Антонио Сальери: Подлинная жизнь «убийцы Моцарта. Моцарт vs Сальери: кто кому завидовал на самом деле, и что стало причиной смерти Моцарта

Сальери Антонио (1750-1825), итальянский композитор, дирижёр и педагог.

Родился 18 августа 1750 г. в Леньяно. В 1772 г. опера «Венецианская ярмарка» принесла Сальери огромный успех. В 1774 г. композитор занял должность руководителя оперного театра и придворной капеллы в Вене.

В 1778 г. была поставлена ещё одна опера Сальери -«Школа ревнивых», которая также имела успех. В том же году Сальери стал учеником великого К. В. Глюка, который даже поручил ему написать вместо себя оперу «Данаиды» (1784 г.) для Парижской академии.

Всего Сальери создал свыше 40 опер, среди которых «Тарар» на либретто П. Бомарше, поставленный в Париже в 1787 г. Слава Сальери как композитора росла и распространилась по всей Европе. Людовик XVIII наградил его орденом Почётного легиона. Помимо опер им написано пять месс, реквием, симфония, концерт для органа и два концерта для фортепиано, а также оратории, кантаты и мотеты.

Кроме того, Сальери получил известность как блестящий педагог. Он воспитал более 60 учеников, среди которых Л. ван Бетховен, Ф. Шуберт, Ф. Лист. В 1817 г. музыкант стал первым директором Венской консерватории. Умер 7 мая 1825 г. в Вене.

К сожалению, о вкладе Сальери на долгое время незаслуженно забыли из-за легенды об отравлении им В. А. Моцарта, использованной А. С. Пушкиным в «Маленьких трагедиях». Никаких доказательств подобного преступления не существует.

Если вы не музыкант, то скорее всего, первое, что вы слышали об Антонио Сальери - это то, что он отравил Моцарта. Этот миф настолько укоренился в умах, что было написано и снято не одно произведение о зависти Сальери к Моцарту, а в медицине даже появился термин «синдром Сальери». Кем же на самом деле был Антонио Сальери, и действительно ли такой сильной была его неприязнь к Моцарту?

Кто отравил Моцарта? Конечно, Сальери . И, хотя большинство людей уже давно знает, что версия участия Сальери в смерти Моцарта самая маловероятная из всех, этот стереотип прочно засел в нашем воображении.

Термин «синдром Сальери » в медицине означает дискредитацию чужого успеха и патологическую агрессию в адрес объекта зависти. Именно так выглядит отношение Сальери к Моцарту в легенде об отравлении, а также в последовавших после неё произведениях искусства, но в действительности, ситуация была скорее кардинально противоположной, во всяком случае в годы их жизни.

Антонио Сальери родился 18 августа 1750 в маленьком городке Леньяго, недалеко от Венеции. Семья его была достаточно зажиточной, но никто и не предполагал делать из сына музыкального вундеркинда, хотя и не сопротивлялись его пристрастиям. Первые шаги в музыке ему помог сделать старший брат Франческо. Увы, к 14 годам Антонио остался круглым сиротой. Но музыкальная карьера была ему обеспечена.

Во время учёбы в Венеции на него обращает внимание популярный тогда венский композитор Флориан Леопольд Гассман, который в то время был капельмейстером при дворе императора Иосифа II. С этого времени Вена становится для Антонио Сальери родным городом, хотя немецкий язык он так никогда и не выучил, изъясняясь на смеси французского с итальянским.

Дом, в котором родился Антонио Сальери

«Хрупкого сложения маленький человек с пылающим взором, вспыльчивый, но сразу готовый к примирению, вообще же в высшей степени приятный. Радушный и любезный, доброжелательный, жизнерадостный, остроумный, неиссякаемый источник анекдотов…», — именно так описал Сальери один из его современников. И, невзирая на то, что многие люди представляют себе старика Сальери рядом с молодым и гениальным Моцартом, у них было всего пять лет разницы в возрасте.

Своё первое, полностью опубликованное музыкальное произведение Антонии Сальери написал всего в 21 год, и оно сразу получило признание публики. Следующая комедийная опера «Венецианская ярмарка» также пользовалась успехом. Слава сама плыла в руки молодого композитора. Оперы выходили из-под его пера одна за другой. Через несколько лет, в 1774 году, умирает Гассман. Его на посту капельмейстера сменил Джузеппе Бонно. А 24-летнему Антонио Сальери досталась не менее важная должность — придворный композитор камерной музыки и капельмейстер итальянской оперной труппы.

Но не все радовались успеху Сальери . И среди его критиков оказался Людвиг Моцарт, отец будущего гения Вольфганга Амадея Моцарта. А дело в том, что Моцарт-старший так и не смог реализовать себя достойно на музыкальном попроще, вот и вложил всё, что мог, в сына. И конкурент здесь Людвигу был не нужен. Более того, он вселил нелюбовь к Сальери и своему сыну.


Вольфганг Моцарт и Мария Анна Моцарт играют для императрицы Марии Терезии (работа 1760 - 1770 годов)

В своей статье, посвященной Моцарту и Сальери, австрийский музыковед Леопольд Кантнер написал следующее: «В чем состояли претензии Моцарта к Сальери ? Например, он пишет, что в глазах императора Сальери имел больший вес, а сам он, Моцарт, никакого. Не надо, однако, думать при этом, будто дело обстояло так, что Сальери втерся в доверие к императору, оттеснив Моцарта. Было как раз наоборот. Это Моцарт пытался оттеснить Сальери, чего ему не удалось. От своего отца унаследовал Моцарт вот эту фобию — «итальяшки», все валил на этих самых «итальяшек»».

Вольфганг Амадей Моцарт, у которого перед Сальери было форы хоть отбавляй, так как его отец, Людвиг Моцарт, с первого дня его жизни делал из него гения, в свое время был очень недооцененным музыкантом. В отличие от Сальери , который служил при императорском дворе.

К примеру, когда в 1787 году оба композитора представили свои пьесы миру, то опера Сальери пользовалась куда большей популярностью, о чём свидетельствуют некоторые документы. «В Вене опера Вольфганга Амадея «Женитьба Фигаро» была принята холодно. Зато в Праге она вызвала восторг», — писали в одной из сводок. В то время как в другой было написано следующее: «Во время представления оперы Сальери — «Бомарше» общественное возбуждение было невероятным. Для сдерживания толпы были возведены специальные ворота. Четыреста солдат патрулировали улицы вокруг Оперного театра».


Кадр из фильма «Маленькие трагедии»

При своей жизни Антонио Сальери пользовался огромной популярностью, примерно такой же, как сейчас Вольфганг Амадей Моцарт. Его оперы били рекорды, для многих недоступные и сейчас. К примеру, одна из его опер в первые 9 месяцев ставилась 33 раза, что считалось неслыханным триумфом. Когда в августе 1778 года было торжественное открытие миланского оперного театра Ла Скала, именно Сальери был приглашен для написания оперы открытия.

Антонио Сальери был, буквально, разбалован славой. Будучи любимчиком многих монархов, он позволял себе даже отвергать лестные предложения от особ королевской крови. Он отказал шведскому королю Густаву III принять место при его дворе.

Моцарту, в те времена, подобный успех и не снился. Его не очень -то стремились принимать при дворе. Несмотря на успех, положение Моцарта было неблестящим. Он вынужден был давать уроки, сочинять контрдансы и вальсы. Поэтому, причин для зависти у Моцарта было более, чем достаточно. В 1776 г. Сальери сочинил ораторию для Венского музыкального общества и сыграл её с большим успехом. После этого, Моцарт в письме отцу написал: «С какой бы радостью я дал здесь публичный концерт! Здесь каждый музыкант получает благосклонность Императора и значительной части публики! Но я получил отказ. О, как я хочу смерти тех, кто мешает мне сделать это…». Это было в духе юного гения, так как он часто экспрессивно реагировал на события.

Но это не означает, что Моцарт недолюбливал Сальери . Марсель Брион, один из биографов Моцарта, в своем исследовании писал: «Личные отношения двух композиторов вовсе не носили характера ни воинственной враждебности, ни даже злобной зависти». Напротив, спустя некоторые время оба композитора стали друзьями, и Моцарт очень уважал авторитет Сальери .

Антонио Сальери дирижировал несколько произведений Моцарта, а также первым в 1791 годы исполнил его «Симфонию №40», а после своего назначения придворным капельмейстером в 1788 году, в первую очередь, вернул в репертуар оперу Моцарта «Свадьба Фигаро», которую считал лучшей его оперой.

А Моцарт, в свою очередь, пригласил Сальери на премьеру «Волшебной флейты», после чего, не без радости, написал своей жене: «Он слушал и смотрел со всей внимательностью, и от симфонии до последнего хора не было ни одной пьесы, которая не вызвала бы у него восклицания «bravo» или «bello»».


Кадр из фильма «Амадей»

При этом, слух об отравлении Моцарта был пущен далеко не Пушкиным в «Маленьких трагедиях», а появился практически сразу после смерти Вольфганга Амадея. Так в чём же, всё-таки, кроется корень этой проблемы? По одной из версий, всему виной - «Разговорные тетради» Бетховена. Дело в том, что Сальери не просто был знаменитым композитором, но и, на начальных этапах, преподавал таким будущим музыкальным гениям, как Шуберт, Лист, Черни, Мейербер, Гуммель и Бетховен. Отношения со всеми учениками у Антонио Сальери были очень тёплыми, поэтому, когда сам он был при смерти, Бетховен его навещал. Так как к тому времени Бетховен уже оглох, то он был вынужден общаться с окружающими при помощи тетради. И вот в одной из таких тетрадей нашли запись: «Сальери снова очень плохо. У него полностью помутился рассудок. Он не прекращает говорить, что виновен в смерти Моцарта, что он дал ему яд» .

А вот санитары больницы, в которой провел свои последние дни Антонио Сальери , категорически отрицали подобного рода признания. Об этом сохранилась официальная бумага, подписанная двумя санитарами и лечащим врачом маэстро. В те годы и спустя многое время долго ходили слухи о том, кто же всё-таки виновен в смерти Моцарта. Единственное, что могло бы развеять сомнения, это медицинская экспертиза останков Моцарта. Но, к несчастью, этот гениальный композитор был похоронен в общей могиле, что оставляет любые надежды на поиски его останков.

Бюст Антонио Сальери в здании Парижской оперы

В целях возвращения доброго имени Антонио Сальери , в 1997 году, по инициативе Миланской консерватории, был проведен достаточно своеобразный судебный процесс, во время которого Сальери обвинялся в убийстве Моцарта. В роли свидетелей защиты и обвинения были представлены исследователи творчества обоих композиторов. Суд признал Антонии Сальери невиновным «за отсутствием состава преступления».

История часто играет с нами злые шутки. И порой красивый и увлекательный миф преобладает над реальными фактами. Именно жертвой красивой и захватывающей истории, запечатленной самим Пушкиным, и стал Антонио Сальери — гениальный композитор, который всю свою жизнь посвятил своему музыкальному призванию, а также помощи молодым композиторам в достижении их успеха.

Имя Антонио Сальери прочно ассоциируется с Моцартом и его смертью. А ведь этот человек был великолепным музыкантом, написавшим более 40 опер и выпустившим в жизнь большое количество учеников. Как же складывалась жизнь композитора?

Детство

О ранних годах своей жизни Сальери написал сам, оставив дневниковую рукопись придворному библиотекарю. Известно, что 18 августа 1750 года в небольшом городке Леньяго неподалеку от Вероны родился мальчик - Антонио Сальери. Биография его изначально не предполагала музыкальной стези. Его семья занималась торговлей, но детям давали образование, и старший брат Антонио, обучавшийся музыке, преподал первые уроки будущему композитору. Однако семейная идиллия длилась недолго. Когда мальчику было 13 лет, скончалась его мать. После этого разорился и умер отец, а детей забрали родственники. Некоторое время Сальери жил в зажиточной семье в Венеции у друзей отца. Они намеревались дать ему серьезное музыкальное образование, так как видели его безусловные способности.

Случайно по делам в это время в Венецию приехал Флориан Гассман, придворный композитор, капельмейстер императора Иосифа II. Он увидел в Сальери большие музыкальные задатки и забрал его с собой в Вену, чтобы дать ему подобающее образование.

Начало новой жизни в Австрии

15 июня 1766 года Антонио приехал в Вену, которая стала для него настоящим домом. Ведь здесь он добился славы, стал тем, кем мечтал быть. Гассман рьяно взялся за обучение воспитанника, он пригласил ему учителей, а уроки по контрапункту давал сам. Сальери выучил четыре языка, он обучался нотной грамоте, игре на нескольких музыкальных инструментах. Гассман старался сделать из Антонио не только образованного, но и светского человека. Он обучал его манерам, правилам этикета, умению вести беседу. В конце жизни о Сальери современник скажет, что он был самым образованным музыкантом в Вене.

Гассман ввел своего протеже в круг талантливейших людей того времени. Именно он познакомил Сальери с Глюком, который оказал значительное влияние на становление музыканта. Меценат также представил ученика императору Иосифу, который проникся большой симпатией к одаренному юноше. Представитель знаменитой очень любил музыку и хорошо в ней разбирался, при дворе сложился музыкальный кружок, в который стал вхож и Сальери. Это стало платформой для его будущей блестящей карьеры при дворе.

Музыкальная карьера

Сальери Антонио, еще проживая в Италии, начал сочинять музыку, но о профессиональном творчестве можно говорить только в венский период. Начинающий музыкант стал ассистентом своего покровителя и получал небольшие заказы на аранжировки, вставки в оперы, написание инструментальных пьес. К 20 годам за плечами у начинающего композитора уже была одна опера «Образованные женщины», которую он написал в сотрудничестве с Боккерини. Она имела некоторый успех, и ее поставили не только в Вене, но и в Праге. Также на тот момент Антонио являлся автором несколько инструментальных произведений. Позже Сальери по либретто Боккерини написал еще одну комическую оперу. Он смог заявить о себе достаточно успешным дебютом, и в дальнейшем его карьера шла только вверх.

Произведения «Венецианская ярмарка», «Трактирщица», «Армида» обеспечили Сальери устойчивый успех и известность по всей Европе, его опера «Освобожденный Иерусалим» даже была поставлена в Санкт-Петербурге.

В 1774 году умер учитель и спонсор Сальери - Флориан Гассман, и Антонио «по наследству» получил место придворного капельмейстера итальянской оперной труппы и должность композитора камерной музыки. Для молодого человека 24 лет это был огромный карьерный скачок. Но придворная служба была не очень надежна, и музыкант зарабатывал на жизнь написанием и постановкой опер для различных театров Европы. Так, в 1778 году знаменитый театр «Ла Скала», восстановленный после пожара в Милане, открыл сезон оперой Сальери.

Композитор много работал в угоду современной публике, но также его интересовала реформа оперы, задуманная Глюком. Он даже написал несколько серьезных произведений, развивающих глюковские положения.

В 80-х годах Сальери много и плодотворно сотрудничал с парижским театром «Комеди Франсез» и театром Оперы. Он создает оперу «Тарар» по либретто знаменитого Бомарше, которая получила широкую известность, была высоко оценена критиками и оказала значительное влияние на всю европейскую музыку.

В 1788 году Сальери Антонио получил должность капельмейстера при дворе Иосифа Второго. Это было знаком высочайшей оценки заслуг и таланта композитора. Ему удалось удержаться при дворе Габсбургов и при следующих двух монархах. Свою придворную карьеру Сальери завершил в 1824 году, когда здоровье уже не позволяло ему исполнять обязанности.

За свою жизнь композитор написал 40 опер, большое количество концертов и инструментальных произведений духовной и камерной музыки.

Сальери много сил и средств отдал сохранению и пропаганде творческого наследия своего благодетеля - Флориана Гассмана, он также занимался воспитанием его дочери, из которой вырастил выдающуюся солистку оперной сцены.

Главные произведения

Если поискать успешного и продуктивного композитора в истории музыки, то одним из таковых будет Антонио Сальери, альбомы с произведениями которого имеются во всех музыкальных библиотеках Европы. Его оперы и сегодня продолжают исполняться, а многие творения композитора являлись новаторскими для своего времени, что позволяет их назвать эволюционным этапом в мировой музыке. Наиболее значительными произведениями Сальери Антонио являются оперы «Тарар», «Данаиды», «Аксур, царь Ормуза», «Фальстаф», а также «Реквием» и некоторые камерные пьесы.

Педагогическая деятельность

Кроме сочинения произведений, Сальери Антонио много сил отдавал работе с учениками. Он создал собственную методику подготовки музыкантов, его отношения с подопечными были душевными и эмоциональными. Знаменитые ученики Антонио Сальери - Лист, Бетховен, Черни, Мейербер, Шуберт. Всего он выпустил около шести десятков музыкантов - композиторов и вокалистов.

Антонио Сальери и Моцарт: друзья или враги?

Миф об убийстве Моцарта стал настоящим проклятьем для Сальери. Сплетня появилась в последние годы жизни композитора и преследовала его до самой кончины. Миф получил распространение и популярность, в том числе, благодаря талантливой литературной обработке Пушкиным и Шеффером, а в 20 веке и М. Форманом. Однако реальность была предельно далека от выдуманной истории. Сальери плодотворно сотрудничал с Моцартом, дирижировал исполнением его произведений. Они не были дружны, но много общались, и у Сальери совершенно не было никакого основания для убийства, так как при жизни он был гораздо более успешен, чем Моцарт.

Частная жизнь композитора

В обычной жизни Сальери Антонио был так же успешен, как и в творческой. В 1775 году он женился и прожил счастливо всю жизнь с женщиной, которую называл своей главной любовью. У них было 8 детей. Жена Терезия умерла на 18 лет раньше Сальери, и он скучал по ней до самого конца своей жизни.

Происходил из богатой семьи торговцев, обучался дома игре на скрипке и арфе. Затем изучал композицию в Падуе и Венеции. По приглашению Флориана Леопольда Гассмана в 1766 приехал в Вену и благодаря урокам Гассмана, введшего его в музыкальный круг и познакомившего с либреттистом Пьетро Метастазио, композитором Глюком и другими, был принят на императорскую службу, в 1774 г. после смерти Гассмана получил должность придворного композитора, а в 1788 г. также и капельмейстера императорского оркестра.

Музыкальное наследие

Сальери написал более 40 опер, из которых до сегодняшнего дня пользуются известностью «Данаиды» (фр. Les Danaïdes; 1784), «Тарар» (фр. Tarare; 1787, либретто Бомарше) и «Фальстаф» (фр. Falstaff; 1799). Специально для открытия театра «Ла Скала» им была написана опера «Признанная Европа» (итал. L"Europa riconosciuta; 1786), на премьере которой пела Франческа Лебрен и которая по сей день идёт на этой сцене. Ранние оперы Сальери выдержаны в классической итальянской традиции, однако с 1780-х годов Сальери эволюционирует в сторону Глюка, благодаря чему его оперы пользуются большим успехом в завоёванном Глюком Париже. Сальери также принадлежит много оркестровой, камерной, духовной музыки, в том числе «Реквием», написанный в 1804 года, но впервые исполненный на его похоронах.

Педагогическая деятельность

Сальери был выдающимся музыкальным педагогом. Его учениками были Бетховен, Шуберт, Лист, Черни, Мейербер, Гуммель и другие видные композиторы начала XIX века. Отношения Сальери со своими учениками были очень теплыми и эмоциональными (считается, что отъезд Листа из Вены стал поводом для неудачной попытки самоубийства Сальери в 1824 году).

Сальери и Моцарт

Давняя легенда соединяет имя Сальери с именем Моцарта, называя Сальери его предполагаемым убийцей; имя Сальери во многом стало нарицательным для обозначения зависти неталантливого человека к талантливому. Эта репутация Сальери в значительной степени основана на его образе в художественных произведениях: драме Пушкина «Моцарт и Сальери» (1831), поставленной по ней опере Римского-Корсакова (1898), пьесе Питера Шеффера «Амадей» (1979) и основанному на ней одноимённому фильму Милоша Формана (1984).

Взаимоотношения Моцарта и Сальери были неровными, и известно несколько резких высказываний о Сальери, принадлежащих самому Моцарту и его отцу. Однако высказывания эти, по большей части, относятся к началу 1780-х гг. и не отличаются от обычных отзывов темпераментного Моцарта о музыкантах-конкурентах. В то же время в последнем письме Моцарта жене (14 октября 1791 г.) Моцарт уделяет большое внимание посещению Сальери представления моцартовской «Волшебной флейты», описывая восторженную реакцию Сальери как нечто весьма важное для себя. Известно, что во второй половине 1780-х гг. Сальери дирижировал несколькими произведениями Моцарта, а после своего назначения капельмейстером придворной оперы в 1788 г. прежде всего вернул в репертуар оперу Моцарта «Свадьба Фигаро». Существовало даже музыкальное сочинение, написанное Моцартом и Сальери совместно: песня для голоса и фортепьяно «На выздоровление Офелии» (итал. Per la ricuperata salute di Ophelia, 1785) по случаю возвращения на сцену певицы Анны Сторас. В целом нет оснований полагать, что между Моцартом и Сальери существовала какая-либо особая вражда.

Происхождение легенды о Моцарте и Сальери имеет, по-видимому, национально-политический подтекст: на рубеже XVIII-XIX вв. музыкальным критикам и первым биографам Моцарта было важно подчеркнуть верность музыки Моцарта своей, австро-немецкой традиции, противопоставив её итальянскому влиянию. Олицетворять итальянский уклон в венской музыке был избран Сальери как наиболее авторитетный композитор итальянского происхождения - что вряд ли можно считать правомерным: Сальери жил в Вене с 16-летнего возраста и в музыкальном отношении был гораздо ближе к немцам, чем к итальянцам.

В Милане в 1997 года состоялся судебный процесс, где решено было наконец покончить в неясностью. «В майские дни 1997 года в Милане, в главном зале Дворца юстиции проходил необычный судебный процесс: рассматривалось преступление двухвековой давности. (…) Слушалось дело Сальери об отравлении им великого Моцарта. … Через двести лет

Сальери… какие ассоциации вызывает у большинства из нас это имя? Ну конечно же – Моцарт! А.Сальери – это тот самый «мелкий завистник», который отравил В.А.Моцарта, так рано отняв у человечества одного из величайших гениев всех времён и народов. Да, на эту легенду поработали многие – включая наших великих соотечественников - А.С. Пушкина и Н.А.Римского-Корсакова, неудивительно, что она прижилась.

А кто такой был Антонио Сальери на самом деле?

Прежде всего, это композитор – уроженец Италии, но с 16-летнего возраста жил и творил в Вене, так что его скорее можно считать австрийским композитором, чем итальянским. Автор 41 оперы – да, их почему-то не жалует отечественный оперный театр, но вот на Западе по сей день пользуются популярностью «Данаиды», «Тарар», «Семирамида», а в Ла Скала до сих пор не сходит со сцены «Признанная Европа», написанная А.Сальери специально к открытию этого театра… Впрочем, оперы – это далеко не всё: камерная музыка, оркестровая… есть у Сальери и духовные сочинения – в том числе «Реквием», впервые исполненный на похоронах композитора - не правда ли, в чём-то перекликается с историей «Реквиема» Моцарта? Правда, «Реквием» Сальери написан задолго до смерти автора - но композитор уже тогда задумывался о смерти (возможно, сейчас это назвали бы депрессией).

А.Сальери был не только композитором, но и педагогом. Насколько хорош он был на этом поприще, можно судить по результатам его педагогической деятельности: среди его учеников – Л.Бетховен, Ф.Шуберт, Ф.Лист, К.Черни, Дж.Мейербер… кстати, сын В.А.Моцарта – Ксавьер Вольфганг Моцарт – тоже учился у А.Сальери (и наверное, нет вины педагога в том, что он не стал таким же знаменитым, как его отец – нелегко равняться с гениальным отцом). А.Сальери любил своих учеников – и ученики отвечали ему тем же: Л.Бетховен посвятил ему три первые сонаты для скрипки и фортепиано, а Ф.Шуберт – юбилейную кантату.

Современники описывают Сальери как человека приятного в общении, остроумного, доброго, всегда готового прийти на помощь (так, после смерти К.В.Глюка именно Сальери позаботился о его детях)

Занимался А.Сальери и благотворительностью: организовывал специальные концерты, доходы от которых шли на материальную помощь жёнам и детям умерших музыкантов (тоже не вяжется с образом хладнокровного убийцы – не так ли?)

Были ли у Сальери причины завидовать Моцарту? Представьте себе – нет. Многие из его опер пользовались большим успехом, их ставили во Флоренции и в Праге, в Дрездене, Копенгагене и Петербурге (правда, современная публика оценивает их уже не так высоко – но ведь тогда это невозможно было предвидеть). К.В.Глюк – великий реформатор оперы – считал его лучшим из своих последователей (без сомнения, словам этого музыканта можно доверять). Он был придворным капельмейстером – в то время предел мечтаний для музыканта в Вене, а А.Сальери занимал этот высокий пост при трёх императорах – словом, можно с уверенностью сказать, что это был весьма успешный музыкант, даже более успешный, чем В.А.Моцарт (а какова будет «посмертная судьба» обоих – как можно было это знать и тем более – как это могло стать причиной зависти?). Ненависти к В.А.Моцарту Сальери не проявлял никогда, скорее наоборот – восторженно отзывался о его произведениях (в частности, о «Волшебной флейте»), а заняв пост капельмейстера придворной оперы, первым делом вернул на сцену «Свадьбу Фигаро».

А что же В.А.Моцарт? Да, он несколько раз довольно резко высказался о Сальери – но он вообще был склонен «рубить с плеча», когда дело касалось собратьев по перу. Но определённо – восторженные отзывы о его произведениях много значили для Моцарта… Словом, никакой особой вражды между двумя композиторам не было – они даже написали в соавторстве кантату «На выздоровление Офелии» по случаю возвращения на сцену популярной в то время певицы А.Сторас (первой исполнительницы партии Сюзанны в «Свадьбе Фигаро»).

«Но откуда же взялась легенда о Сальери-убийце? – спросите вы. – Ведь дыма без огня, как известно, не бывает». Да, «огонь» был. И повод к возникновению такой легенды дал… сам В.А.Моцарт – точнее, его слова «Сальери меня отравляет». Разумеется, он и не думал обвинять Сальери в каких-то криминальных намерениях и тем более – действиях, это было сказано в значении «отравляет мне жизнь» и по совершенно конкретному поводу: Сальери (как мы уже говорили) занимал почётную и высокооплачиваемую должность придворного капельмейстера – которую В.А.Моцарту хотелось бы занять самому. Не будем судить его строго – у него ведь была семья, которую надо было содержать...

Вот так и родилась легенда, оказавшаяся настолько живучей, что пришлось вмешаться правосудию: в мае 1997 года во Дворце Юстиции в Милане состоялся судебный процесс, призванный расставить все точки над i. Суд вынес оправдательный приговор – и теперь уже с полным правом можно говорить: А.Сальери невиновен.