Адрес где жил хой. Что стало причиной смерти Юрия Хоя – солиста «Сектора Газа

Юрий Клинских, лидер музыкальной группы «Сектор Газа», многими деятелями рок-культуры и просто слушателями не воспринимается серьёзно. Даже рок-музыкантом его считать, собственно, отказываются. Для многих он был артистом, клоуном, символом провинциального раздолбайства. Однако есть в его биографии некоторые странности, некоторые из них – прямо-таки мистического характера. Прежде всего это касается его смерти.

Умер артист летом 2000 года (4 июля). Этому предшествовал целый ряд событий. Например, в одном из интервью он говорил, что не стесняется Воронежа – города, в котором он вырос; «здесь я, скорее всего, и умру», - сказал «Хой». Так и произошло.

На своём последнем концерте он попытался спеть под минусовку «Демобилизацию». Однако что-то пошло не так, фонограмма неожиданно остановилась; её запустили снова, но она опять прервалась. Не сумев допеть песню, он просто ушёл со сцены.

Эта песня вошла в последний выпущенный группой альбом – «Восставший из ада». Она совсем не соответствует по стилистике остальным песням, и звукорежиссёр советовал включить её в следующий альбом. На это Юрий ответил, что до следующего альбома он может и не дожить, и настоял на том, чтобы песня была включена в «Восставший из ада». Так и произошло – Юрий не дожил даже до официального выхода этого альбома на рынок.

Есть своеобразные предсказания и в текстах самих песен. В одной из них поётся:

«Сектор Газа – здесь не дожить до сорока.»
Юрий умер в возрасте 35 лет.

В композиции «Укус вампира» звучат слова, ставшие пророческими:

«Я не знаю, что случилось, но трясёт меня, и жарко в груди. Я не знаю, что случилось, но мне кажется, что смерть впереди.»
Именно такой смертью и умер Клинских: близкие вспоминали, что в момент смерти у него действительно что-то жгло в груди.

«Восставший из ада» - во многом знаковый альбом «Сектора Газа». Здесь, по словам участников группы, они добились того, чего хотели много лет, но не могли в силу отсутствия опыта: сделали настоящие «тяжёлые» вещи, с соответствующим качеством звука. Здесь «Сектор Газа» причудливо сочетает метал, панк и рэп, а сам альбом посвящён мистическим темам. Может быть, это тоже было своеобразным знаком того, что лидеру группы суждено отправиться в «мир иной»?

От чего умер «Хой»?
Причина смерти Юрия Клинских пока окончательно не известна. Есть официальная версия, по которой он умер от сердечного приступа. Однако проблем с сердцем у него никогда не было. Факты свидетельствуют о другом. Известно, что Юрий одновременно пил и принимал наркотики. Также он страдал от гепатита. Всё это и могло быть причиной остановки жизни. Сообщают, что скорая помощь прибыла в дом, где умирал Юрий, слишком поздно.

Человек-загадка
«Сектор Газа» - провинциальная группа, которая едва ли не случайно добилась столь широкой известности. Уже в самом конце существования СССР песни «Сектора Газа» знала наизусть молодёжь всей страны. Но при этом никто не знал, как выглядят их кумиры, в том числе лидер группы Юрий Клинских. До начала девяностых он оставался этаким человеком-загадкой. На этом наживались всевозможные двойники, представлявшиеся группой «Сектор Газа» и певшие песни группы под фонограмму.

Четвертого июля исполняется 15 лет со дня гибели лидера группы «Сектора Газа» Юрия «Хоя» Клинских.

Юрий Клинских. Фото с сайта hoy-sektor.ru

Создатель стиля «колхозный панк» родился 27 июля 1964 года в Воронеже. Вернувшись в 1984 году из армии, он какое-то время работал в ГАИ и на заводе. Появление новых рок-групп вдохновило Клинских на сочинение собственного материала, ибо в существующих в то время командах его не удовлетворяло чересчур мягкое звучание и «беззубость» текстов. Поэтому изначально он сделал ставку на бытовые сюжеты, передаваемые без излишних сантиментов, а также на мистические темы, которых в изобилии было в народном фольклоре. Определение «Сектора Газа» как панк-группы — не более, чем, условность, поскольку в творчестве коллектива немало песен в стиле хард-рока и поп-рока, ощутимо влияние эстрады и шансона.

Ненормативной лексикой Хой, вопреки расхожему стереотипу, тоже старался не злоупотреблять. Матерные выражения в его песнях всегда передают характер и особенности речи персонажей, а свое отношение к этому он выразил в ранней песне «Авто-мат», где сделал упор на том, что русские люди обычно прибегают к крепкому словцу в экстремальных ситуациях чисто по инерции. Лучшие же песни «Сектора Газа» - «Укус вампира», «Возле дома твоего», «Вечером на лавочке», «Пора домой», «Туман» и многие другие — вовсе обходятся без мата.

Сектор Газа «Укус вампира» (Кемерово, 1998)

При всей «сермяжности» своего сценического образа, Юрий Хой всегда тяготел к некой театрализации. Даже его ранние альбомы нередко содержат интродукции, эпилоги и разнообразные репризы между песнями да и в самых текстах, а самый успешный диск «Газовая атака» включает имитацию горлового пения тибетских монахов, как бы вводящего слушателя в «газовый» транс и плавно выводящего из него. Пластинка 1994 года «Кащей Бессмертный» представляет собой панк-оперу со стихотворными диалогами и «ариями» на музыку «Песняров», Queen, Nirvana, Ace of Bace и других известных групп. Несмотря на сказочную подоплеку альбома, персонажи получились очень узнаваемыми. Царь — это беззлобный, но похотливый глава семейства, совершенно не занимающийся воспитанием своих сыновей. Дракула — добродушный металлист или байкер, отпугивающий обывателей своим внешним видом, однако готовый прийти на помощь по первому зову . Кащей — типичный гопник. Иван — неприкаянный русский парень, который, при необходимости, без лишних слов возьмет в руки оружие и пойдет отстаивать семью и Родину. Василиса — красивая и недалекая деревенская девушка, согласная, по своему неразумию, в ожидании большой и чистой любви переспать хоть с самим Кащеем.

Ирина Бухарина (экс-вокалистка «Сектора Газа») «Ария Василисы Прекрасной»

Сам Юрий Хой неровно дышал к металу и рэпу. В одном из позднем интервью он признавался, что в его обширной домашней коллекции порядка 1200 дисков, 400 из которых — рэп, остальное — метал. Последний и лучший альбом «Сектора Газа» «Восставший из ада» записан именно в стиле метал-кора. Все песни диска четко выстраиваются в единую сюжетную линию. Открывает альбом «Демобилизация», которая, по сравнению с остальными композициями, звучит легковесно, но Хой недаром настаивал на включение этой песни в трек-лист.

Сектор Газа «Ночь страха»

Следующая вещь «Свадьба» как бы намекает нам на то, что отслужив, герой взял в жены любимую девушку. К несчастью, жизнь у молодых не задалась. В песне «Рога» они начали друг другу изменять, а в «Сельском туалете» всеобщий раздрай в домашнем хозяйстве привел к нелепой гибели супруги. Безутешный вдовец ударился в жуткий запой и погиб после укуса вампира в «Грязной крови». Далее — следует подробное описание жизни пары с загробном мире. Все больше и больше сближаясь с разного рода нечистью — они гибнут во второй раз от рук доблестных истребителей вампиров и ждут своей окончательной участи до Второго Пришествия Христа. Несмотря на шокирующий натурализм некоторых треков («Черный вурдалак»), Клинских всегда правильно расставляет акценты. «Мораль песни такова: не мертвецы и не вампиры не опасны так для жизни, как прогнившие сортиры», - поет он в «Сельском туалете», давая понять, что подлинные ужасы следует искать не в дешевых страшилках, а в бытовом неустройстве нашей жизни . И, кстати, в отличие от своих западных коллег из тяжелых групп, Хой никогда не заигрывался в демонизм. В песнях «Ночь страха» и «Истребители вампиров» положительные герои однозначно декларируют свою безграничную преданность ко Христу. На «Ночь страха» готовился клип, однако внезапная смерть Юрия Хоя 4 июля 2000 года в родном Воронеже помешала своевременной реализации этого замысла. Ролик был смотнирован из рабочих материалов лишь к 2013 году.

Сектор Газа «Пора домой» (слева от Юрия Клинских на гитаре играет Алексей Привалов)

В Москве у Юрия Хоя практически не было близких друзей. Одним из немногих, с кем он плотно общался на протяжении последних пяти лет жизни, был тур-менеджер «Сектора Газа» Алексей Привалов - нынешний директор групп «СерьГа» и Евгения Маргулиса.. - Когда я познакомился с Юрой и начал обсуждать с ним условия работы, меня удивили его демократические взгляды на быт. Условия, гостиница — для него все это не было важно, хотя тогда он мог собрать тысячный зал в любой точке бывшего Союза. При этом в чем-то он со временем все равно становился таким буржуа, но отношение ко многим благам у него все равно оставалось более чем спокойное. Помню, как однажды он приобрел комплект звуковой домашней аппаратуры со словами: «Ну вот, купил на всю жизнь!». Слышать это было забавно — особенно с учетом того, что технологии постоянно меняются. Искренний, непосредственный, он абсолютно не умел хитрить или обманывать, очень добрый и безумно талантливый, в нем не было ни капли снобизма . Юра активно интересовался другими исполнителями в музыке, любыми видами искусства, я водил его на какие-то выставки в ЦДХ, бывал с ним в музеях, он с удовольствием воспринимал самые разные проявления творчества. Ходить с ним было легко, потому что его никто особо не знал в лицо. На кассетах-то «Сектора» были какие-то нарисованные люди, опознать в которых реального Хоя было сложно. И удивительно контрастировали между собой сценическое поведение и абсолютно четкая рабочая дисциплина в гастролях, хотя, наверное, мне уже коллектив достался уже «взрослым», и ранний угар начала 90-х я не застал».

Сектор Газа в «Программе А»

Тем не менее, иногда и с Хоем на гастролях случались накладки. Однажды, он, забыв паспорт, не попал на концерт собственной группы в Ригу. «Зал был полностью продан, отменять действо было нельзя и за Юру пришлось петь клавишнику Алексею Ушакову, - продолжает Алексей Привалов. - Первые минут 40 народ упорно скандировал: «Юра!», а потом потихоньку втянулись и хором подпевали любимым песням. Музыкантов поселили в Юрмале. Мы с Дельцовым (Андрей Дельцов, звукорежиссер «Сектора Газа». - прим. сайт) уехали по делам в Ригу, возвращаемся, а в номере у музыкантов сидит какая-то «горилла» и бухает с ними. Это оказался человек, который поехал с целью ввалить «левому» «Сектору Газа» . Ему подарили компакты, на которых были помимо Юриных и фотографии ребят, он, убедившись в аутентичности состава, обрадовался и остался выпивать».

Сектор Газа «Демобилизация»

Многие пытаются усмотреть в гибели Хоя какую-то мистику, однако Привалов относится к подобным домыслам скептически: «Где-то за год до смерти он ездил в Воронеж и встречался с какой-то бабкой-колдуньей, которая ему сказала, что если он не расстанется с Ольгой (его московской подругой, действительно сыгравшей трагическую роль в его судьбе), то погибнет. После этого он приехал ко мне, поделился этим, был очень подавлен. Тем не менее, какой-то «дьявольской» подоплеки (13-й альбом, 13 песен) я бы в смерти Юры все-таки не искал. Но его последнее выступление в жизни - на «Звуковой дорожке» выдалось действительно мистическим. Заело мини-диск с фонограммой, который я записал у приятелей-радийщиков. Они как-то наскоро перегнали песни, а я потом носитель не проверил — дома-то такой аппаратуры тогда не было! Естественно, когда «минусовка» «встала» два раза на одном и том же месте, номер был сорван…С концерта я ушел в подавленном настроении. С Юрой после этого мы молча разошлись по домам и не общались полторы недели, а потом он мне сам позвонил. Я начал горячо извиняться, так как переживал все это время. считал, что очень серьезно подставил Артиста на пятнадцатитысячную аудиторию в Лужниках. Он ответил, что все это фигня и вообще, кто не работает, тот и не ошибается. После этого он предложил поездить по воронежским деревням, чтобы выбрать натуру для съемок клипа на песню «Свадьба» . Снимать он собирался реальную сельскую свадьбу. Мы договорились, что он отправится туда первым, а потом заедет за мной в Москву. Буквально через несколько дней мне позвонил Ляхов (Константин Ляхов - друг и деловой партнер Привалова. - прим. ред.) и, плача, сообщил, что Юра умер в Воронеже, Мы тут же ночью отправились туда на машинах вместе с издателями, решали вопросы с панихидой, похоронами, занимались всеми необходимыми процедурами. Прощание было в «Луче», есть такой кинотеатр в центре Воронежа. Толпы людей шли поклониться ему последний раз. В этот день «Русское Радио» в Воронеже, на котором Леша Ушаков был техническим директором, вырубило московское вещание, и целый день крутило песни «Сектора Газа». Это было очень неожиданно и приятно, и было абсолютное ощущение, что по другому и быть бы не могло - он был настоящим героем этого города, и город платил ему большой любовью».

Сектор Газа «Моя смерть»

Расплодившихся после смерти Хоя эпигонов и «продолжателей» лела «Сектора Газа» Привалов не приветствует. «Я очень плохо отношусь к любым попыткам заработать «левым» людям на Юрином имени и творчестве, - подчеркивает он. - Все эти странные абсолютно нелегитимные проекты, возникавшие после его смерти, использовавшие название «Сектор Газа», сначала со скромной приставкой «экс», потом отпавшей, или какие-то прозрачные перепевки громкого названия аудиторию к счастью, не обманули. Юридических прав на защиту наследников, к сожалению, лично у меня не было. Я мог лишь сожалеть и брезгливо дистанцироваться от той вакханалии с правами на песни, название и т.п., которая началась сразу после похорон . Юра сам был очень совестливым парнем и вряд ли ему понравилось бы, как нечистоплотные ребята пытались распорядиться его творческим наследием. Я помню, как он как-то за столом сказал следующее: «Ну что ж я и в 60 лет буду со сцены такие песни петь? Это же несолидно…» И не стал… Мне иногда его очень не хватает…»

В прошлом году, на левобережном воронежском кладбище сменилось одно надгробие. Что ж, кладбище уже привыкло и к сломанным памятникам и к таким рокировкам. Хой с гитарой, Хой без гитары, Хой с крестом, Хой на фоне надписи «Хой» и собственной цитаты о непознанном смысле жизни – словно и после смерти этот неугомонный парень не может укротить свою бьющую ключом энергию.
Бывают биографии, требующие от составителя приличного знания географии. Жизнь, ещё не знающая что она – биография, бросает людей то в один конец карты, то в другой, чертит линии, причудливые зигзаги пунктиров между странными иностранными названиями – настоящую арабскую вязь, распутывать которую приходится долгие часы.

Бывают и другие. Линия жизни в таких биографиях - вовсе не линия. Она скорее, похожа на уверенную в себе жирную точку на карте. На такой точке родился, жил и умер Юрий Клинских . Её очень просто себе представить – взять ручку и нарисовать два круга. Тот, что в центре – закрасить. Сверху надписать – Воронеж. И чуть крупнее – Хой. От неё, понятно, потянутся какие-то хилые паучьи лапки пунктиров – в Москву, на Дальний Восток, ещё куда-то. Но всё это – неважно. Личность «включившаяся» 27 июля 1964 года сделала всё, чтобы «выключится» именно там, в июле, 36 лет спустя.

«Я первое стихотворение написал ещё в школе, помню про весну что-то»

Юра Хой, тогда ещё – просто Юра Клинских родился в семье домохозяйки Марии Кузьминичны Клинских и инженера Николая Митрофановича, вкалывавшего на Воронежском авиазаводе. Он был не единственным сыном четы Клинских, у маленького Хоя имелось двое старших братцев. С детства пацан рос смышлёным и любознательным, интересуясь всем, до чего дотягивался.
В школе Юра ничем особенным не выделялся. Был ленив, учился на тройки, домой носил «неуды» за поведение. Его диплом о среднем образовании украшен одной единственной четвёркой. Не по пению, по труду. К тому же часто Юра не приходил на первые уроки, опаздывал – засиживался с книжками допоздна. Был честен, старался никогда не врать.

Старшие братья с юного возраста приобщали Юру к музыке, в доме Клинских часто можно было услышать рок-н-ролл. Парни слушали советскую музыку, «битлов», «Deep Purpl» - сначала на пластинках, потом на бобинах. Отец же приучал младшего к… поэзии, изучению литературы и правил стихосложения. Сам он всю жизнь писал стихи, публиковался – но всё как-то без особого успеха. Данные им уроки позже проявились уже в матерных, разухабистых песнях сына, которые, несмотря на «мерзкое», «безобразное» по мнению литературных критиков, содержание, имели «безупречный слог и стиль».
Если со слогом Юре помог отец, то содержания подкинули обязательные деревенские каникулы, на которых тот нередко пропадал целое лето. Другим источником вдохновения стали фильмы ужасов – сначала советские, вроде Вия, потом – любые, которые можно было достать на кассетах и до дырок засматривать ночами. Играть на гитаре Хой научился ещё в школе, тогда же – сложил свои первые песни.
Окончив школу, и отучившись в ДОССАФ ради халявных прав, Юра на два года сел за «баранку» танка. Его часть дислоцировалась на Дальнем Востоке. Без особых происшествий он дослужил до 1984 года и демобилизовался.

«Что б в милиции работать, нужно плохим человеком быть. Есть там, конечно, и нормальные, но им там не место»

После армии Юрий подался в ГАИ, но в милиции не прижился. Сам он всегда любил скорость, автомашины, да и на место простого человека себя мог поставить – старался не штрафовать немного превысивших скорость, людей из сёл, безденежных – жалел. А вот перед начальством прогибаться не умел. Говорят, раз Юра тормознул даже мэра Воронежа, ехавшего на красный. А на вопрос «знаешь, кто я?» ответил, что, и знать не хочет. В другой раз таким манером он остановил какого-то важного священника, и, естественно, оба раза нажил себе неприятностей. Кроме того Хой никогда не мог выполнить назначенный руководством ГАИ план по штрафам. Три года в меновке плавно превращались в каторгу. Последние несколько месяцев контракта Юра служил уже во вневедомственной охране, отсчитывая дни до нового «дембеля». Как позже вспоминал Николай Митрофанович, последний день в милиции Юрий еле отработал, пришёл домой, содрал с себя форму, бросил на пол и стать топтать ногами, что-то рвать. Покончив с поганой, по его мнению, работой, Хой стал перебиваться другими заработками – работал фрезеровщиком, оператором ЧПУ-станка на «Видеофоне», грузчиком. В свободное время писал песни, играл на гитаре. Завёл «Волгу-31» (первая из четырёх машин), и чуть не убился на ней, на московской трассе, где-то под Тулой. Восстановленное авто Хой продал, и с тех пор от отечественных марок старался держаться подальше. Среди его следующих тачек был красный дизельный WolksWagen Golf III и белая Daewoo Нексия с электропакетом и кондиционером.

«Я не стесняюсь своего города, я в нем прожил всю жизнь, в нем же, скорее всего, умру…»
Юра Хой

В свободное от подработок время, Юра смотрел бесчисленные ужасы или мистику, играл на бильярде и иногда – как хобби – делал музыку. Когда в Воронеже открыли рок-клуб, Хой сделался его завсегдатаем. На весеннем концерте в 1987 он впервые сыграл несколько песенок, которые начал писать тогда же – в феврале и марте. Как Юра позже рассказывал – ему не нравилась беднота тем самодеятельных коллективов – «о любви, мире, чём-то таком… непонятном» вот он и решил обогатить её своим участием. «Это всем понравилось, и так всё и пошло…»
Он пел в клубе сольно или приглашал кого-то. А 5 декабря 1987 года Хой собрал первый состав своего «Сектора» и спел несколько песен – «Я мразь», «Сумасшедший труп», «Утопленник», «Колхозный панк» - на сцене рок-клуба
Название «Сектор Газа» было для Юры «загадочным сочетанием» и одновременно – своей «в доску» воронежской реальностью. В его детстве оно было на слуху из-за арабо-израильского противостояния, о котором тогда часто говорили по радио. А в Воронеже так ещё называли промзону с кучей заводов и дымящихся труб, и соответствующей криминальной атмосферой, где как раз располагался рок-клуб. Короче, с именем команде Юры было просто. По словам Хоя это было «местное название для группы, которая не собиралась выходить за пределы городского рок-клy6a»

«Панком никогда себя не считал...»
Юра Хой


Через два года, к 1989 году группа записала два «кассетных» альбома - «Плуги-вуги» и «Колхозный панк». Качество записей было ужасным, и они разошлись исключительно в Воронеже. Прорывом для команды стал альбом «Зловещие мертвецы», изданном в 1990 г.
Многие, особенно из ранних песен автобиографичны – «Ява», «Мент» (после выхода Юры из вытрезвителя), «Ядрёна вошь», «Взял вину на себя» - посвящение брату.
В то же время сам Юра пытался «развести» себя и «лирического героя» - «этакого монстра в вонючих носках, пострадавшего от всех известных венерических заболеваний и заработавшего импотенцию». Он говорил, что петь о человеческих пороках ещё не значит одобрять их. Для Юры такие песни - скорее, какой-то особый способ борьбы с ними.
Классическим «панком» Хой себя никогда не считал. «…может быть в начале творчества чистая «панкуха» кое-где и просматривалась» - рассказывал он в своих интервью. Он затем стал делать то, что нравилось лично ему, не привязываясь к стилю. И действительно – в музыкальном плане его альбомы были довольно разнообразны. Сам Юра определял стиль своей команды как «фьюжн».
Образцами для подражания и любимой музыкой для Хоя были западные группы и Rage Against The Machine, Biohazard, AC/DC, Alice Cooper. В последние годы Юра находился под впечатлением от тяжёлого рэпа с его блюзами, чёткой ритмикой и рок-гитарами, а на протяжении всей своей карьеры любил панк и дэт-метал.
«Хой, месяц молодой! Висит – гвоздём прибит!»
Веня Д`ркин
Псевдоним «Хой» к Юре прицепился сразу и довольно прочно. Вообще этот возглас тогда многие использовали – от Д`ркина до Летова, позаимствовав то ли из Oi!-музыки британских кокни, то ли из умствований БГ, но псевдонимом его сделал только Юра.
Как говорил он сам: «Хой» - просто восклицание, я часто произношу его во время песен. То, что оно напоминает кому-то Цоя (с которым Юра был лично, хоть и эпизодически, знаком) - случайность».
В последние годы жизни Юра стал меньше пользоваться псевдонимом «чтоб с гаишниками проблем не было». А то – остановят, а он «Да вы что, парни, я ж солист в «Секторе Газа». А они – «Врёшь! Там Хой поёт».

«Когда мы вышли на большую сцену, то нами стал заниматься человек, который до этого работал только с «попсой» и которого при слове «рок-н-ролл» начинало тошнить»
Юра Хой

После успеха «Зловещих мертвецов» и «Ядрёной воши» Юра стал выступать на всяких смешанных тусовках – «50х50» и тому подобных, но надоело это ему быстро. В Москву – «развратный город наглой молодёжи» он переезжать не пожелал, хотя возможностью записываться на студии «Мир» воспользовался. Его записи издаёт один из первых российских лейблов - «Gala Records». Начинаются легальные концерты группы, а вместе с ним – концерты липовых «Хоев» по городам. Сам Юра не любил «светится», сознательно поддерживал разрастание слухов, легенд о своей группе. В плане продаж – на кассетах его знали все, но 99 % альбомов выпускали пираты. Хой не жаловался, жил с того процента который «Gala Records» продавала по Москве, официальных релизов на «Black Box» в Воронеже и многочисленных концертов (всего их более 300). Его альбомы выходили в 1994 году, потом были переизданы «Галой» в 1997 г. «Нажми на газ» и «Колхозный панк» также были изданы – в 1991 и 1993 г. – уже на CD, LP, и неизменных кассетах.

«Нам нет разницы, для кого играть, от политики мы далеки. Платит Жириновский - играем для Жириновского, будет платить другая фракция - сыграем для неё»
Юра Хой

Росла и популярность. Известно, что от «Сектора» был в восторге Владимир Жириновский, и аполитичный как банан Хой «отвечал взаимностью» для ЛДПР, но – за деньги. Своих политических пристрастий Юра не имел, посылая всю политику «…в жопу. Буравчиком!». Строем он был вполне доволен, потому что, будучи из рабочих, заработал неплохие деньги на своём таланте. Впрочем, Хой полагал, что если бы ему пришлось так и застрять в грузчиках, то, конечно, он был бы недоволен правительством.
По мере роста популярности «Туман» и «Пора домой» Хоя стали фактически народной музыкой, музыкой дембелей, ПТУшников, студентов и сельской молодёжи. Жлоброкгруппа – так иронично часто называли «Сектор Газа» - группу, которую сам Хой сравнивал с порнухой, группу-изгоя, парию, которую не принимал ни рок, ни поп-музыка.
Известно, что Юра был не прочь сыграть в концерте с ДДТ или «Алисой» но его не звали, а сам он – не напрашивался. В 1994 году им записана панк-опера «Кощей бессмертный» - трэш-смесь русских сказок и музыки в духе АС/DC, Red Hot Chili Peppers или, Ace Of Base привлекшая внимание критиков. Выходит «Сказка» видео на которую не досняли из-за нехватки средств, затем чёрно-белый «Туман» - с хроникой российских войн. Всего у «СГ» выходит 4 клипа. Пятый - «Ночь страха» - не был закончен из-за смерти певца.
В конце 90-х «СГ» выпускает ряд техно-ремиксов, с участием воронежского DJ Крота.

«Я все время стремился к тяжелому звуку»
Юра Хой

В последние годы жизни Юра Клинских меняет имидж и звучание. Вместо косухи, рваных джинсов, старых маек и армейских ботинок появляются чёрные дорогие туфли, тёмные брюки и рубашка. Вместо разухабистого «колхозного» панка – «клёвый тяжеляк» последнего альбома.
«...я перепробовал практически все наркотики, но ни к чему не привык и не собираюсь привыкать. Попробовал - и хватит»
Юра Хой

Точные причины смерти Хоя неизвестны. 4 июля 2000 года, он умер в одном доме на Барнаульской, по пути из своего дома на очередную запись. В последние годы у него обострились проблемы со здоровьем – подозревали и гепатит и сердечные проблемы. Хой достаточно много пил, а к концу 90-х друзья стали подозревать его сильную наркотическую зависимость. К тому же, как полагают многие, его спутница Ольга была законченной наркоманкой. Перед смертью Юра жаловался на боль в низу живота, боку и «кипяток в венах» - но решил, что само пройдёт. Не прошло, они с Олей оказавшись в «плохом» районе вышли на Барнаульской. В квартире Хой сразу лёг, ещё раз сказав о «кипятке» в венах. Ольга стала звонить в «Скорую» - но ответили лишь на 4-й раз. Врачи не смогли помочь – остановилось сердце.
Хой умер. Умер человек не любивший «разряженную тусовку», геев и Киркорова. Умер человек, обожавший тяжёлый звук и тяжёлый рэп, скорость, простые слова и мистические ужасы. Свою смерть он «сделал» похожей на непритязательный «ужастик» - сумма цифр её даты составила 13, его последний альбом – «Восставший из ада» - содержал 13 песен, был 13 альбомом, вышедшим на 13 году существования «СГ», а два поминальных дня – 9 и 40 пришлись на 13е число.
После Юры Клинских остались две дочери – Ира и Лиля.

Юрий Хой, создатель и солист группы «Сектор Газа», умер 4 июля 2000 года от остановки сердца. Обстоятельства смерти до сих пор до конца не выяснены. Хой считается создателем так называемого «колхозного» рока. Большая часть его жизни прошла в родном городе Воронеже.

Причина смерти Юрия Хоя до сих пор остаётся в тени сомнений. Ушедший в бытие артист оставил после себя не только обширную дискографию, но и ряд загадок, ответ на которые он унёс с собой в могилу.

Последний день жизни

Дата смерти солиста «Сектора Газа» - 4 июля 2000 года. Это событие произошло в частном секторе его родного города, на улице Барнаульская.

Изначально Юрий планировал заниматься съёмками видеоклипа на композицию «Ночь страха». Почему его планы так внезапно поменялись, история умалчивает. Причина его визита по злополучному адресу тоже остается неизвестной.

По словам владельцев того дома, артисту стало плохо, а вызванная карета «Скорой Помощи» помочь уже не смогла. В момент её прибытия Хой скончался.

Ввиду того, что следов насильственной смерти обнаружено не было, расследование не проводилось. А после похорон выяснилось, что из морга пропали сведения вскрытия. Поэтому официальный результат был записан со слов делавшего вскрытие патологоанатома.

Всего озвучивалось несколько версий, которые могли стать причиной смерти:

  • сердечный приступ – официальная, выданная после медицинской экспертизы. В качестве её опровержения следует отметить, что до этого жалоб на сердце у Юрия не было;
  • разгульная жизнь певца. Серьёзная алкогольная зависимость и перенесённый гепатит вполне могли сказаться на работе организма;
  • третья версия – эзотерическая – влияние потусторонних сил, забравших его к себе. В репертуаре певца многократно упоминались призывы к дьяволу, мертвецам и высмеивание смерти.

6 июля в день похорон лил сильный дождь, несмотря на это, проводить Хоя в последний путь пришли тысячи поклонников. Прощальная церемония происходила в доме культуры «Луч». Отпевание – в самом древнем храме Воронежа, в Успенском храме на Адмиралтейской площади. Могила Юрия Клинских находится в юго-восточной части Левобережного кладбища, на участке № 7.

Жена вокалиста вспоминает, будто он предчувствовал свою смерть: «Не знаю почему, но во время последнего концерта Юра не смог исполнить песню «Демобилизация». Он не говорил…Тогда Хой просто ушёл со сцены. Дельцов предложил пустить эту песню в следующий альбом, мотивируя тем, что в этот она не подходит по тематике (все композиции были посвящены нечистой силе). Юрий отказался и уговорил оставить всё как есть… Словно чувствовал, что до следующего он уже не доживёт».

Память о Хое

Из всех многочисленных интервью с Хоем нет ни одного профессионального. Причина – либо немногословность лидера «Сектора Газа» или то, что все попадавшиеся журналисты были низкой пробы. Аналогичный пример привёл в своей статье-исследовании «Газовый Фактор II (О поэтике Юрия Хоя)» М. Г. Осокин – журналист, автор многочисленных публикаций.

В целом после смерти звезды было высказано много слов о его репертуаре и личности. Из наиболее известных можно выделить такие:

  • документальная книга Романа Гноевого «Сектор Газа глазами близких»;
  • документальная книга Владимира Тихомирова «Эпитафия рок-раздолбаю»;
  • ролик, показанный в молодёжной программе «Башня» в эфире от 20 октября 2000 г.;
  • программа, посвящённая жизни, творчеству и гибели артиста «Как уходили кумиры. Юрий Клинских», выпущенная на ДТВ;
  • комикс «Похождение Юры Хоя в царстве зла», нарисованный Д. Самборским, повествует о приключениях героя, собирающего свои альбомы.

Высказывания коллег по творческому цеху были неоднозначны:

  • Светлана Разина (Солистка группы «Мираж») созналась в том, что просто обожает его творчество;
  • Михаил Круг, напротив, сказал, что такую музыку нужно слушать в машине, ну максимум, во дворах. Но никак не звучащую со сцены;
  • Валерий Кипелов («Ария») знает, что у коллектива много поклонников. Но сам не является сторонником ненормативной лексики;
  • Алёна Винницкая («Виагра») ответила, что «Сектор Газа» является одной из её любимых групп.

О творчестве, жизни и смерти Хоя было сказано многое, кому-то он нравился, кого то раздражал. Но в любом случае, он оставил свой нестираемый след в истории российского музыкального направления, именуемого панк-рок.

Жизненный путь

Биография певца оборвалась за 23 дня до его 36-летия. Большая часть друзей и знакомых винит в его смерти Ольгу Самарину.

Семья и родной город

Клинских Юрий Николаевич (Хой) родился в Воронеже 27 июля 1964 г. в семье инженера и клепальщицы. Детские годы будущего кумира миллионов ничем особым не примечательны. Обычный мальчишка, не отличающийся усидчивостью и тягой к школьным наукам.

Начинал писать стихи в школьном возрасте. Первые навыки получил от отца, у которого были такие предпосылки. Некоторые свои произведения Клинских-старший даже печатал в местной газете. Детство Юры прошло в родном районе города, в котором он родился.

Город Воронеж, а точнее его Левобережный район, внёс определённый вклад в советскую, а затем и российскую историю музыки. Сложная экологическая ситуация, обилие промышленных предприятий и криминогенная обстановка сделали его неблагоприятным сектором столицы региона.

В народе район обзывали «Сектор Газа», именно это и послужило примером для Юры Клинских. В результате группа была названа в честь родного района города, а не государства, расположенного в Персидском заливе.

Учёба и армия

В 1981 г закончив Воронежскую среднюю школы № 30, Юра устраивается на завод и параллельно с этим учится водить грузовик ЗИЛ-130 в школе ДОСААФ. Примерно с этим периодом датируется знакомство в будущей женой – Галей.

Срочная служба в рядах Советской Армии проходила в Благовещенске, в танковых войсках, принадлежащих батальону обеспечения.

Вернувшись домой в 1984 г, устраивается на работу сотрудником ГИБДД, где работает на протяжении 3 лет. Причина смены работы нигде не упоминается, однако дослужить положенный по контракту срок ему пришлось в структурах вневедомственной охраны.

После увольнения из милиции трудится на заводе. Сначала грузчиком, потом фрезеровщиком, пробует работать оператором станка. Свободное от работы время играет на гитаре, пишет стихи.

Создание группы «Сектор Газа»

Свой первый альбом солист записал в 17-летнем возрасте, перед призывом в армию. По возвращению он был частично перезаписан. Открывшийся в 1987 г. рок-клуб притягивал его своей атмосферой. Первые концерты он давал сольно, образование музыкального коллектива датируется лишь летом 1988 г.

Изначально используемый образ Хоя полностью его устраивал. Матерщинник, бунтарь-одиночка в образе панка – именно таким был Юра Клинских на заре становления группы. Этот стиль преследовал его до середины 90-х.

Смена имиджа произошла не резко, а постепенно. Косуха, потёртые джинсы и армейские ботинки сменяются на рубашку, брюки и чётные туфли. Позже певец рассказывал, что злоба и ветер молодых лет прошли, а теперь его цель – стремление к прогрессу и взросление.

Популярность

Выпуск альбома «Зловещие мертвецы» и «Ядрёна вошь» дали музыкальному коллективу широкое признание. Он отправляет плёнки в столицу, где через своего знакомого, который занимался распространением аудиокассет, продвигает их слушателю.

Вскоре интерес к молодым воронежским ребятам появляется у московского бизнесмена Фиделя Симонова. Он специально приезжает в Воронеж, знакомится с ними и помогает продвигаться дальше:

  • помогает материально с записью следующего альбома;
  • организует несколько концертов.

В результате, в 1991 г «Сектор Газа» записывает альбом «ночь перед Рождеством» на московской звукозаписывающей студии «Мир».

Причиной прекращения взаимовыгодного сотрудничества с Фиделем стали разные взгляды на дальнейшие действия группы. Новоявленный администратор планировал сделать несколько дублирующих коллективов «Сектора Газа» и всех их отправить на гастроли по необъятной России, в разные города. Хоя это не устраивало. Таким образом компаньоны прекратили свою совместную деятельность.

То, чем не хотел заниматься Юра, всё-таки произошло. Многочисленные музыкальные коллективы гастролировали по стране и давали «фанерные» концерты под их именем. Отсутствие официальной информации о группе делало своё дело. Однажды он сам стал свидетелем такой фальсификации, и для того чтобы разобраться, полез на сцену. Однако ничем, кроме его избиения, это не закончилось.

Перестроечное время, всеобщие запреты и ограничения сделали народ голодным до зрелищ и тех самых запретов. В своих композициях Юра Хой использовал именно такие темы, актуальные для слушателей.

Тексты песен преимущественно затрагивали проблемы того времени:

  • «Плуги-Вуги»;
  • «Видак»;
  • «Гуляй мужик»;
  • «Бомж».

Вторым направлением, которого придерживался автор и вся группа, была загробная жизнь:

  • «Вальпургиева ночь»;
  • «Зловещие мертвецы»;
  • «Ночь перед Рождеством»;
  • «Черная магия».

Всего в творческой биографии группы «Сектор Газа» 15 альбомов, первые 2 из которых были записаны на «магните».

В 2015 г Ирина Клинских случайно обнаруживает образец неизданной песни отца «Вой на луну». Изначально она должна была попасть в сборник «Газовая Атака». Юрий посчитал её неудачной и не стал издавать. После компьютерной обработки она была добавлена, и новый, переизданный альбом вышел в свет спустя 15 лет после смерти исполнителя.

Семейная жизнь

Как упоминалось ранее, знакомство с женой у Юры произошло ещё до призыва в армию. Девушка дождалась его, а по возвращению молодые сыграли свадьбу. Старшая дочь Ирина родилась в 1984г. Спустя 11 лет – появилась вторая – Лилия.

На одном из московских концертов кумир молодёжи знакомится Ольгой Самариной. Эту встречу можно назвать роковой для его семейных отношений. Начиная с 1991 г они встречаются практически не скрывая свои отношения.

Любовница, которая была на 11 лет младше, присутствовала в его жизни до самой смерти. Многочисленные фотографии подтверждают, что вместе они были на тусовках в московских клубах.

Примерно в 1998 г. Галина узнаёт о том, что у мужа есть любовница. Она предлагает ему расстаться, но получает в ответ отрицательный ответ. В результате Юрий уговорил её не подавать на развод и дать немного времени. В последствии всё так и не разрешилось. Первый панк-рокер российской эстрады до самой смерти жил на 2 семьи, разрываясь между любимыми женщинами.

Близкие артиста обвиняли Самарину в том, что она подсадила Юру на героин и стала виновницей смерти. Девушка не отрицает этого, но утверждает, что вместе они прошли курс лечения и проблема была решена.

После смерти любимого человека, жена Галина осталась жить с дочками, так и не вышла замуж. Ольга Самарина связала судьбу с другим мужчиной и родила сына.

Юрий Хой остался в истории российской музыки как исполнитель, кардинально отличавшийся от устоявшихся традиций. Своим творчеством он дал толчок в её развитии, создав новую ветку рока, названную колхозным.

Видео

Программа снята для телеканала ДТВ: «Как уходили кумиры. Юрий Клинских».

300 подборов, из них 7 в этом месяце

Биография

«Сектор Газа» — рок-группа, созданная Юрием Клинских в 1987 году в Воронеже.

«Сектор Газа» — названа в честь района в Воронеже, где жил Юрий Хой. Пояснение - в районе стояло много заводов, из-за чего его и прозвали "Сектором газа". Группа вступает в местный рок-клуб и быстрыми темпами набирает популярность не только в родном городе, но и за его пределами. Песни Клинских, описывающие жизнь и быт простых представителей трудовой молодежи, нашли отзыв в сердцах той самой молодежи. Хиты «Сектора Газа» распевают в подворотнях и подвалах всей страны, в то время, как группа полностью игнорируется масс-медиа СССР. Сам Клинских работает на заводе обычным рабочим. Всесоюзная слава не приносит Юрию никаких финансовых средств. За привычку, взятую у Егора Летова, кричать со сцены: "Хой!", фанаты дают ему прозвище "Юра Хой".

В то же время раскруткой команды занимается одна из первых записывающих компаний послеперестроечного СССР «Гала Рекордс». Выходят один за другим альбомы группы. По неофициальным данным «Сектор Газа» лидирует в музыкальном прокате, Хой и компания гастролируют по СНГ. С участием группы даже выходит в теле-эфир выпуск знаменитой «Программы А».

По сути «Сектор Газа» это Юрий Клинских + постоянно меняющийся состав музыкантов. Одно время в группе работала Татьяна Фатеева, успешно дополнявшая Хоя на подпевках.

На протяжении всех 90-х годов «Сектор Газа», который фактически игнорировали не только масс-медиа, но и собратья по рок-цеху (лучший пример тому — отсутствие информации о С.Г. в рок-энциклопедии «Кто есть кто в советском роке» 91-го года). Пользовалась огромной популярностью в «низах» общества-у так называемых «гопников». При этом у перченого творчества Хоя хватало почитателей и в более интеллектуальных кругах. Группа выступала и в странах дальнего зарубежья: в Германии, Израиле.

4 июля 2000 года его организм не выдержал, произошел отказ печени, и Клинских скончался от инфаркта на квартире у знакомого в Воронеже. Вскоре вышел последний альбом группы — «Восставший из ада».

Далее началась волна последователей Клинских. Бывшие музыканты С. Г. или просто знакомые Юрия создают группы, используя тематики, разработанные Хоем, и название «Сектор Газа». Многие считают такое «наследование» нарушением моральных прав. Тем более, что эпигоны Юрия не смогли заполнить нишу, возникшую после смерти Клинских.

Это и неудивительно - популярность «Сектора Газа» была в большой мере следствием эпохи, в которой развивалась группа. Народ бывшего СССР уже прошёл тот виток культурного развития, который вызвал популярность группы. «Наболевшие» эмоции были высвобождены и в повторении не нуждались. Впрочем, есть более простое объяснение — эпигоны группы никогда не дотягивали до уровня Клинских ни в плане текста, ни в плане музыки, а тем более — по популярности.

Хотя достаточно большую популярность приобрели группы «ex-Сектор Газа» (основанная Игорем Кущевым) и «Сектор Газовой Атаки» (основанная Сергеем Гузниным (Кимом) и Татьяной Фатеевой). Последняя группа сотрудничала с «Красной Плесенью» при создании панк-мюзикла «Красная Шапочка» (2001).

Юрий Клинских вышел из типичной среды советских рабочих кварталов. Он был плохим учеником и после окончания школы и армии не задерживался долго на каком-нибудь рабочем месте. Клинских не сидел в тюрьме, однако его ближайшие родственники прошли эту школу жизни. Клинских был не только свидетелем, но и участником потасовок и групповых драк, типичных для спальных районов. В то же время Юрий с детства увлекался музыкой, играл на гитаре и был довольно интеллигентным, мыслящим человеком. Впитав в себя специфическую культуру своего окружения, он выплеснул нажитый опыт в песни. Сохраняя жаргон и следуя понятиям близкого для себя люмпенского мильо, Хой блестяще воссоздал действительность, зарифмовав её в стихи. Герои его песен — простые ребята «по соседству», рабочие (иногда наоборот — это жители деревень, «колхозники»), алкоголики, бомжи, люди криминального или полу-криминального толка. Их интересуют повседневные проблемы — с кем выпить, с кем переспать, чем заняться потом. Именно эта незатейливость и очевидность персонажей так пришлась по душе тем самым людям, о которых Клинских свои песни и писал.

Кроме того, большой пласт творчества Клинских посвящён теме загробной жизни. Сюжеты этих песен как правило развиваются в сельской местности. Герои песен всё те же «колхозники» или «работяги».

Однако, Юрий не стоял на одном месте, развиваясь как музыкант и поэт. Он охотно эксперементировал тематикой и формой песен, в музыкальном плане изящно пародируя известные мотивы. Ярким примером является его рок-сказка (панк-опера) «Кащей Бессмертный». Клинских увлекался различными музыкальными течениями от тяжёлого рока до чёрного рэпа, что нашло отражение в его песнях. К лучшим нетленкам Хоя относятся не только напичканные матом ранние хиты «Сектора Газа», но и такие серьезные песни, как «Туман», «Домой», «Life», «30 лет».

Юрий Клинских почитал творчество Владимира Высоцкого, часто проводил параллели между собой и легендарным бардом. Песня «В ночь перед Рождеством» была написана Юрой явно под влиянием песни Высоцкого «Погоня».

Ошибочно полагалось, что «Сектор Газа» является панк-группой. Клинских действительно изначально использовал на сцене панковскую атрибутику, тем самым и создав прецедент для подобного мнения. Однако аранжировки песен С. Г. не имеют отношения к панк-року: «мёртвые» барабаны на студийных записях, засилье синтезаторов и «тяжёлых» гитарных соло придавали звучанию группы скорее «попсовый» оттенок. Нигилизм в текстах также недостаточен для квалификации «Сектора» как панк-группы, так как в песнях фактически отсутствует эпатаж или открытый протест. Сам Клинских позже высказывал недовольство общим студийным звучанием, музыкальный стиль группы в свою очередь характеризовал как «фьюжн». Учитывая то, что лирика Клинских постепенно становилась всё более углублённой, особенно бледно смотрятся на его фоне потуги так называемых друзей Хоя, якобы реанимирующих «Сектор Газа» после смерти Клинских.

Последние годы жизни Юрий, злоупотреблявший не только алкоголем, но и героином, болел гепатитом С. Тем не менее, смерть Клинских стала неожиданностью для многочисленных поклонников. Юрий не был богатым человеком, его семья осталась фактически без денежных средств, в результате чего состоялась широкомасштабная акция в интернете по сбору денег на памятник Клинских.

Состав
Основатель группы, вокал, автор музыки и песен, акустическая гитара, гитара, клавишные: Клинских Юрий Николаевич (Хой), 27 июля 1964 - 4 июля 2000. До 1989 года работает сольно, иногда на фестивалях рок-клуба с сессионными музыкантами. Первые записи Юрия Клинских датированы 1981 годом.

Первый состав: (1989 - 1991)

Титиевский Семён Всеволодович, 20 января 1968 - бас-гитара
Крючков Олег "Крюк" - барабаны
Кущев Игорь Геннадьевич "Кущ", 23 июля 1959 - лидер-гитара
Якушев Александр Васильевич, 21 июня 1965 - барабаны
Дельцов Андрей Кимович (гр. Фаэтон), 23 февраля 1963 - звукорежиссёр (иногда гитара на концертах)
Есть упоминания о некоем гитаристе Максе, отработавшем 7 выступлений в 89 году и пропавшем в неизвестном направлении.

Тупикин Сергей Иванович, 23 января 1965 - лидер гитара
Ушаков Алексей Алексеевич (гр. Фаэтон), 12 мая 1963 - клавишные
Сукочёв (или Сучков?) Виталий Васильевич "Питон", 15 февраля 1965 - бас-гитара
Фатеева Татьяна Евгеньевна (гр. Школа), 14 сентября 1968 - вокал

Второй состав: (1991-1993)

Лобанов Владимир Михайлович, 8 сентября 1964 - лидер гитара
Тупикин Сергей Иванович - бас гитара

Фатеева Татьяна - вокал
Попов Альберт Михайлович "Красный огурец" - Воронежский панк-бард. Работает на разогреве.

Сессионные музыканты этого периода:

Третий состав: (1993-1995)

Глухов Вадим Алексеевич, 25 августа 1965 - лидер гитара
Ушаков Алексей Алексеевич - клавишные
Якушев Александр Васильевич- барабаны
Дельцов Андрей Кимович - звукорежиссёр

Четвёртый состав: (1995-1997)


Черных Василий Иванович "Самоделкин", 3 декабря 1965 - 8 апреля 2008 трагически погиб попав под машину - гитара
Аникеев Игорь Алексеевич "Кот" - клавишные
Якушев Александр Васильевич - барабаны
Дельцов Андрей Кимович - звукорежиссёр

Сессионные музыканты этого периода:

Подзоров Валерий Викторович, 23 августа 1964 - бас-гитара
Ушаков Алексей Алексеевич - клавишные (иногда заменяет Игоря Аникеева)

Финальный состав:(1997-2000)

Глухов Вадим Алексеевич - лидер гитара
Аникеев Игорь Алексеевич "Кот" - клавиши, ритм секция
Дельцов Андрей Кимович - звукорежиссёр

Студийный состав:

Титиевский Семён Всеволодович - бас-гитара (Плуги-Вуги, Колхозный панк-1989, Зловещие Мертвецы, Ядрёна Вошь)
Крюков Олег "Крюк" - барабаны (Плуги-Вуги, Колхозный панк-1989)
Якушев Александр Васильевич - барабаны (Плуги-Вуги, Колхозный панк-1989)
Кущев Игорь Геннадьевич "Кущ" - лидер гитара (Плуги-Вуги, Колхозный панк-1989, Зловещие Мертвецы, Ядрёна вошь, Ночь перед Рождеством)
Ушаков Алексей Алексеевич - клавишные (Ядрёна Вошь, Зловещие мертвецы, Ночь перед Рождеством, Нажми на Газ, Сказка, Танцы после Порева), голос (Сказка)
Фатеева Татьяна Евгеньевна - вокал (Зловещие Мертвецы, Ядрёна Вошь, Гуляй Мужик)
Жирнов Игорь Михайлович "Егор" (гр. Джокер, Чёрный Обелиск, Рондо), 21 сентября 1964 в г. Томске - лидер гитара (все альбомы начиная с Гуляй Мужик)
Тупикин Сергей Иванович - бас гитара (Гуляй, мужик, Нажми на газ, Колхозный Панк-92), лидер гитара (Плуги Вуги, Колхозный Панк-89)
Черкезов Эльбрус Джахангирович "Брюс" (гр. Лезвие), 7 сентября 1968 - бас гитара (Н.У.М)
Дронов Василий (Монгол Шуудан) - бас гитара (Восставший из ада)
Пухонина Ирина "Бухарина" - вокал (ТПП, Сказка)
Никифорова Вероника Всеволодовна (DJ Русского радио-Воронеж), 29 августа 1976 - вокал в песнях "Давай-Давай" и "Вечером на лавочке" в ремиксовом альбоме.
Брянцев Александр (или Алексей?) Иванович "DJ Крот", 13 марта 1973
- продюссер ремиксов
Аникеев Игорь Алексеевич "Кот" - клавишные (по песне в Н.У.М и Восставшем из Ада)
Глухов Вадим Алексеевич - гитара ("Туман" - Газовая Атака)

Колтаков Андрей "Бонифаций"- запись и сведение
Таманов Валерий - запись и сведение
Богданов Юрий - запись и сведение
Дельцов Андрей Кимович - звукорежиссёр

Самборский Дмитрий Ярославович, 30 мая 1970 - художник, дизайн
Покровский Дмитрий О. - дизайн альбомов Колхозный панк, Ядрёна Вошь, Ночь перед Рождеством, Гуляй, мужик, Танцы после порева
Радимов Сергей - дизайн альбома Наркологический университет миллионов
Павлов Сергей - дизайн
Журавлёв Сергей - дизайн
Липатов Александр - дизайн "Коллекции"
Золотарёв Олег (НТВ-Воронеж) - оператор "Сказки"
Великанов Дмитрий - оператор клипа Туман
Ларионов Денис - режиссёр клипа Туман
Белиловская Екатерина - фотограф
Гузнин Александр - фотограф
Ухин Алексей - фотограф

Менеджмент группы:

Кочерга Александр Иванович "Ухват", 2 сентября 1961 - устраивал концерты группе в 1989-1990. Основатель Воронежского рок-клуба.
Симонов Фидель - директор группы в 1991 году, создатель "левых" Секторов.
Савин Сергей Николаевич - директор группы (1992-1995)
Ляхов Константин - директор группы (1995-2000)
Кабанов Алексей Валерьевич - администратор (1995-2000)
Привалов Алексей Владимирович, родился 23 мая 1972 года в Москве. Сотрудничал с Юрой с 1996 по 2000 год. Сначала был директором концертного отдела компании "Гала", с которой у "Сектора" был концертный договор. Привалов организовывал концерты по стране и ездил с группой как тур-менеджер. Но через некоторое время он покинул "Галу", но с Юрцом сотрудничество продолжил.
Курбанов Аслан - администратор официального сайта группы - www.klinskih.da.ru (www.sektorgaza.net) c 1998 года и до настоящего времени).

Все альбомы группы, кроме Плуги-Вуги (1989), Колхозный Панк (1989) и Сектор Газа (1993) были изданы на лейбле S.B.A/Gala Records. Альбомы так же записывались на студиях "Blackbox" (Воронеж), "Мир"(Москва), Gala Records (Москва).

Дискография
Оригинальные альбомы

* 1989 — Плуги-вуги
* 1989 — Колхозный панк [оригинальная версия]
* 1990 — Зловещие мертвецы
* 1990 — Ядрёна вошь
* 1991 — Ночь перед Рождеством
* 1991 — Колхозный панк [основная версия]
* 1992 — Гуляй, мужик!
* 1993 — Нажми на газ
* 1993 — Сектор Газа
* 1994 — Танцы после порева
* 1994 — Кащей Бессмертный
* 1996 — Газовая атака
* 1997 — Наркологический университет миллионов
* 1997 — Сектор Газа [перезапись]
* 2000 — Восставший из ада

Сборники, ремиксы
* 1996 — Избранное
* 1997 — Избранное 2
* 1998 — Баллады
* 1999 — Extasy (ремиксы Алексея Брянцева (DJ Крот))
* 1999 — Стёб-хаус (ремиксы Алексея Брянцева (DJ Крот))
* 2001 — Избранное 3