Архимандрит феофилакт. Архимандрит Феофилакт (Безукладников): Приезжающий в монастырь турист должен выходить из него паломником. Служение золотому тельцу в разгаре

Веками сложилось в православной церкви убеждение, что монахи должны жить в монастыре. ХХ век внес свои коррективы - монахи теперь служат на приходах в городах, активно занимаются стяжанием денег, постоянно общаются с женщинами. При этом уверяют себя и верующих, что не испытывают никакого соблазна. И вот что самое удивительное - мир их любит! Вспоминается случай из жизни первых монахов-пустынников. Один молодой монах спросил у старца: “Отче, должен ли я теперь полностью отречься от мира?” - “Не беспокойся, - отвечал старец, - если твоя жизнь действительно будет христианской, мир сам немедленно отречется от тебя!”


Формально епископом Москвы считается Святейший Патриарх Алексий II, но по сути рулит духовной и материальной жизнью столицы владыка Арсений, его викарий. Сегодня в столице около 600 храмов. Первопрестольная разделена на благочиния - их 15. Во главе каждого - священник или монах. Благочинные отчитываються перед владыкой Арсением. Недавно он почувствовал себя ущемленным. В беседе с близким священником признался: “Какой-то ставрополец (так называют в церковных кругах епископа Ставропольского и Чеченского Феофана) давно владеет роскошной квартирой на старом Арбате, выстроил дачу на Николиной Горе. А я вынужден ютиться в квартирке на Олимпийском проспекте да коротать дни в патриаршей резиденции в Переделкине”.

Эта жалоба немедленно достигла благочинных. Раз в полгода являются они к владыке с отчетами и пухлыми конвертами. Каждый приносит как минимум полмиллиона российской валюты. Как распоряжается владыка Арсений этими приношениями - никто не знает. Говорит, что все идет на нужды патриархии. Никаких расписок, ни подобия учета денег владыка не ведет. Кроме этого существует жесткая такса. Если провинциальный священник хочет получить в Москве приход, он должен принести сребролюбивому владыке от 25 до 50 тысяч американских рублей. Так что бедным его никак не назовешь. Недавно владыка приобрел квартирку на старом Арбате (Староконюшенный переулок, д. 41), пока на подставное, довольно симпатичное женское лицо. И досталась она всего-навсего за 750 тысяч долларов. Необходимо вложить в ремонт еще тысяч триста. Но это уже мелочи.

Безукладный приход

В конце 80-х годов к патриарху обратился главный нарколог Москвы Эдуард Дроздов с предложением восстановить храм в честь иконы Божией Матери “Отрада и Утешение” на Ходынском поле. Он был выстроен великой княгиней Елизаветой Федоровной после убийства мужа - великого князя Сергея Александровича. Просьба Дроздова была удовлетворена. Зарегистрировали общину. Архитектор Эдуард Наседкин подготовил необходимую документацию и в течение 15 лет руководил восстановлением храма-памятника. Понадобилось 9 лет, чтобы поднять его из руин. В 1999 году он был освящен патриархом. Несколько членов общины удостоились церковных наград. Началось восстановление больничного храма святых бессребреников и целителей Космы и Дамиана при Боткинской больнице. Но тут настоятеля отправили на Север России поднимать разоренную епархию.

Владыка Арсений не упустил шанса и назначил нового настоятеля - игумена Феофилакта Безукладникова. Принесло его в Москву откуда-то с дальнего Севера, и попал он поначалу в Оптину пустынь. Когда московская интеллигенция задумала передать храм в музее-усадьбе Шереметевых Русской церкви, то его настоятелем стал 28-летний иеромонах Феофилакт. Поначалу вел себя тихо. Потом вошел в силу и потребовал выделения гектара земли для нужд подворья. И отхапал ее у музея. Первая акция, прославившая ретивого игумена, - разграбление реставрационных мастерских музея в мае 1998 года. Музейщики долго ходили по судам, но поскольку мастерские находились на храмовой земле, то действия Феофилакта были признаны законными.

Тогда-то я начал присматриваться к Феофилакту. Оказывается, Гриша (мирское имя монаха) с детских лет проявлял жгучий интерес к женскому полу. Но родители готовили его к высокой епископской карьере. Широкая натура Гриши (сверстники звали его Распутиным) полностью развернулась, когда он стал настоятелем Останкинского храма. Не пропускал ни одних крестин, выбирал молодых женщин и заставлял их раздеваться догола. Жалобы сыпались на женолюбивого иеромонаха, но он нашел подход к владыке Арсению. Вскоре стал игуменом и был в 2000 году награжден президентом Ельциным медалью ордена “За заслуги перед Отечеством” II степени - “За большой вклад в укрепление гражданского мира и возрождение духовно-нравственных традиций”.

Быть может, президенту стало известно, что Гриша-Феофилакт наконец-то остановил свой выбор на красавице Жанне, которая родила ему очаровательную дочку. Владыка Арсений сделал Феофилакта настоятелем второго храма и благочинным Всехсвятского округа. И раньше-то его не просто было найти. Став благочинным и семейным человеком, он неуловим. Приезжает как-то священник за получением миро, а благочинного нет. Отвечают ему: “Крестит”. Приезжает второй раз. Ему говорят: “Нетути. Отпевает”.

А в новом храме сказал прихожанам: “Я вас всех разгоню!” И действительно, в январе этого года прошла ревизионная проверка. Никаких нарушений не обнаружено, но разогнаны все, кто в течение 15 лет самоотверженно восстанавливал храм. Несмотря на растоптанные судьбы строителей храма и преданные поруганию полученные ими патриаршие награды, действия Феофилакта опять признаны законными. Настоятель приезжает вечерком для того, чтобы опустошить церковную кружку. Забыто восстановление больничного храма. Священники следуют примеру настоятеля и куют деньгу. Благо, что рядом открылся морг. В храме отсутствует дежурный священник - он теперь дежурит в морге. А Феофилакт нацелился на Тульскую кафедру. Собирает деньги для того, чтобы пробиться в епископы.

Больное православие

Это проблемы не только Русской церкви. Первой оказалась поражена Греческая церковь. Греческие священники давно и легально занимаются коммерческой деятельностью. Второй скандал разразился в Иерусалимской церкви. В начале лета был смещен за коррупцию патриарх Ириней. Глава Элладской церкви архиепископ Христодул заявил, что “были приняты все необходимые меры для самоочищения и для защиты священного института Церкви”. Были отправлены на покой два скандальных митрополита и несколько архимандритов.

В России же тишь да гладь. Постоянным членом Священного синода по-прежнему остается митрополит Смоленский и Калининградский Кирилл (Гундяев). Свои первые миллионы он сделал на табачных аферах в середине 90-х годов. Недавно поведал любимой газете “Радонеж” о невинных увлечениях. Вилла в Швейцарии дает возможность заниматься горными лыжами, а уединенный коттедж в Финляндии - плаванием. Владыке скоро 60 лет - важно сохранить хорошую физическую форму для борьбы за патриарший престол. Состояние Гундяева перевалило за миллиард долларов.

Увлекшись служением золотому тельцу, епископы забыли о мудрых словах апостола Павла: “Те же, кто хочет разбогатеть, впадают в искушения и попадаются в капкан множества глупых и вредных желаний, которые тащат людей в пучину крушения и гибели. Корень всех зол - любовь к деньгам. Есть люди, которые в погоне за ними сбились с истинного пути веры и отдали себя во власть неисчислимых терзаний”.

Рады Вас приветствовать! Примерно год назад Вы были последний раз в эфире, и многие неотложные дела, связанные с восстановлением знаменитого, величественного Новоиерусалимского монастыря, который находится в Истре, занимали очень много Вашего времени. Только сейчас мы наконец-то встретились. Как сейчас дела в монастыре, как проходит его восстановление?

– Восстановительные и реставрационные работы в монастыре в основном завершены. В связи с этим 15 ноября к нам прибыли очень высокие гости: Президент Российской Федерации Владимир Владимирович Путин, премьер-министр Правительства Российской Федерации Дмитрий Анатольевич Медведев, Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл – настоятель нашей обители, наш священноархимандрит, и Виктор Зубков, все 9 с лишним лет председатель Правления Благотворительного фонда по восстановлению Воскресенского Ново-Иерусалимского монастыря. Они очень внимательно осмотрели монастырь. Могу сказать, что их пребывание предполагалось в течение часа 15-ти минут, а вместо этого они пробыли в общей сложности 4 часа. Поэтому они все внимательно осмотрели.

Владимир Владимирович был в нашем монастыре 10 лет назад на праздник Рождества Христова, отстояв всю ночную Рождественскую службу, и осмотрел монастырь. И вот теперь, спустя 10 лет, он поделился впечатлениями, что и тогда его поразили, с одной стороны, масштабность этого монастыря, а с другой стороны, огромный объем работы, который необходимо было выполнить. И теперь, после завершения работ, он и другие высокие гости все осмотрели. Можно сказать, для нас это была самая высокая комиссия, которая только возможна на земле (понятно, что есть еще и Божия оценка).

От прибывших высоких гостей оценка была в основном положительная, они все высоко оценили. Но и дали еще поручение передать Русской Православной Церкви и нашему монастырю конный двор и гидросистему с прудами, которые тоже необходимо восстановить, отреставрировать. Но это уже больше относится к Русской Палестине (Новый Иерусалим не может быть без Русской Палестины). И вот теперь, по завершении работ внутри стен монастыря, уже следующим этапом будет восстановление Гефсиманского сада, конного двора и всей гидросистемы, то есть 9-ти прудов, которые Святейший Патриарх Никон выкопал своими руками – он, по сути дела, передвинул реку Истру подальше от стен монастыря, а в старом русле организовал 9 прудов, где разводилась лучшая рыба. И этой рыбой в основном питались монахи, паломники и все трудники, жившие в монастыре.

Совсем недавно прошел Архиерейский Собор, очень много делегаций посещали Ваш монастырь. Расскажите подробнее о делегациях – и что именно поразило и удивило в Вашем монастыре наших дорогих гостей?

– Наверное, самым знаковым посещением был приезд 1 декабря Патриарха Иерусалимского Феофила. Наши русские Патриархи, конечно, неоднократно бывали там, на Святой Земле, но чтобы Иерусалимский патриарх прибыл в Новый Иерусалим – это было впервые за всю историю. Мы знали, что Патриарх Феофил хотел к нам приехать, и неоднократно, но вот только сейчас это состоялось. И он с огромным удовлетворением прошелся по всей обители, особенно по Воскресенскому собору. Для него, конечно, было очень трепетно сравнить, как там, на Святой Земле, и как здесь все сделано и устроено. Он тоже был очень доволен, поражен, сказал много добрых, теплых слов. Встреча была очень непринужденная – он благословил всех детей, всем раздал иконочки, очень много останавливался, говорил – даже говорил про красоту, что если кто-то будет нас упрекать за нее, то мы должны объяснить, что красота церковная призвана к тому, чтобы и в душе у нас тоже была красота. Очень много сказал хороших назидательных слов. Встреча была неформальная, спокойная.

Кроме того, нашу обитель посетили делегация Чешских земель и Словакии во главе с митрополитом Ростиславом и делегация Американской Православной Церкви во главе с митрополитом Американским и Канадским Тихоном, делегация Болгарской Православной Церкви во главе с митрополитом Ловчанским Гавриилом; приезжали архиереи, которые имели желание и возможность, были свободны и посещали наш монастырь частным образом. Мы едва успевали просить наших экскурсоводов, чтобы они могли все показать, объяснить, рассказать. Мы тоже были рады такому естественному посещению и что молва о нас растет.

По сути дела, в эти дни исполнилась мечта Святейшего Патриарха Никона, его искреннее, горячее желание, чтобы Новый Иерусалим стал всемирным центром Православия, куда бы прибывали архиереи, священники, монахи, миряне разных Поместных Православных Церквей, где бы они молились и славили Бога, в Троице славимого и поклоняемого, на разных языках мира. Вот это и происходило – и у гроба Господня, и на голгофе, и у других святынь все молились на разных языках. И для нас это было огромное воодушевление, что одна из целей, ради которой Патриарх Никон построил Новый Иерусалим, сейчас начала осуществляться. Для нас это было очень утешительно.

Зачастую в храмы и монастыри приходит очень много людей, но, наверное, добрая половина их – самые настоящие туристы, которые просто приходят посмотреть и редко понимают, что здесь происходит. Как в монастыре устроен прием туристов или паломников? Как вы боретесь с какими-то проблемами? Ведь и в шортах в храм нельзя войти, и с непокрытой головой у нас не принято женщинам входить.

– Мы стараемся держаться такого принципа – если к нам приезжает турист, чтобы он вышел от нас паломником за время его пребывания в святой обители, когда он видит эту прекрасную архитектуру, слышит пение, чтение, богослужение. Самое главное – благодать Божия, которая там почивает. Когда он преклоняется перед этими святынями, молится перед ними, его душа в это время меняется.

У нас реставраторы рассказывали интересную вещь. Когда они были студентами архитектурных институтов, их посылали описывать и обмерять разрушенные закрытые монастыри. И там, казалось бы, не было монахов, но они таким образом изучали наше народное достояние. Они вспоминают, что именно там они стали верующими: даже разрушенные своды, алтарные апсиды, колонны и то меняют душу. Тем более теперь, когда эта красота восстановлена и находится в том достойном виде, как и замышлял ее строитель – Патриарх Никон, и так, как подобает быть в Церкви, чтобы все было благообразно и по чину, – это производит и должно производить огромное впечатление на каждого человека. И поэтому равнодушных людей не остается, все действительно бывают потрясены, кто больше, кто меньше, но на каждого свое воздействие производит святая обитель.

И наша задача состоит в том, чтобы быть именно мелкими сошками в руках Божиих и постараться послужить каждому, кто приходит в святую обитель. Можно сказать, что за эти годы все-таки степень воцерковленности становится больше: уже больше людей, которые слышат о Боге, о Церкви, уже нет такого дремучего незнания, которое было в прежние десятилетия, особенно после распада Советского Союза, после многих безбожных десятилетий. Сейчас ситуация, конечно, уже поменялась, стала другой.

Но когда мы стоим на Исповеди, порой подходит до 50% людей, у которых эта Исповедь первая в жизни. Это я говорю как священник, который сам принимает Исповеди. И поэтому у нас стоит задача, чтобы их первое соприкосновение с Церковью, с Богом через святые таинства стало первой ступенькой, но не последней. И мы стараемся им помочь встать на первую ступень: как Божия Матерь, Которую привели в храм родители, поставили на первую ступеньку, а уже остальные 15 Она пошла Сама. Вот и у нас стоит такая же задача – помочь им встать на путь духовной жизни.

А так, что касается встречи туристов, паломников, – монастырь заключает очень много договоров, чуть ли не ежедневно, с разными турфирмами, операторами, компаниями и затем, уже опираясь на эти договоры, к нам приезжает очень много самых разных делегаций. Могу сказать, что на сегодня в монастыре работает 5 операторов, которые принимают телефонные звонки, заявки экскурсионных групп, и трудятся 19 экскурсоводов, которые порой едва успевают водить одну группу за другой.

Люди слышат про новый монастырь, радуются, что он воссоздан, что его передали Церкви и что он пребывает в такой красоте и достойном благолепии, и стремятся сюда приехать (я уже не говорю просто о «сарафанном радио», когда люди рассказывают это друг другу), народная молва идет – и все стараются приехать. Поэтому у нас бывает очень много людей и летом, и в церковные и государственные праздники, и на каникулах. Понятно, что в рабочий день, когда все в основном работают или учатся, бывают какие-то единичные экскурсии – это могут быть люди преклонного возраста, пенсионеры, но и то люди приезжают. А вот в субботу, воскресенье, праздники (теперь вот будут длинные зимние каникулы) бывает очень много людей.

Я был в городе Истре неоднократно и посещал монастырь. И действительно, город обычный, как и многие тысячи городов по всей матушке России, но монастырь очень величественный. Некоторые мои неверующие знакомые, жители славной Истры, высказывали такое мнение: «Зачем нужно вкладывать деньги в храмы, если их можно вложить в инфраструктуру города, построить дороги и так далее?» И таких людей много, вопрос очень острый, не только у нас встречается, а много где еще, когда почему-то храм в благолепии, а вокруг большая разруха. Что отвечать таким людям?

– На самом деле, здесь нет противоречия или оно несколько искусственное. Храм для нас – это величайшая святыня, это место особенного присутствия Божия. Если говорить про наш монастырь, то ему уже 360 лет. Мы восстанавливаем ту порушенную святыню, которая была закрыта в 1919 году – именно тогда началось ее первое разорение. И особенно сильно она была разрушена во время Великой Отечественной войны, после двухнедельной немецкой оккупации, когда фашисты, уходя, взорвали собор и все высокие постройки монастыря. И до конца этот процесс восстановления не был совершен до сегодняшнего дня. Поэтому такую великую святыню и наше народное достояние мы обязательно должны восстанавливать.

Представьте себе, что в храмах (это Небо на земле) совершается то великое дело спасения, ради которого мы все здесь, на земле, и живем. Чтобы у нас был смысл жизни, чтобы мы готовились к вечности и чтобы Царство Божие, пришедшее в силе, уже сейчас началось в нашем сердце, в нашей душе. В том числе и во время Рождественского поста мы готовимся, чтобы сердце каждого из нас стало тем вертепом, где бы смог возлечь Богомладенец Христос. Поэтому, придя на Рождественскую службу, мы должны постараться достичь этой цели, насколько это в меру наших сил и возможностей.

То же самое в отношении исторической самоидентификации всей нашей нации и каждой личности: мы не можем быть без таких памятников истории и культуры. Есть такой закон, что если убрать все памятники и святыни, то через одно поколение это уже будет не народ, а какая-то масса, которую можно будет направить куда угодно, – те, кто не знает ни своей истории, ни своих святынь, ни своих корней: с такими можно вытворять все что угодно. Мы такими ни в коем случае не должны стать.

А что касается других систем (ЖКХ, дорог), то все это нужно делать. Но если мы станем верующими, если между нами будет в большей степени Христос, то тогда и поведение людей будет другое. И здесь те средства, которые мы потратили на храмы Божии, на монастыри, ничтожны в сравнении с бюджетом, который вообще есть у нас в стране и в каждом районе. Здесь наоборот: одно приносит только благо для другого.

То же самое могу сказать по Истре. Как теперь расцветает город! Как много там решается самых разных проблем, как он благоукрашается! Ведь Новоиерусалимский монастырь тянет за собой и все остальное: теперь уже рядом не может быть какой-то полуразрухи, какой-то грязи, все подтягивается одно за другим, оно как бы влечет. Так и должно быть: для монахов образец, пример – это ангелы, а для мирян – монахи. Когда эта цепочка выстраивается, то все начинает тянуться кверху, к Богу, одно за другим, как за паровозом. То же самое во всей нашей жизни – социальной, бытовой, когда возникает Церковь, Бог приходит в нашу жизнь, она вся подтягивается, становится лучше.

Как и много веков назад, вокруг монастырей собирались поселения, вырастали в целые города, и жили, и кормились за счет обители.

– Наш Новоиерусалимский монастырь стал в прямом смысле слова градообразующим для города Истры – город Воскресенск (так он назывался до 1930 года) получил при императрице Екатерине статус сразу и города, и уезда, ведь в нем проживало 28 000 человек. Представьте себе две деревни, в которых население 28 000 человек – разве это мало? Они трудились в монастыре, служили паломникам, принимали их, привозили-отвозили, изготавливали и реализовывали для них сувениры, кормили их: город этим жил, в этом участвовал.

Наш телезритель задает вопрос: «Почему сейчас монастыри не закрыты от мира?» (видимо, считает, что монастыри должны быть как раз закрытыми).

– Дело в том, что есть разные традиции монашеской жизни. Например, в Греции монастыри, как правило, более уединенные от мирских людей и вообще от мирской жизни. Там исторически было так, что монахи 5 дней в неделю уходили в более глубинную, сокровенную часть монастыря, где они молились уже без доступа мирских лиц и трудились в виноградниках, или хлеб растили, или ухаживали за монастырской скотиной. И только в субботу, в воскресенье или в праздники они приходили в храмы, куда имели доступ и миряне. Порой даже в таких храмах прямо посередине была стена, так что миряне были в одной половине, а монахи в другой: они совершали богослужение, и люди его слышали, слышали пение, чтение, но самих монахов не видели.

В русской традиции монастыри более открыты – даже так и говорится, что монах уходит из мира, чтобы служить миру. Это уже тоже древняя русская монашеская традиция, которая сложилась у нас. Хотя и у нас при монастырях бывают скиты, куда нет доступа мирским лицам, особенно женщинам (порой только раз в год, например, в Неделю жен-мироносиц, туда разрешают приходить и женщинам на богослужение). У монахов там более уединенная жизнь. Такая традиция у нас тоже есть, – но в большинстве случаев наши монастыри общежительные, они более открыты для мира, на богослужении присутствуют ежедневно и монашествующие, и миряне. И даже порой послушания наряду с монахами исполняют паломники, которые приезжают в монастырь пожить, помолиться, потрудиться в период отпуска, или на каникулах, или в период каких-то праздников. Такова традиция русского монашества.

Можно ли отречься от мира, не идя в монастырь?

– Можно, но это сложнее. Когда у нас все монастыри были закрыты после революции, то монашество все равно сохранялось. Это было так называемое тайное монашество, когда человек принимал монашество, а потом продолжал ходить в мирской одежде и работать на какой-то гражданской работе. И даже мог причащаться с мирским именем – о том, что он монах, не знал даже духовник. Порой даже после смерти его как мирянина и хоронили, а иногда находили только какую-то котомочку, где была записка, что он на самом деле монах или монахиня, и уже отпевали как монаха с монашеским именем. Это так называемое тайное монашество.

Интересно, что в период тайного монашества и тайных монастырей и процветало в нашей Церкви старчество. Например, в дореволюционное время богословы говорили: «Ну, уж точно, старчество может быть только в открытых, действующих монастырях». Нет, Дух Святой дышит где хочет, когда хочет и через кого хочет. И поэтому при таком тайном монашестве, при тайных монастырях, при неофициальных, незарегистрированных общинах, когда человек принимал монашество, он жил и был монахом только для Бога, выполняя монашеские обеты. Все это сохранялось, и были среди них великие старцы.

Но все-таки для того монастыри и создаются, чтобы в них было удобнее, сподручнее спасаться. Ведь если посмотреть, что такое жизнь в монастыре, что такое монастырский устав, то там все направлено к тому, чтобы помочь человеку спастись, помочь ему сделаться иным, другим, измениться в лучшую сторону. И если в миру нас толкают в грудь, против течения, чтобы нам было трудно идти в Царствие Небесное, то в монастыре будут толкать в спину, помогая идти в рай, в Царствие Небесное. В этом смысл монастыря: там объединяются все люди, которые хотят спастись, опираясь на монашеские принципы, монашеские устои, уставы монашеской жизни. Вместе удобнее, сподручнее спасаться, достигать Царствия Небесного.

Вопрос телезрительницы: «Очень хороший канал „Союз”, канал „Спас” тоже, но очень мало идет библейских фильмов. Скажите, можно ли детям показывать по интернету западные фильмы про Иисуса Христа, про Матерь Божию, про апостолов?»

– Западные фильмы – в основном католические или протестантские, в которых их создатели (сценаристы, режиссеры, актеры) показывают нам свой подход, свое понимание, тот образ, который они исповедуют. Это не всегда бывает согласно с православным вероучением. Поэтому нам прежде всего надо знать наше православное вероучение, Священное Писание и толкование Священного Писания, чтобы какие-то искажения, неточности или извращения веры не пришли бы к нам в наше сознание через просмотры этих фильмов. Те, кто уже знаком с православным вероучением, могут посмотреть этот фильм, если там нет ничего душевредного или растлевающего. Но здесь надо иметь определенное рассуждение и фильтр. То есть не все фильмы стоит смотреть. Надо всегда помнить, как апостол Павел говорит: «Все мне позволено, но не все полезно». Или: «Все мне позволено, но не все назидает».

Записала Елена Кузоро

Служение золотому тельцу в разгаре


Веками сложилось в православной церкви убеждение, что монахи должны жить в монастыре. ХХ век внес свои коррективы - монахи теперь служат на приходах в городах, активно занимаются стяжанием денег, постоянно общаются с женщинами. При этом уверяют себя и верующих, что не испытывают никакого соблазна. И вот что самое удивительное - мир их любит! Вспоминается случай из жизни первых монахов-пустынников. Один молодой монах спросил у старца: “Отче, должен ли я теперь полностью отречься от мира?” - “Не беспокойся, - отвечал старец, - если твоя жизнь действительно будет христианской, мир сам немедленно отречется от тебя!”

Формально епископом Москвы считается Святейший Патриарх Алексий II, но по сути рулит духовной и материальной жизнью столицы владыка Арсений, его викарий. Сегодня в столице около 600 храмов. Первопрестольная разделена на благочиния - их 15. Во главе каждого - священник или монах. Благочинные отчитываються перед владыкой Арсением. Недавно он почувствовал себя ущемленным. В беседе с близким священником признался: “Какой-то ставрополец (так называют в церковных кругах епископа Ставропольского и Чеченского Феофана) давно владеет роскошной квартирой на старом Арбате, выстроил дачу на Николиной Горе. А я вынужден ютиться в квартирке на Олимпийском проспекте да коротать дни в патриаршей резиденции в Переделкине”.
Эта жалоба немедленно достигла благочинных. Раз в полгода являются они к владыке с отчетами и пухлыми конвертами. Каждый приносит как минимум полмиллиона российской валюты. Как распоряжается владыка Арсений этими приношениями - никто не знает. Говорит, что все идет на нужды патриархии. Никаких расписок, ни подобия учета денег владыка не ведет. Кроме этого существует жесткая такса. Если провинциальный священник хочет получить в Москве приход, он должен принести сребролюбивому владыке от 25 до 50 тысяч американских рублей. Так что бедным его никак не назовешь. Недавно владыка приобрел квартирку на старом Арбате (Староконюшенный переулок, д. 41), пока на подставное, довольно симпатичное женское лицо. И досталась она всего-навсего за 750 тысяч долларов. Необходимо вложить в ремонт еще тысяч триста. Но это уже мелочи.
Безукладный приход
В конце 80-х годов к патриарху обратился главный нарколог Москвы Эдуард Дроздов с предложением восстановить храм в честь иконы Божией Матери “Отрада и Утешение” на Ходынском поле. Он был выстроен великой княгиней Елизаветой Федоровной после убийства мужа - великого князя Сергея Александровича. Просьба Дроздова была удовлетворена. Зарегистрировали общину. Архитектор Эдуард Наседкин подготовил необходимую документацию и в течение 15 лет руководил восстановлением храма-памятника. Понадобилось 9 лет, чтобы поднять его из руин. В 1999 году он был освящен патриархом. Несколько членов общины удостоились церковных наград. Началось восстановление больничного храма святых бессребреников и целителей Космы и Дамиана при Боткинской больнице. Но тут настоятеля отправили на Север России поднимать разоренную епархию.
Владыка Арсений не упустил шанса и назначил нового настоятеля - игумена Феофилакта Безукладникова. Принесло его в Москву откуда-то с дальнего Севера, и попал он поначалу в Оптину пустынь. Когда московская интеллигенция задумала передать храм в музее-усадьбе Шереметевых Русской церкви, то его настоятелем стал 28-летний иеромонах Феофилакт. Поначалу вел себя тихо. Потом вошел в силу и потребовал выделения гектара земли для нужд подворья. И отхапал ее у музея. Первая акция, прославившая ретивого игумена, - разграбление реставрационных мастерских музея в мае 1998 года. Музейщики долго ходили по судам, но поскольку мастерские находились на храмовой земле, то действия Феофилакта были признаны законными.
Тогда-то я начал присматриваться к Феофилакту. Оказывается, Гриша (мирское имя монаха) с детских лет проявлял жгучий интерес к женскому полу. Но родители готовили его к высокой епископской карьере. Широкая натура Гриши (сверстники звали его Распутиным) полностью развернулась, когда он стал настоятелем Останкинского храма. Не пропускал ни одних крестин, выбирал молодых женщин и заставлял их раздеваться догола. Жалобы сыпались на женолюбивого иеромонаха, но он нашел подход к владыке Арсению. Вскоре стал игуменом и был в 2000 году награжден президентом Ельциным медалью ордена “За заслуги перед Отечеством” II степени - “За большой вклад в укрепление гражданского мира и возрождение духовно-нравственных традиций”.
Быть может, президенту стало известно, что Гриша-Феофилакт наконец-то остановил свой выбор на красавице Жанне, которая родила ему очаровательную дочку. Владыка Арсений сделал Феофилакта настоятелем второго храма и благочинным Всехсвятского округа. И раньше-то его не просто было найти. Став благочинным и семейным человеком, он неуловим. Приезжает как-то священник за получением миро, а благочинного нет. Отвечают ему: “Крестит”. Приезжает второй раз. Ему говорят: “Нетути. Отпевает”.
А в новом храме сказал прихожанам: “Я вас всех разгоню!” И действительно, в январе этого года прошла ревизионная проверка. Никаких нарушений не обнаружено, но разогнаны все, кто в течение 15 лет самоотверженно восстанавливал храм. Несмотря на растоптанные судьбы строителей храма и преданные поруганию полученные ими патриаршие награды, действия Феофилакта опять признаны законными. Настоятель приезжает вечерком для того, чтобы опустошить церковную кружку. Забыто восстановление больничного храма. Священники следуют примеру настоятеля и куют деньгу. Благо, что рядом открылся морг. В храме отсутствует дежурный священник - он теперь дежурит в морге. А Феофилакт нацелился на Тульскую кафедру. Собирает деньги для того, чтобы пробиться в епископы.
Больное православие
Это проблемы не только Русской церкви. Первой оказалась поражена Греческая церковь. Греческие священники давно и легально занимаются коммерческой деятельностью. Второй скандал разразился в Иерусалимской церкви. В начале лета был смещен за коррупцию патриарх Ириней. Глава Элладской церкви архиепископ Христодул заявил, что “были приняты все необходимые меры для самоочищения и для защиты священного института Церкви”. Были отправлены на покой два скандальных митрополита и несколько архимандритов.
В России же тишь да гладь. Постоянным членом Священного синода по-прежнему остается митрополит Смоленский и Калининградский Кирилл (Гундяев). Свои первые миллионы он сделал на табачных аферах в середине 90-х годов. Недавно поведал любимой газете “Радонеж” о невинных увлечениях. Вилла в Швейцарии дает возможность заниматься горными лыжами, а уединенный коттедж в Финляндии - плаванием. Владыке скоро 60 лет - важно сохранить хорошую физическую форму для борьбы за патриарший престол. Состояние Гундяева перевалило за миллиард долларов.
Увлекшись служением золотому тельцу, епископы забыли о мудрых словах апостола Павла: “Те же, кто хочет разбогатеть, впадают в искушения и попадаются в капкан множества глупых и вредных желаний, которые тащат людей в пучину крушения и гибели. Корень всех зол - любовь к деньгам. Есть люди, которые в погоне за ними сбились с истинного пути веры и отдали себя во власть неисчислимых терзаний”.

Архимандрит Феофилакт (в миру Григорий Александрович Безукладников ; 1 декабря , Пермская область , РСФСР) - священнослужитель Русской православной церкви , архимандрит , наместник Новоиерусалимского монастыря .

Биография

Родился 1 декабря 1963 года в городе Оса Пермской области в семье священника . Был пятым из двенадцати детей .

После окончания средней школы города Чёрмоз поступил в Одесскую духовную семинарию . По его словам: «Это был советский период, и мои документы отказались принять в духовные школы Москвы и Ленинграда. Тогда были строгие законы, и юноши моложе 17 лет не допускались до экзаменов, а в Одессе мои документы как-то приняли и вскоре вызвали на экзамены» .

Отслужив два года в армии, поступил на второй год обучения в Московскую духовную семинарию . В конце учёбы поступил в число братии Свято-Троицкой Сергиевой лавры .

После окончания семинарии 3 июля 1987 года был пострижен в монашество с наречением имени в честь преподобного Феофилакта исповедника, епископа Никомидийского .

30 мая 1988 года был рукоположён в сан иеромонаха .

С 15 декабря 2004 года был членом московского Епархиального совета .

С 2005 года по 2008 год - настоятель храма Иконы Божией Матери «Отрада и Утешение» .

6 мая 2008 года указом Патриарха Московского и всея Руси Алексия II игумен Феофилакт (Безукладников) назначен наместником Воскресенского Ново-Иерусалимского ставропигиального мужского монастыря .

12 декабря 2008 года указами митрополита Крутицкого и Коломенского Ювеналия , в связи с назначением на должность наместника Ново-Иерусалимского монастыря, освобождён от должности благочинного храмов Всехсвятского округа Москвы и должности председателя Богослужебной комиссий при Епархиальном совете Москвы .

На период его наместничества пришлась самая большая за всю историю реконструкция и реставрация. В 2008 году после посещения Новоиерусалимского монастыря первыми лицами государства, для воссоздания исторического облика и восстановления святой обители был создан Благотворительный Фонд, сопредседателями попечительского совета которого стали Патриарх Кирилл и премьер Дмитрий Анатольевич Медведев .

25 сентября 2011 года в храме Рождества Христова Ново-Иерусалимского монастыря Патриарх Московский и всея Руси Кирилл прочитал молитвы над игуменом Феофилактом и вручил ему игуменский жезл .

14 августа 2015 года освятил новое здание, построенное для музея «Новый Иерусалим»

8 мая 2016 года Патриарх Московский и всея Руси Кирилл совершил чин великого освящения Воскресенского собора Ново-Иерусалимского ставропигиального монастыря и на малом всходе возвёл игумена Феофилакта в сан архимандрита .

Напишите отзыв о статье "Феофилакт (Безукладников)"

Примечания

Отрывок, характеризующий Феофилакт (Безукладников)

Между тем с фронта другая колонна должна была напасть на французов, но при этой колонне был Кутузов. Он знал хорошо, что ничего, кроме путаницы, не выйдет из этого против его воли начатого сражения, и, насколько то было в его власти, удерживал войска. Он не двигался.
Кутузов молча ехал на своей серенькой лошадке, лениво отвечая на предложения атаковать.
– У вас все на языке атаковать, а не видите, что мы не умеем делать сложных маневров, – сказал он Милорадовичу, просившемуся вперед.
– Не умели утром взять живьем Мюрата и прийти вовремя на место: теперь нечего делать! – отвечал он другому.
Когда Кутузову доложили, что в тылу французов, где, по донесениям казаков, прежде никого не было, теперь было два батальона поляков, он покосился назад на Ермолова (он с ним не говорил еще со вчерашнего дня).
– Вот просят наступления, предлагают разные проекты, а чуть приступишь к делу, ничего не готово, и предупрежденный неприятель берет свои меры.
Ермолов прищурил глаза и слегка улыбнулся, услыхав эти слова. Он понял, что для него гроза прошла и что Кутузов ограничится этим намеком.
– Это он на мой счет забавляется, – тихо сказал Ермолов, толкнув коленкой Раевского, стоявшего подле него.
Вскоре после этого Ермолов выдвинулся вперед к Кутузову и почтительно доложил:
– Время не упущено, ваша светлость, неприятель не ушел. Если прикажете наступать? А то гвардия и дыма не увидит.
Кутузов ничего не сказал, но когда ему донесли, что войска Мюрата отступают, он приказал наступленье; но через каждые сто шагов останавливался на три четверти часа.
Все сраженье состояло только в том, что сделали казаки Орлова Денисова; остальные войска лишь напрасно потеряли несколько сот людей.
Вследствие этого сражения Кутузов получил алмазный знак, Бенигсен тоже алмазы и сто тысяч рублей, другие, по чинам соответственно, получили тоже много приятного, и после этого сражения сделаны еще новые перемещения в штабе.
«Вот как у нас всегда делается, все навыворот!» – говорили после Тарутинского сражения русские офицеры и генералы, – точно так же, как и говорят теперь, давая чувствовать, что кто то там глупый делает так, навыворот, а мы бы не так сделали. Но люди, говорящие так, или не знают дела, про которое говорят, или умышленно обманывают себя. Всякое сражение – Тарутинское, Бородинское, Аустерлицкое – всякое совершается не так, как предполагали его распорядители. Это есть существенное условие.
Бесчисленное количество свободных сил (ибо нигде человек не бывает свободнее, как во время сражения, где дело идет о жизни и смерти) влияет на направление сражения, и это направление никогда не может быть известно вперед и никогда не совпадает с направлением какой нибудь одной силы.
Ежели многие, одновременно и разнообразно направленные силы действуют на какое нибудь тело, то направление движения этого тела не может совпадать ни с одной из сил; а будет всегда среднее, кратчайшее направление, то, что в механике выражается диагональю параллелограмма сил.
Ежели в описаниях историков, в особенности французских, мы находим, что у них войны и сражения исполняются по вперед определенному плану, то единственный вывод, который мы можем сделать из этого, состоит в том, что описания эти не верны.
Тарутинское сражение, очевидно, не достигло той цели, которую имел в виду Толь: по порядку ввести по диспозиции в дело войска, и той, которую мог иметь граф Орлов; взять в плен Мюрата, или цели истребления мгновенно всего корпуса, которую могли иметь Бенигсен и другие лица, или цели офицера, желавшего попасть в дело и отличиться, или казака, который хотел приобрести больше добычи, чем он приобрел, и т. д. Но, если целью было то, что действительно совершилось, и то, что для всех русских людей тогда было общим желанием (изгнание французов из России и истребление их армии), то будет совершенно ясно, что Тарутинское сражение, именно вследствие его несообразностей, было то самое, что было нужно в тот период кампании. Трудно и невозможно придумать какой нибудь исход этого сражения, более целесообразный, чем тот, который оно имело. При самом малом напряжении, при величайшей путанице и при самой ничтожной потере были приобретены самые большие результаты во всю кампанию, был сделан переход от отступления к наступлению, была обличена слабость французов и был дан тот толчок, которого только и ожидало наполеоновское войско для начатия бегства.

Наполеон вступает в Москву после блестящей победы de la Moskowa; сомнения в победе не может быть, так как поле сражения остается за французами. Русские отступают и отдают столицу. Москва, наполненная провиантом, оружием, снарядами и несметными богатствами, – в руках Наполеона. Русское войско, вдвое слабейшее французского, в продолжение месяца не делает ни одной попытки нападения. Положение Наполеона самое блестящее. Для того, чтобы двойными силами навалиться на остатки русской армии и истребить ее, для того, чтобы выговорить выгодный мир или, в случае отказа, сделать угрожающее движение на Петербург, для того, чтобы даже, в случае неудачи, вернуться в Смоленск или в Вильну, или остаться в Москве, – для того, одним словом, чтобы удержать то блестящее положение, в котором находилось в то время французское войско, казалось бы, не нужно особенной гениальности. Для этого нужно было сделать самое простое и легкое: не допустить войска до грабежа, заготовить зимние одежды, которых достало бы в Москве на всю армию, и правильно собрать находившийся в Москве более чем на полгода (по показанию французских историков) провиант всему войску. Наполеон, этот гениальнейший из гениев и имевший власть управлять армиею, как утверждают историки, ничего не сделал этого.
Он не только не сделал ничего этого, но, напротив, употребил свою власть на то, чтобы из всех представлявшихся ему путей деятельности выбрать то, что было глупее и пагубнее всего. Из всего, что мог сделать Наполеон: зимовать в Москве, идти на Петербург, идти на Нижний Новгород, идти назад, севернее или южнее, тем путем, которым пошел потом Кутузов, – ну что бы ни придумать, глупее и пагубнее того, что сделал Наполеон, то есть оставаться до октября в Москве, предоставляя войскам грабить город, потом, колеблясь, оставить или не оставить гарнизон, выйти из Москвы, подойти к Кутузову, не начать сражения, пойти вправо, дойти до Малого Ярославца, опять не испытав случайности пробиться, пойти не по той дороге, по которой пошел Кутузов, а пойти назад на Можайск и по разоренной Смоленской дороге, – глупее этого, пагубнее для войска ничего нельзя было придумать, как то и показали последствия. Пускай самые искусные стратегики придумают, представив себе, что цель Наполеона состояла в том, чтобы погубить свою армию, придумают другой ряд действий, который бы с такой же несомненностью и независимостью от всего того, что бы ни предприняли русские войска, погубил бы так совершенно всю французскую армию, как то, что сделал Наполеон.

ИКОНА СВЯТОЙ ЗЕМЛИ


Пятнадцать лет назад в Воскресенском Ново-Иерусалимском ставропигиальном мужском монастыре под Москвой после 75-летнего перерыва началось возрождение богослужебной и монашеской жизни. Еще одной важной точкой отсчета в его новейшей истории стал прошлый год, когда Священноначалие Русской Православной Церкви и высшее руководство Российского государства приняли решение о проведении масштабных работ по восстановлению Ново-Иерусалимской обители. Сделаны первые шаги к возвращению Ново-Иерусалимскому монастырю прежнего духовного значения, к воссозданию былой красоты и благолепия этого уникального памятника русского церковного зодчества. Год назад сменилось руководство обители. Наместником монастыря был назначен известный московский священник игумен Феофилакт (Безукладников). Недавно в Ново-Иерусалимской обители с ним встретились и побеседовали сотрудники журнала «Русский инок». Предлагаем вниманию читателей запись беседы с игуменом Феофилактом.

Почему восстановлению Ново-Иерусалимского монастыря придается сейчас такое большое значение?

— Ново-Иерусалимский монастырь заслуживает особого отношения к себе. Но не потому, что он лучше других монастырей. А потому, что в основе его создания лежит особый замысел. Святейший Патриарх Никон и царь Алексей Михайлович обнаружили, что местность, где впоследствии расположилась Ново-Иерусалимская обитель, очень напоминает Святую Землю. Их заслугой было то, что они увидели здесь Русскую Палестину. Святейший Патриарх Никон очень часто проезжал мимо этих мест, когда направлялся на Валдай, в Иверский монастырь, строительством которого он руководил в тот период. В пути Святейший Патриарх Никон довольно часто останавливался в селе Воскресенском — теперь это город Истра.

Село Воскресенское с одноименной церковью стояло на пересечении Московской, Звенигородской и Волоколамской дорог, а в его окрестностях находились села с древними деревянными храмами в честь Рождества Христова, Преображения Господня и Вознесения Господня. Патриарх обратил внимание на то, что Промыслом Божиим эти села располагались по отношению к селу Воскресенскому в соответствии с топографией Святой Земли, то есть так, как располагаются по отношению к Святому граду Иерусалиму Вифлеем, Галилея и Елеон. А протекающая здесь с севера на юг узкая и быстрая река Истра очень походит на Иордан. Все эти промыслительные совпадения знаменовали богозданность, предуготованность Русской Палестины. Поэтому именно здесь Патриарх Никон учредил святую обитель, в которой были воссозданы основные святыни христианской Палестины и храма Гроба Господня.

Новый Иерусалим создавался как пространственная икона Святой Земли. Не буквальное ее повторение, а икона, образ тех святых мест, где Христос Спаситель совершил Свой Крестный подвиг.

Патриарха Никона побудили к этому и другие серьезные причины. Триста лет назад очень немногие православные русские люди могли побывать на Святой Земле — и за дальностью расстояния, и потому, что там часто шли войны. Но они жаждали поклониться святыням, связанным с земной жизнью Спасителя. Святейший Патриарх Никон дал им возможность сделать это в Русской Палестине.

Мы знаем, что обретен Животворящий Крест Господень, освященный самой Кровью Христовой. Но, помимо него, есть великое множество крестов, которые освящены молитвой, святой водой, каждением. И каждый из этих крестов спасает, сохраняет и ограждает нас от козней диавольских. Наряду с огромным количеством чудотворных икон существует и великое множество списков с них. Но и списки с икон, прославленных чудотворениями, после того, как их освятят молитвой, святой водой, каждением, становятся источниками благодати.

То же самое можно сказать и о святынях Ново-Иерусалимского монастыря. Верующим людям, которые испытывают глубокое религиозное чувство благоговения, почтения, преклонения перед ними, Господь дарует благодать Божию. В Ново-Иерусалимском монастыре и в окрестностях его совершалось и совершается множество чудес, например, в Силоамской купели, на источнике, который бьет в середине Сионского холма, поблизости от обители. До революции издавались целые тома с записью чудес, зафиксированных в этом месте.

Еще одно чудесное событие. Предание гласит, что на месте обретения Честного Животворящего Креста Господня в древнем Иерусалиме забил источник. Такое же чудо произошло и в Новом Иерусалиме. Когда Святейший Патриарх Никон построил здесь подземную церковь, он захотел на месте, соответствующем тому, где в Иерусалиме был закопан Крест Христов, создать придел в честь Воздвижения Честного и Животворящего Креста Господня. Когда началось сооружение придела, на этом месте тоже забил источник. Пока Святейший Патриарх Никон жил в Ново-Иерусалимском монастыре, он пил воду только из этого источника. Вода в нем не иссякает и до сих пор.

Вот почему, когда мы говорим об отношении к Новому Иерусалиму, нужно иметь в виду, что этот монастырь стоит не в общем ряду российских обителей. Мы преклоняемся перед монастырями, где обитали такие великие подвижники, как преподобные Сергий Радонежский или Савва Сторожевский. Вокруг них собралась братия, поблизости начали селиться миряне. Возникли поселения, а потом и целые города.

В Новом Иерусалиме мотив был иной. Надо сказать и о том, что Святейший Патриарх Никон хотел превратить этот монастырь во всемирный центр Православия. Он думал устроить здесь 365 приделов, по числу дней в году, так чтобы в монастыре каждый день отмечался храмовый или престольный праздник. Причем устроить их так, чтобы эти приделы были освящены в честь святых угодников Божиих разных Поместных Православных Церквей. Цель заключалась в том, чтобы священники или миряне других Церквей могли здесь славить Господа на разных языках мира и чувствовать себя здесь не как в гостях, а как дома.

Наконец, Святейший Патриарх Никон хотел отобразить здесь тот священный момент, когда, согласно Апокалипсису, в конце времен с неба сойдет новый град, Новый Иерусалим, в котором праведники обретут вечную жизнь и спасение. Опираясь на Священное Писание и на творения святых отцов, он постарался воплотить этот замысел в архитектуре.

Все эти моменты объясняют, почему Ново-Иерусалимская обитель заслуживает особого отношения. Родилось оно не сегодня. Это не следствие какого-то импульсивного решения. До революции наш монастырь посещали практически все царственные особы. По традиции здесь было царское богомолье. В монастыре устраивали приделы в честь рождения наследников или восшествия их на престол. Так что к Ново-Иерусалимскому монастырю и раньше было особое отношение.

— И вот теперь снова к Ново-Иерусалимскому монастырю проявляют интерес самые высокие представители светской власти.

— Это очень радует. В прошлом году глава Российского государства Дмитрий Анатольевич Медведев обратился к Святейшему Патриарху Алексию II с вопросом, в восстановлении какой из святынь Русской Православной Церкви Его Святейшество посоветовал бы поучаствовать новоизбранному Президенту. Святейший Патриарх Алексий II выбрал Ново-Иерусалимский монастырь. Глава Российского государства и Предстоятель Русской Православной Церкви сошлись во мнении о важности и необходимости восстановления этой обители, дабы Ново-Иерусалимский монастырь обрел прежнее благолепие и смог выполнять свое великое предназначение. Святейший Патриарх Никон создавал этот монастырь как проповедь христианства в камне. Здесь все имеет глубокое символическое значение. Здесь все исполнено тайны, которая открывается не всем и не сразу.

В Вашей прежней жизни были какие-то точки соприкосновения с Ново-Иерусалимским монастырем?

— До назначения на должность наместника я приезжал в этот монастырь дважды. Первый раз — с участниками паломнической поездки, организованной приходом московского храма Живоначальной Троицы в Останкине, где я был и продолжаю быть настоятелем. Мы привезли в монастырь воскресную школу — более 40 детишек. Экскурсию для нас провели верующие люди из числа сотрудников музея. Такие были в прошлом и сейчас есть. Мы посетили скит, где я отслужил водосвятный молебен. Все — и взрослые, и дети — искупались в Иордане. Домой приехали в приподнятом, праздничном настроении. Это было, хорошо помню, на второй неделе Великого поста, незадолго до возвращения обители Русской Православной Церкви. В нынешнем году исполняется 15 лет со дня возобновления монастыря.

Во второй раз я приезжал сюда несколько лет назад. Это было в те дни, когда в Москве находился чудотворный образ Божией Матери «Тихвинская». Священник и члены его семьи, которые хранили эту икону 60 лет, попросили показать им святые места Москвы и Подмосковья. Меня послали их сопровождать. Мы посетили несколько святынь и в том числе Ново-Иерусалимский монастырь. Нас очень тепло встретили тогдашний наместник монастыря архимандрит Никита (Латушко), мой предшественник, насельники обители, сотрудники музея. Все, кто нас принимал, были исполнены благодарности священнику и его семье за то, что они сохранили икону в годы лихолетья. Оба приезда глубоко запечатлелись в моей памяти.

Было ли у Вас какое-то предчувствие, что Ваша жизнь потом окажется связанной с этим монастырем?

— Такого предчувствия у меня не было. Стараюсь всегда предавать себя на волю Божию. Как Господь рассудит, как Он считает нужным, так пусть и ведет меня по жизненному пути.

В каком состоянии находится сейчас монашеская жизнь обители?

— Монашеская жизнь, я бы сказал, соответствует тому положению, в котором сейчас пребывает монастырь. В настоящее время братия обители насчитывает пять человек. Богослужения совершаются ежедневно утром и вечером, а в воскресные дни и по большим праздникам совершаются две Божественные Литургии. Это мы считаем нашим основным послушанием. В монастырь приезжает очень много паломников. Все насельники обители принимают живое, непосредственное участие в приеме паломнических групп и ознакомлении их с монастырем. Обитель имеет подсобное хозяйство, где тоже трудятся братия монастыря. Хозяйство это, правда, пока небольшое.

Насельников монастыря могло бы быть больше. Есть желающие поступить в нашу обитель. Но пока нас сдерживает то, что монастырю передан в пользование только один корпус. Мы не имеем возможности разместить в нем больше пяти человек.

Все остальные помещения монастыря относятся пока к музею, который обосновался здесь с 1919 года. Он занимает одиннадцать с половиной тысяч квадратных метров монастырской площади. Это самый крупный музей в Московской области, он располагает 183 тысячами экспонатов. Здесь трудятся 235 сотрудников. Подготовлен график поэтапного выведения музея с территории монастыря, но это займет несколько лет. Пока музей остается здесь, говорить о масштабных реставрационных работах весьма сложно.

Но какие-то работы все же ведутся?

— Ведутся. Святейший Патриарх Алексий II и Президент выразили желание соединить усилия Церкви и государства в воссоздании Ново-Иерусалимского монастыря. Летом 2008 года Его Святейшество и Президент находились в обители четыре часа: два часа они осматривали монастырь, а потом еще два часа обсуждали, каким образом необходимо провести восстановление святой обители. Было принято решение создать Попечительский совет, в котором они стали сопредседателями. Создан благотворительный фонд по восстановлению монастыря во главе с Первым заместителем Правительства Российской Федерации Виктором Алексеевичем Зубковым. Фонд зарегистрирован и уже функционирует.

В настоящее время в монастыре проводятся первые неотложные работы. В ротонде Воскресенского собора, например, пришла в негодность кровля. В храм и зимой, и летом стекает вода. Некоторые окна, расположенные на высоте 50-60 метров, выпадают. Это прямая угроза для тех, кто может оказаться внизу. В настоящее время устанавливаются леса, будут проводиться противоаварийные работы. И не только противоаварийные. Предполагается осуществить тщательное обследование всех сооружений. Прежде чем непосредственно приступить к восстановительным работам, нужно исследовать все материалы по реставрации монастыря за последние десятилетия. В советское время кое-что в этом направлении делалось, но ни одна наработка не была доведена до конца. Мы должны дать научную оценку сделанного. Только после этого мы сможем идти вперед. Создан экспертный совет, к участию в котором привлечены лучшие специалисты. Им предстоит разработать концепцию восстановления обители. В Ново-Иерусалимском монастыре, как мы видим, соединены несколько стилей, свойственных разным эпохам. Поэтому специалистам придется ответить на целый ряд сложных вопросов.

А на территории, прилегающей к храму, будут проведены восстановительные работы? На монастырском кладбище?

— Захоронения производились и внутри собора, и вне его. В некоторых местах гробницы располагаются в три яруса. Об одних захоронениях сведения есть, о других — нет. Придется привлекать археологов.

Большая нагрузка лежит на Вас. Притом Вы по-прежнему являетесь настоятелем московского храма.

— Нагрузка лежит не только на мне. Для того и создан фонд, чтобы организовать восстановительные работы. Это большое и очень сложное дело. Но оно достойно такого внимания.

Беседовали В.М. Вальков и Н.А. Свердлова