласковым. Согласно ей, предками белорусов выступили финно-угры. Концепция сформирована на основании наличия значительного количества древних финно-угорских гидронимов на территории Белоруссии (например, Двина, Свирь). Ныне однако считается, что финно-угры выступили субстратом не белорусов, а балтов.

.«Польская» и «великорусская» концепции

Хронологически первыми возникли «польская» (Л. Галембовский, А. Рыпинский) и «великорусская» (А. Соболевский, И. Срезневский) концепции, согласно которым этническая территория белорусов рассматривалась в качестве исконно польской или исконно великорусской соответственно, аргументом чему служило отсутствие у белорусов отдельного языка. Между тем, ещё в начале XX века Евфим Карский в фундаментальном труде «Белорусы» доказал самостоятельность белорусского наречия как от польского языка, так и от великорусского наречия русского языка, тем самым опровергнув основной аргумент сторонников данных концепций.

Славяне выделелиьс из индоевропейцев к середине 1 тысячелетия до н.э. Первые славяне пришли с юга (6-7в. н.э.) Существовало мнение что славяне шли на Беларусь только с юга, но Карский доказал что что главная маса славян двигалась с юга и запада. Гипотезы о появлении славян: 1) Большинство исследователей считают прородину славян от Карпат до верховьев Днестра на юге до верховьев Припяти и Вислы на севере. 2)Бассейн Одера и Вислы. Славыне селились рядом с балтами нередко подчиняя их и занимая их городища. Они превосходили балтов по уровню соц. Экономического развития, занимались земледелием знали двухполье, пользовались железным наконечником.В 8-9 вв. Великие группы слаян продвинулись и осели во всех регионах, устанавливали тесные контакты с балтскими населением. Основной массой славян Б. составляли: - дреговичи, -кривичи, - радимичи.

Дреговичи заселяли землю между Припятью и Зап. Двиной.Летописец места выводит название племен от слова дрыгва (болото). Но Николай Ермолович считает что название имееет патрономический характер и происходит от славянского имени дрэговит.В их кольтуре преобладали славянские элементы, язык их был-славянским. Женщины носили височные кольца, на кот. Одевались медные бусы, была керамика, спиралевидные кольца, звездные пряжки.

Радимичи – на восток от дреговичей жили радимичи. Осеовной ареал населения – бассейн рек Сож и Ипуть. В культуре преобладали славянские элементыЯзык был славянским. Славянкие элементы: керамика, кольца. Балтские: браслеты со змеейНазвание происходит от мифической личности радима.

Кривичи-на север отрадимичей и дреговичей жили кривичи, они занимали просторы подвинья, и верхнего приднепровья их племеннным центром был Полоцк.Культуру кривичей разделяли на 2 группы: полоцко-смоленскую и псковскую. Язык – славянский. Сущ несколько гипотез по поводу названия племен: 1) от балт жреца Криве Кревейтеного 2) от имени родоначальника Криве-Кривейте 3)от гористой местности (кривуны) 4)сходство со словом кровный(крэйный)

Основные концепции проихождения белооусского этноса. Современные дискуссии по данной теме.

В 19в. Появилась польская и Великорусская концепция. Они отрицали сущ. Самостоятельного бел. Этноса на основании того, что у населения Беларуси буд то бы не было. самостоятельного языка. Сторонники польской концепции - Галимбовский и Репинский считали белорусов частью польского этноса а Беларусь частью Польши. Белорусский язык – наречием польского языка. Великорусская концепция (Соболевский и Радневский) – основана на представлении что Беларусь часть России. Бел.яз.– наречие русского языка. Ученый Карский в труде «Беларусы»доказал что белорусский язык явл-ся самостоятельным славянским языком, который по своему лексическому составу входит в группу вост-славянских языков на равнее.

Кривичская концепция(20в): основана на представлении что почти все особенности которыми белорусы отличаются от Украинцев и Россиян восприняты ими от кривичей. Авторы отождествляли белорус и кривичей, предлагали называть белорусов – кривичами, а Беларусь – Кривией. Шаткость этой концепции заключалась в том что кривичи и территория Кривия исчезли до сер. 12 в., а белорусы как этнос не сформировались в то время, общебелорусского языка не было.

Балтская. Согласно которой появление белорусов объясняется тем, чтона территории Беларуси до появления славян жили балты. Согласно этой теории слияние славян с балтами будто бы привело к появлению белорусского этноса, языка. (Седов). Многие элементы языка и культуры белорусов имеют балтские корни.Противники считали что главное положение не подтверждается ни фактически ни теоретически. Показанные выше элементы культуры и ящыка свойственны как славянам так и батам,

Финская. (Ласков) Обращает внимание на то, что на Беларуси есть названия рек и озёр фминского происхождения.

древнерусская концепция. (Мавродин, Токарев). Согласно которой истоками бел, украинского и российскогонарода является древнерусская народность – восточно славянские этнические сообщества которые сложились в результате смешения, К, Р, Д, древлян и северян. Однако у этой концепции есть много оппонентов (Ермолович, Штыков). Они полностью отрицают сам факто сущ-я древнерусской народности.

Михась Пилиппенко в 90-х гг.20века сформулировал новую концепцию. Он отрицает роль балтов в качестве предков Беларусов.В рез-те широкого расселения и смешения славян с восточными балтами образовались сообщества – К,Д, Р,.Затем вместе с другими сообществами К, Д, Р консолидировалисьв новое сообщество – русская народность

Достаточно многим белорусам не нравится, когда за рубежом нас путают с Россией и называют русскими. Но еще больше нам не нравится, когда сами россияне с долей пренебрежения относятся к нашей независимости, культуре и языку. Интернет-журнал MEL, выступая за мир во всем мире, решил собрать доказательства отличий белорусов от русских, начиная от генетики и этноса и заканчивая размером полового органа и героями сказок.

Белорусы – это западные балты с примесью славянской крови. Различия генетического уровня


Пару лет назад в России были проведены исследования под названием «Русский генофонд». Правительство даже выделило грант ученым из лаборатории центра Российской академии медицинских наук. Ученые впервые в истории России смогли на несколько лет полностью сосредоточиться на изучении генофонда русского народа. Оказалось, что русские – это никакие не восточные славяне, а финны. Так, по Y-хромосоме генетическое расстояние между русскими и финнами Финляндии составляет всего 30 условных единиц (близкое родство). А генетическое расстояние между русским человеком и так называемыми финно-угорскими народностями (марийцами, вепсами, мордвой и пр.), проживающими на территории РФ, равно 2-3 единицам. Проще говоря, генетически они идентичны.

Результаты анализа ДНК показали, что еще одна ближайшая родня русских, кроме финнов, - это татары: русские от татар находятся на том же генетическом расстоянии в 30 условных единиц, которые отделяют их от финнов.

Анализ генофонда белорусов показал, что они генетически очень далеки от русских, фактически идентичны северо-восточным полякам – то есть жителям польской провинции Мазова. То есть, изучение генофонда только подтвердило исторические реалии: белорусы – это западные балты (с некоторой примесью славянской крови), а русские – финны.

В 2005 году в Беларуси были опубликованы результаты аналогичных исследований. Издательство “Тэхналогія” опубликовала книгу Алексея Микулича «Белорусы в генетическом пространстве. Антропология этноса». Выводы автора очень схожи с мнением российских коллег. Каждый из трех восточно-славянских этносов, согласно антропологическим данным, имеет свою уникальность. Они формировались в разном географическом пространстве, на особых субстратных праосновах. Помещенная в книге графическая интерпретация обобщенных характеристик их генофондов позволяет наглядно увидеть степень схожести и различия. «Этнические облака»[этнос каждого народа был представлен облаком и в зависимости от схожести, соприкасался с «другими облаками»] белорусов и украинцев довольно компактные и на приложенной диаграмме частично перекрываются. Российское же «облако» очень размытое, и только незначительная его доля перекрывается с первыми двумя. В то время как украинское «этническое облако» вообще не граничит с финно-угорскими, а белорусское только касается их – центр «этнического облака» российских популяций находится в одном кластере с финно-угорскими, а не славянскими этносами.

«С кем быть Литве – извечный спор славян». Различия этноса белорусов и русских


Если верить энциклопедии «Беларусь», белорусский этнос сформировался в 13-16 веках, пройдя стадии от объединения племенных союзов через народность до нации.

То есть, он сформировался еще до агрессий царей Ивана Грозного и Алексея Михайловича, а к времени российской оккупации ВКЛ 1795 года это был давно сложившийся этнос со своей многовековой историей национальной государственности. Ибо в Речи Посполитой ВКЛ обладало всеми государственными атрибутами: своей властью (канцлеры ВКЛ, ни одного жемойта – почти все белорусы, несколько поляков), своей национальной белорусской армией, своими законами страны (Статуты ВКЛ – на языке белорусов, до сих пор не переведены на язык жемойтов и аукштайтов), своей национальной валютой (это белорусский талер, чеканившийся несколько веков вплоть до 1794 года, когда последний белорусский талер отчеканил Гродненский монетный двор) и т.д.
При этом, говоря сегодня о белорусском этносе, надо прежде всего понимать, о чем вообще идет речь. Белорусы (как этнос с таким названием) появились только в 1840 году, когда были переименованы царизмом из литвинов в «белоруссцев» после восстания 1830-1831 гг. После восстания 1863-1864 гг., когда литвины выступали уже «белорусами», генерал-губернатор Муравьев запретил и само придуманное идеологами царизма и Тайной Канцелярией «Беларусь», введя вместо него «Западно-русский край». Поэтому термин «Беларусь» и «белорусы» - крайне условен, это порождение царизма, им и запрещенное. И, например, литвинами или тутэйшими (местными) себя продолжали именовать все селяне Минской области даже в начале 1950-х годов, согласно опросам этнографов.

К 1840 году последовал целый ряд репрессий царизма против захваченного народа, посмевшего во второй раз восстать. Была уничтожена указом царя Униатская церковь в Беларуси, запрещено богослужение на белорусском языке и книгоиздание, упразднено действие Статута ВКЛ (действовавшего, кстати, только в Беларуси, не в Жемойтии – ныне Республика Летува), запрещено само слово «Литва». Хотя ранее Пушкин именно о белорусах писал в своих стихах по поводу восстания 1830-1831 гг. «Клеветникам России»: «С кем быть Литве – извечный спор славян».

То есть, с точки зрения науки, говоря о белорусах и русских, мы говорим уже не о народах и этносах, а о НАЦИЯХ соседей. Это совсем иная категория, где уже неуместны мысли о «слиянии народов» якобы под предлогом их какой-то «этнической общности». НАЦИИ никогда не могут слиться друг с другом, ибо по определению не предрасположены к этому.

Мы всегда принадлежали к европейской культуре. Различия менталитета


«Белорус - совсем не имперский человек, ему никогда и в голову не придет идея мировой революции или Третьего Рима» - утверждает философ, эссеист и литературный критик Валентин Акудович . Со словами известного белорусского представителя культуры можно легко согласиться. Владимир Орлов , к слову тоже известный белорусский писатель и историк, в одном из интервью сказал «Белорусы исторически и ментально - европейцы. Это очень шокирует всех, кто пытается ближе познакомиться со страной. Люди удивляются тому, что у белорусских городов было Магдебургское право, что в Беларуси тоже был свой Ренессанс. Мы всегда принадлежали к европейской культуре, здесь проходила граница между Европой и Азией. Мы жили в империи - Великом княжестве Литовском, - которая простиралась от Балтийского до Черного моря, но это была не империя. Были совершенно другие принципы построения государства, все были одним народом, были толерантность и терпимость. На площадях белорусских городов мирно уживались православная, католическая и униатская церкви, синагога и мечеть. Тут мы отличаемся и от Западной Европы, у нас никогда не было религиозных столкновений и таких событий, как Варфоломеевская ночь».

«Несмотря на все старания российских историографов, Московское княжество столетиями было под игом Золотой Орды. По сути, потом они так и не освободились от этого гнета - ментально, разумеется. Даже после ухода Орды все осталось то же самое: и построение государства, и военная доктрина, идея доминирования если не во всем мире, то на значительной его части. Оттуда сохранилась у русских мысль, что «если эти земли не захватим мы, то захватят наши враги и оттуда будут угрожать нам». События в Украине свидетельствуют о том, что такая ментальная ситуация существует и сейчас» – также считает Валентин Акудович.

Двойной удар: больше на сантиметр и на единицу IQ


Мы решили сравнить два народа по многим показателям, и нашли таблицу длины мужских половых органов жителей разных стран. По последним данным, у среднестатистического белоруса половой орган – 14,63 см. Это очень хороший показатель (белорусы входят в 10-ку самых больших пенисов Европы). У восточных соседей дела обстоят куда хуже – среднестатистический россиянин может похвастаться только длиной в 13,3 см.

Про внешние отличия же говорить трудно. Хотя отличить внешне поляка, украинца и белоруса тоже вряд ли кто-то сможет.

В то же время специалисты выводят такую закономерность: чем длиннее пенис, тем ниже уровень интеллекта. В этом плане белорусам тоже есть чем похвастаться: средний IQ у представителей нашей национальности - один из высоких в мире: 97. У жителей же нашей восточный соседки показатель интеллекта на балл меньше - 96.

«Працуй пільна - ды будзе Вільня!». Разный сказочный герой


Самый обычный герой русских сказок – Емеля, который сидит на печке и хочет, чтобы по щучьему веленью ему все досталось. Или Иван-дурак, имеющий папу-царя и занимающийся не пойми чем. Герой же белорусских сказок: «працавіты ды мужны Янка», работающий целыми днями и терпящий издевательства “паноў ды ўлады”. Лодырь в белорусских сказках высмеивается, детей учат, что настоящий герой тот, кто долго и упорно работает, несмотря на удары судьбы. В общем «Працуй пільна - ды будзе Вільня!». В русских сказках все абсолютно наоборот. Существует интересное исследование белорусских сказок, написанное культурологом Юлией Чернявской . В наших сказках есть другая травма: например то, что у нас нет счастливого героя, у которого есть всё, а ему за это ничего плохого не будет. Все белорусские сказки - про тяжелую работу, а если при этом ты находишь какой-то клад, то тебя очень сурово покарают. Наши сказки не про лень, а про работу.

Совсем разные. Белорусский и русский язык


В последнее время главное отличие белорусов от русских набирает популярность в нашей стране. Проводятся белорусскоязычные спортивные мероприятия, открываются бесплатные курсы изучения «роднай мовы». Конечно, белорусский язык довольно похож на русский, но зная тот же украинский или польский, можно увидеть, что с ними мова схожа намного больше. Доказать же то, что белорусский – самостоятельный язык и уж никак не придаток русского, можно проанализировав несколько базовых слов. «Благо» в русском языке означает «хорошо». В белорусском же «блага» означает «плохо». Когда корневые базовые слова имеют совершенно разные смыслы, это говорит и о том, что языки совсем разные.

Живет и кочует по публикациям забавный тезис: "Раньше литовцы жили почти до Припяти, а потом с Полесья пришли славяне и вытеснили их за Вилейку". [Хороший пример - классический труд профессора Е. Карского "Белоруссы" Т.1.]

Учитывая площадь РБ (целиком лежащей в ареале балтских гидронимов - названий водоемов), геноцид "литовцев" был в 20 раз масштабнее истребления индейцев на Ямайке (площади как 200/10 тыс.км2). А Полесье до XVI в. на картах изображали морем Геродота .

А если опрерировать терминами архелогии и этнографии, тезис выглядит еще забавнее.

Для начала - о каком времени идет речь?

До V в.н.э. - "культура штрихованной керамики" . Соответсвтуют термины "анты", "венеды ", "будины" "невры", "андрофаги" и т.п.

В IV-VI в.н.э. - "банцеровская (тушемлинская) культура" . Соответсвуют термины "кривичи ", "дреговичи" и т.д.

"Конечная стадия пшеворской и черняховской культур по времени соответствует крушению Римской империи [ V век н.э.] и началу «великого переселения народов». ...Миграция в основном затронула зарождающееся княжеско-дружинное сословие. Таким образом, славянские культуры V-VII вв. следует рассматривать не как прямое генетическое развитие пшеворской и черняховской культур, а как эволюцию культуры населения."
Седов В.В. "Проблема этногенеза славян в археологической литературе 1979-1985 гг."

* Для справки - "прото-славянская страна" Ойум (Черняховская культура), лежавшая от Черного моря до Полесья, основана в результате миграции германских готов в ирано-язычную Скифию. Гуды (gudai) , от искаженного готы (Gothi, Gutans, Gytos) - в Летуве архаичное название беларусов.

"Вычленить в составе населения банцеровской (тушемлинской) культуры местный балтский и пришлый славянский этнические компоненты не представляется возможным. По всей вероятности, в ареале этой культуры сформировался культурный славяно-балтский симбиоз с общим домостроительством, керамическим материалом и погребальной обрядностью. Можно полагать, что время тушемлинской культуры было начальным этапом славянизации местного населения."
Седов В. В. "Славяне. Историко-археологическое исследование"

Антропологи считают, что автохтонное население в пределах РБ осталось постоянным в пределах 100-140 поколний (2000-3000 лет). В советской антропологии существовал такой очень нейтральный термин - "валдайско-верхнедвинский антропологический комплекс" , практически совпадающий с картой М. Довнар-Запольского.

* Для справки - термину "славянизированные литовцы" уже более ста лет. И да, в XIX-XX вв. пошел обратный процесс - и "Козловские" стали "Kazlauskas" (самая распространенная фамилия в Летуве).

"Важнейшие этнографические признаки славянских культур V-VII вв.- лепная керамика, погребальный обряд и домостроительство... Жизнь на городищах раннего железного века полностью затухает, все население теперь концентрируется на открытых поселениях, возникают убежища с мощными фортификационными сооружениями." (с) В.В. Седов.

Т. е. "славянство" - это переход из землянки в подобие городов и развитые ремесла. Вероятно, к IX-X веку - началу формирования Полоцкого княжества на "пути из варяг в греки ", - сложился общий язык-"койне". Про миграцию, сравнимую с походом венгров с Урала на Дунай, речь не идет.

"Принятие славянства" и вытеснение местных диалектов общим языком-койне могло растянуться на столетия. Еще в XVI в. Герберштейн в "Записках о Московии" описывал современных ему самогитов (не принявших "славянства") так -

"Самогиты носят плохую одежду... Жизнь свою проводят они в низких и притом очень длинных хижинах... У них в обычае держать скот, без всякой перегородки, под той же кровлей, под которой живут сами... Землю взрывают они не железом, а деревом."

Т.о. "славяне" и "древние племена" - это немного из разных категорий понятия. И претензии нашего северного соседа на все "дославянское наследие" слегка преувеличены и немного беспочвенны.

Процесс формирования белорусского этноса, достаточно сложен и противоречив. Среди учёных нет единого мнения как о времени появления белорусов как этноса, так и о предках современных белорусов. Считается, что этногенез белорусов происходил на территории Верхнего Поднепровья, Среднего Подвинья и Верхнего Понемонья. Некоторые исследователи (Георгий Штыхов, Николай Ермолович, Михаил Ткачёв) считают, что белорусский этнос существовал уже в XIII веке. Археолог Валентин Седов считал, что белорусское этническое сообщество сложилось в XIII-XIV веках, Моисей Гринблат - в период с XIV по XVI век.

Возникновение Беларуси как этнической территории, ее восточнославянского населения является составной частью процесса формирования белорусского народа (этногенеза). Нельзя ответить на многочисленные вопросы о происхождении Беларуси без рассмотрения целого ряда проблем белорусского этногенеза, без ответа на вопрос о предках белорусов, исторических корнях нашего народа.

На сегодняшний день, к сожалению, среди ученых Беларуси нет единой точки зрения относительно этногенеза белорусов. Существует множество разнообразных версий о том, откуда пошли белорусы, где находятся их этнические корни, в пределах каких государственных образований шло формирование нашей народности, нашей нации. Наличие нескольких концепций возникновения Беларуси и происхождения белорусского народа обусловлено сложностью самого процесса образования этнической территории и способов ее исследования, разнообразием источников, которые очень часто в корне отличаются друг от друга Кучеренко Э.И., Кучеренко М.Э. Топонимика в краеведческой работе. М., 2008. С. 131-142..

Существуют несколько принципиально разных концепций этногенеза белорусов:

Кривичская теория происхождения (этногенеза) белорусского народа . Одной из таких теорией происхождения белорусского народа является кривичская теория, сформулированная в основных чертах еще во второй половине XIX века и получившая значительное развитие в начале XX века в трудах ряда ученых, в частности известного белорусского историка и общественного деятеля Вацлава Ластовского (1883-1938). В. Ластовский утверждал, что в основе становления белорусского народа лежит традиционная культура одного из первых восточнославянских этнических сообществ - племени кривичей, которые и являются предками белорусов. Ученый исходил из того, что именно кривичи были наиболее многочисленным сообществом среди племен на территории современной Беларуси и занимали некоторые земли за ее пределами. Более того, именно на территории расселения кривичей было образовано такое государственное образование, как Полоцкое княжество, оказавшее существенное влияние на развитие остальной части белорусских земель. В. Ластовский высказывал также мысль о том, что белорусов более правильно называть "кривичами", а Беларусь - "Кривией". Несмотря на ряд фактов, свидетельствующих в пользу данной теории, ее основное положение о том, что предками белорусов являются кривичи, а этническая территория белорусского народа сформировалась на этнической территории кривичей, противоречит действительности. Кривичи и их этническая территория (Кривия) исчезли в середине XII века, а белорусский этнос, его этническая территория в это время еще не сформировались. Спорность данной концепции выявляется и в том, что она не может убедительно объяснить возникновение этнических черт южно-белорусского населения, поскольку кривичи жили только в северной и центральной части современной Беларуси.

Известные белорусские ученые Я.Ф. Карский и В.И. Пичета, включившие в состав предков белорусов не только кривичей, но радимичей и дреговичей, в некоторой степени преодолели однобокость кривичской теории. Однако и они не учли того важного фактора, что между славянскими племенами, с одной стороны, и белорусами - с другой, нет непосредственной преемственности. Дреговичи, кривичи и радимичи исчезли в XII веке, а общебелорусский комплекс языка и культуры в это время еще не сформировался.

Балтская теория происхождения (этногенеза) белорусского народа . Существует еще одна достаточно интересная и хорошо аргументированная теория происхождения белорусского народа. Это балтская теория, оформившаяся в 60-х - начале 70-х годов XX века и связывающая происхождение белорусов с проживанием на территории современной Беларуси в дославянский период балтов. Одним из авторов этой теории выступил московский археолог, доктор исторических наук В.В. Седов. Он высказал мысль о том, что смешение славян и балтов имело своим результатом формирование белорусского этноса, своеобразие его культуры и языка. При этом, утверждал ученый, балты в этногенезе белорусов сыграли роль субстрата (подосновы). Свою теорию В.В. Седов аргументировал данными археологических раскопок, которые проводил на территории Беларуси и на Смоленщине. Он нашел целый ряд украшений, орудий труда, оружия, которые были характерны для балтской культуры и не принадлежали славянам. На основе археологических данных В.В. Седов пришел к выводу, что в конце бронзового и в период железного века на территории юго-восточного побережья Балтийского моря до верховья Дона, включая бассейн Оки, и от Поднепровья до Киевщины жили балты, С середины первого тысячелетия началась миграция славян. Но они не смогли вытеснить балтов, более того, балты приняли активное участие в этногенезе славянских племен, вошли в их состав и восприняли различные диалекты их языка. Таким образом, основным, определяющим фактором формирования белорусского этноса, согласно балтской теории, считается колонизация славянами территории, расположенной севернее Припяти, включая Верхнее Понеманье, Верхнее Подвинье и Поднепровье, ассимиляция ими балтов, воздействие балтов на язык и культуру славянских племен. Доказательством этому служит тот факт, что многие элементы языка и культуры белорусов имеют балтские корни, к примеру, поклонение ужам и камням в традиционной религии белорусов, лапти прямого плетения, техника строительства жилья, ряд звуков белорусской фонетики (твердый "р", "аканье" и т. д.).

Несмотря на значительную аргументированность балтской концепции, ряд ученых нашли много спорных моментов в утверждении о том, что выделение белорусского этноса из других групп славянского населения обусловлено в основном воздействием балтов. Ставятся пол сомнение значительное влияние балтов на формирование белорусского народа, его культуры, языка, оторванность белорусов от других восточнославянских народов - русских и украинцев Шарухо И.Н. Белорусы в антропологическом и этническом пространстве // Псковский регионологический журнал. 2008. № 6. С. 145..

Спорной является и другая концепция этногенеза белорусов - древнерусская концепция. Одним из ее теоретиков был наш земляк - доцент Петербургской духовной академии М.О. Коялович (1828-1891), который защищал панславистскую концепцию истории России и считал, что российский народ состоит из трех частей: великороссов, малороссов и белорусов. Согласно данной теории, кривичи, радимичи, дреговичи, а также другие восточнославянские племена изменились в этническом отношении еще до формирования белорусского, русского и украинского народов. Первоначально на смену восточнославянским этническим сообществам пришло общее восточнославянское сообщество, а их этнические территории образовали Киевскую Русь, которая и была предшественницей Беларуси, Украины и России.

Сегодня эта теория оспаривается многими учеными, меньшинство из которых отрицают существование в прошлом общего восточнославянского сообщества - древнерусской народности. Действительно, существует очень много вопросов, на которые данная теория не дает ответов. В сущности, не подтверждены фактическим материалом хронологические рамки существования подобной народности (сложилась в IX-X веках, распалась в XII веке) на территории Беларуси. Упрощенно теория объясняет также путь возникновения Беларуси из этнической территории Древней Руси, не учитываются сложности способов и путей образования новой этнической территории, воздействие на этот процесс не только эволюции, но и диффузионных явлений культуры и языка, названия. Не убеждает и утверждение, что на распад древнерусской народности повлияли процесс исчезновения с политической карты Киевской Руси и образование на ее территории Великого княжества Литовского и Московского государства, а также нашествие монголо-татар и крестоносцев. Но ведь предки современных белорусов, русских и украинцев совместно проживали в одном государстве, в ВКЛ, на протяжении XIII-XVIII веков, однако процесс завершения формирования древнерусской народности так и не был осуществлен. Это может означать то, что каждый из обозначенных выше народов шел своим собственным историческим путем. Сближал их, безусловно, древнерусский язык, общие черты культуры, общее этническое самоназвание (русские, русы, русины), единая православная религия.

Существует также и "финская" концепция, выдвинутая писателем Иваном Ласковым. Согласно ей, предками белорусов выступили финно-угры. Концепция сформирована на основании наличия значительного количества древних финно-угорских гидронимов на территории Белоруссии (например, Двина, Свирь). Ныне, однако считается, что финно-угры выступили субстратом не белорусов, а балтов.